"Чтобы не было хуже, не нужно постоянно себя пугать. Многое в таких вещах построено на психологии. Вы начинаете стращать друг друга - и наступают негативные последствия, которых могло и не быть", - сказал накануне премьер Владимир Путин, пообещав то, что власти будут следить за ликвидностью. Почему разразился очередной кризис, как он коснется России и почему красивые проекты типа "Большой Москвы" лучше завернуть? Об этом накануне говорили на "круглом столе" в Москве. Самые интересные выступления экономистов – в материале Накануне.RU.
Игорь Николаев, профессор Высшей Школы Экономики:
"Можно отметить, что нынешний кризис - это кризис спекулятивной экономики. В разных странах есть понимание природы этого кризиса, поэтому в разных уголках света предпринимали попытки снизить спекулятивность в экономике. Так, например, Бразилия ввела 2%-й налог для иностранцев при покупке инструментов с фиксированной доходностью. Где-то предприняли ограничения по ипотеке. Но, к сожалению, модель экономики осталось прежней, спекулятивной, и кризис на самом деле никуда не уходил, а это значит, что вторая волна обязательно будет. Я думаю, это можно прогнозировать на 90%. Не думаю, что последние события, такие, например, как понижение кредитного рейтинга США - это начало второй волны кризиса. И все же для полного разворота мировой экономики вспять нужно более значимое событие. Правда, есть уже целая цепочка таких событий. Если дефолт замаячит перед еще несколькими европейскими странами, а вероятность этого усиливается, то мы действительно можем оказаться на пороге глобального экономического спада. Для России эта ситуация ухудшается тем, что мы загнали себя в определенную ловушку. Мы больше взяли на себя социальных обязательств, чем любая другая страна мира за время прошедшее с кризиса 2008 года, а теперь нам еще подхлестывают и выборы. Все страны сокращали свои расходы, а Россия,наоборот, увеличивала, поэтому, я считаю, что в случае резкого падения цен на нефть нашу страну ожидают большие неприятности".
Антон Данилов-Данильян, вице президент общероссийской общественной организации "Деловая Россия":
"В руках у российской власти сейчас есть опыт – опыт противодействия развитию кризиса. Сейчас есть большая опасность, что котировки российских бумаг снизятся до критического уровня и приведут к краху компаний. Такая же угроза была и в 2008 году. Но нормативные акты, которых тогда не хватало, теперь и написаны и приняты, и их в любой момент можно задействовать. Поэтому я считаю важным снова запустить тот механизм, который был использован "Внешэкономбанком". Надо оснастить этот институт развития средствами достаточными для того, чтобы обеспечивать если уж не стабильность курсов акции российских компаний, то хотя бы просто замедлять снижение этих котировок, путем скупки части этих акций на рынке. Президент Медведев, может быть, несколько преждевременно назвал этот механизм недостаточно эффективным, однако время, показало, что он очень эффективен, в конце концов, на этом заработал и ВЭБ, и компании, которые получили необходимую стабильность для переговоров о реструктуризации своей задолженности и потом успешно расплатились с долгами в конце 2008 – начале 2009 годов. Сейчас этот механизм нужно будет применять сразу же, а не раскачиваясь в течение нескольких недель, как это было в 2008 году. Может быть, в этом случае даже не понадобиться активная роль центрального банка, как кредитора последней инстанции. Если сделать так, чтобы акции дешевели не обвально, а постепенно, то уход инвесторов с российских рынков будет не таким стремительным, как это было в 2008 году. Хочу отметить, что нашим руководителям ни в коем случае нельзя впадать в истерику, как это было, например, с президентом США, но нельзя впадать и в другую крайность: говорить, что у нас все будет нормально и российского рынка это не коснется. Если это будет активно муссироваться со стороны власти, то ничего, кроме падения авторитета этой самой власти, мы не получим. Должна быть совершенно спокойная, взвешенная позиция с указанием для участников рынка, что и как быстро собирается делать регулятор.
