Вокруг "Ленфильма" разгорается скандал. Около недели назад с открытым письмом к Владимиру Путину выступили два маститых российских кинорежиссера Алексей Герман и Александр Сокуров, которые обратились к премьеру с просьбой спасти известную киностудию от объединения с принадлежащей известному бизнесмену Владимиру Евтушенкову компанией Russian World Studios. По их словам, в результате этого “Ленфильм” рискует превратится в очередную фабрику по производству телесериалов. Опасения режиссеров понятны — процесс "приватизации" студии по большей части скрыт от глаз общественности, а дальнейшая судьба "Ленфильма" и его имущества до сих пор остается туманной. Накануне.RU попыталось разобраться: что ждет одну из крупнейших киноплощадок страны в ближайшем будущем?
“Предполагается создание открытого акционерного общества по принципу частно-государственного партнерства. Предварительное рабочее название — “Объединенная киностудия “Ленфильм”. Туда будет внесено имущество со стороны “Ленфильма” и со стороны частных инвесторов, от “Всемирных русских студий” (RWS). Уже подготовлен необходимый пакет документов и получено предварительное согласование. В настоящий момент они направлены на экспертизу в Министерство юстиции РФ. Планируется, что на современной технической основе, которой располагает студия RWS, будут делаться современные фильмы, соответствующие европейским и мировым стандартам”, — разъясняет Накануне.RU видение дальнейшей судьбы “Ленфильма” глазами ведомства заместитель директора департамента кинематографии Минкульта Игорь Каллистов.
Планы по созданию частно-государственного партнерства на базе “Ленфильма” и RWS идут уже не первый год. Слухи об их объединении появились еще в 2008 году. С этого момента в прессе регулярно появлялись сообщения о переговорах руководства двух киностудий, однако участники по большей части ограничивались лишь устными декларациями о намерениях. В апреле 2010 года владелец АФК “Система”, которой и принадлежат “Всемирные русские студии”, Владимир Евтушенков лично посетил “Ленфильм” и встретился с руководством и представителями общественного совета киностудии. Он пообещал собравшимся в случае совершения сделки вложить около $10-15 млн в реконструкцию и модернизацию студийного комплекса “Ленфильма”.
По словам генерального директора исследовательской компании Movie Research Олега Иванова, объединение “Ленфильма” с RWS, за которой и стоит АФК “Система” Владимира Евтушенкова, может пойти старейшей студии только на пользу. “Меня только смущает, почему так долго тянется этот процесс, я слышу о нем не менее двух лет. На мой взгляд, ответственность за промедление лежит на топ-менеджменте холдинга, тем более, что государство положительное отношение к факту возможной сделки уже выразило”, — отмечает Олег Иванов.
С этим выводом соглашается аналитик по медиаиндустрии агентства “Инвесткафе” Анастасия Соснова, которая отмечает, что приватизация “Ленфильма” стала бы для государства хорошим поводом получить дополнительные средства в бюджет и в некоторой степени позволила бы избавиться от финансового балласта, связанного, прежде всего, с высокими затратами на содержание комплекса зданий киностудии, расположенных в центре Санкт-Петербурга.
“Здания студии построены почти сто лет назад, и, конечно, требуют ремонта и реконструкции. Все это, безусловно, необходимо и Минкульт выделял средства на эти нужды. Недавно был отремонтирован фасад, сделан ремонт в цехах и т.д. Несколько лет назад был переоборудован звукоцех, который сегодня находится на европейском уровне. Но, конечно, студия обветшала и требует серьезной модернизации”, — оценивает для Накануне.RU текущее состояние материальной базы киностудии эксперт отдела общественных связей “Ленфильма” Александр Поздняков.
Олег Иванов добавляет, что, по его мнению, “Ленфильм” на сегодняшний день превратился в тяжеловесный инфраструктурный объект кинематографии, совокупность почти непригодных для использования павильонов и площадей, на которых расположены небольшие частные кинокомпании.
“Я полагаю, что, заглянув в бухгалтерию “Ленфильма”, можно сделать вывод о фактическом банкротстве студии как хозяйствующего субъекта”, — говорит Иванов.
В такой ситуации государство, в силу отсутствия у него заинтересованности в увеличении объемов финансирования, готово пойти на то, чтобы отдать АФК “Система” контроль над объединенной киностудией, передав на ее баланс “Ленфильм”. Так, в недавно опубликованном “Новой Газетой” документе Минфина упоминаются проекты указа президента и распоряжения правительства касательно дальнейшей судьбы петербургской киностудии, согласно которым в случае объединения государство гарантированно получит лишь так называемый “блокирующий” пакет, 25% плюс одна акция, во вновь образованном “Ленфильме”.
“Напрямую повлиять на перепрофилирование предприятия при таком пакете практически невозможно, на текущую деятельность организации государство сможет влиять опосредовано через совет директоров. Через совет директоров можно также влиять на сделки по отчуждению имущества. Все зависит от того, как грамотно будут составлены учредительные документы общества, будут ли они охранять интересы государства”, — поясняет управляющий партнер юридической компании DE FENDO Елена Матерухина.
Возможно, именно этот факт и тревожит деятелей киноискусства, которые высказывают опасения, что инвестор-спаситель может оказаться с ножом за пазухой, ведь недвижимость, принадлежащая “Ленфильму”, уже давно привлекает находчивых коммерсантов. Так, по вине прежнего руководства киностудия уже потеряла часть своих площадей. В 2005 году были проданы два корпуса на Каменноостровском проспекте, спортивная база на набережной Большой Невки, 2 дачи и база отдыха в Лисьем Носу и недостроенный пионерлагерь в Цвелодубово.
Однако часть экспертов полагает, что “АФК “Система” идет на эту сделку отнюдь не ради недвижимости. “Если бы это было целью, то нашлись бы другие, более простые пути. Финансово обременительный “Ленфильм” отнюдь не является лакомым куском, для Евтушенкова студия является по сути жертвенным алтарем: от этой сделки он не получает ничего, кроме расходов и бренда “Ленфильм”, который уже сильно устарел и не имеет былого звучания”, — поясняет Олег Иванов.
Между тем, Анастасия Соснова отмечает, что есть определенный риск, что во главу угла процесса кинопроизводства будет поставлен коммерческий интерес, а уже потом художественная ценность выпускаемых картин. Впрочем, петербургские кинематографисты в случае необходимости могут отстоять независимость “Ленфильма”, как это им удалось в 2008 году, когда студию планировалось объединить вместе с “Мосфильмом” и “Центральной киностудией детских и юношеских фильмов имени Горького” в государственную кинокорпорацию. Пока же поводов для беспокойства мало: и на “Ленфильме”, и в АФК “Система” нас заверили, что никакого окончательного решения по созданию партнерства не принято и пока никто никого ни к кому присоединять не собирается. Студия работает в своем прежнем режиме.
“На сегодняшний день на "Ленфильме" в производстве находятся три собственных картины. Одна из них — "Моя бабушка — ведьма" Сергея Карандашова. Съемки в павильонах уже прошли, а теперь предстоит экспедиция в Таганрог. Другие две картины заканчиваются в этом году. Это картина "Поклонница" Виталия Мельникова о Чехове, рабочее название — "Львы, орлы и куропатки". Комедия "Лимузин" Романа Ершова тоже должна быть вскоре закончена”, — рассказывает Накануне.RU Александр Поздняков.