Пока я не вижу ничего критического в том, что сократились наши средства в резервном фонде и фонде национального благосостояния, но иметь некоторый заранее подготовленный вариант корректировки бюджета на 2012 год было бы чрезвычайно полезно, особенно с учетом того, что большое количество трат как федерального, так и региональных бюджетов можно избежать, если привлекать деньги инвесторов. Проект нашей организации "Электронный город" однозначно показывает, что часть растрат бюджета можно заместить инвестиционным проектом. Огромное количество трат на самом деле являются окупаемыми проектами. Этим можно заняться уже сейчас".
Сергей Афонцев, заместитель председателя экспертного совета при комитете по промышленной политике Российского союза промышленников и предпринимателей:
"Сейчас много говорится относительно падения курса рубля. Я бы не стал рассматривать это как очень трагичный фактор, напротив, у нас явно неравновесным было повышение курса рубля в последние годы под влиянием нашего неравновесного платежного баланса. В данном случае снижение курса рубля с точки зрения компаний реального сектора представляло бы собой позитивное явление и способствовало бы повышению конкуренции. Главное, чтобы это снижение курса рубля было бы управляемым, и не представляло бы собой колебание с большой амплитудой. Когда курс дергается туда-сюда, это мешает компаниям нормальным образом скорректировать бизнес план. Если центральный банк в условиях растущего давления на рубль будет осуществлять политику плавной девальвации, то это самое лучшее, что можно в этих условия представить себе. Кроме того, необходимо поддерживать компании финансового сектора, которые могут оказаться в сложном положении. Самая большая глупость случится, если власти позволят обанкротиться какому-либо крупному предприятию этой сферы. Вот тогда точно финансовая ситуация станет такой, что мало никому не покажется. Напротив, что касается поддержки реального сектора, то тут надо действовать осторожно и более осмысленно чем, это было сделано в 2008 году. Все эти бесконечные составления перечня компаний, которые претендуют на получение господдержки, вся эта толкотня с дележом шкуры неубитого медведя и с расчетом потенциальных бюджетных обязательств, которые могут вырасти с поддержкой этих компаний, до добра не доведут. Надо учитывать, что многие компании, которые оказались в этом перечне, были отнюдь не самыми бедными и подходящими для господдержки кандидатами. Это вносит лишнюю нервозность и создает ожидание растущей нагрузки на бюджет, что крайне негативно оценивается всеми наблюдателями, которые оценивают потенциальную платежеспособность страны и компаний.
Ситуация с бюджетом пока не катастрофичная. В последнем трехлетнем бюджете были заложены достаточно разумные показатели цены на нефть. На мой взгляд, цена в 95-97 долларов не будет пробита в среднесрочном плане. Мы не совсем удачно заявили о намерении повысить свой кредитный рейтинг. Сейчас надо очень осторожно вести себя в бюджетной сфере. Естественно, что сейчас рейтинговые агентства будут смотреть за динамикой расходных обязательств, за поступлением доходов в государственный бюджет. И сейчас надо пересмотреть базовые подходы к бюджетной политике. Я, конечно, все понимаю, сейчас предвыборный год, и неуместно чего-то сокращать, но в США тоже предвыборный год, и вот до чего они доигрались. В 2006 и 2007 году было четко видно, как происходит отрыв от реальности в российской бюджетной политике. Когда все было хорошо и денег было много, то бюджетные проекты росли как грибы во время дождя. Теперь выяснилось, что мы набрали столько проектов, что непонятно, как их теперь финансировать. Кстати, у нас в 2010 году, когда многие решили, что кризис преодолен, опять был рецидив подобного отрыва от реальности. Вот, например, проект Большой Москвы. Сейчас не самая лучшая бюджетная ситуация для реализации подобного рода проектов. Отыгрывать их назад - это имиджевые потери, но продолжать нестись на полных парах к полустанку по разобранным рельсам тоже очень опасно".