Аналитика


Игорь Коротченко: Можно не сомневаться, что Т-50 "Сухого" полностью отвечает требованиям пятого поколения
Наука и техника | В России

После происшествия в Жуковском по поводу перспективной российской разработки Т-50 еще долго будут ломаться копья. На "МАКСе" несколько дней машина отработала на отлично, но в последний день взлет Т-50 был отменен из-за "проблем в правом двигателе", при этом самолет уже выходил на разгон, когда языки пламени вырвались из сопла на глазах у всех зрителей. Ситуацию накалило и то, что после инцидента самолет в воздух так и не поднялся. В СМИ сразу появились высказывания экспертов о том, что проблемы были у всех трех машин Т-50, которые работали на салоне. А отдельные комментаторы поспешили заявить о серьезных проблемах российской оборонной промышленности. Масла в огонь подлила и снова не взлетевшая 20 августа "Булава". Член президиума общественного совета при Минобороны, директор Центра анализа мировой торговли оружием и главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко рассказал Накануне.RU о том, что на самом деле произошло на юбилейном МАКС-2011, а также о ситуации в российской военной авиации.

Вопрос: Инцидент с неудачным взлетом нашего истребителя пятого поколения Т-50 уже раскритиковали со всех сторон. Так ли страшны последствия для судьбы нашего истребителя на самом деле?

Игорь Коротченко: Гвоздем военной программы, которая была продемонстрирована на нынешнем салоне МАКС, безусловно, стала первая публичная демонстрация истребителя пятого поколения Т-50 ОКБ "Сухой". И это надо отметить особо. Что же касается инцидента, произошедшего в последний день работы салона, — он абсолютно не показателен, потому что машина пока проходит программу опытных полетов. Объясняю: в принципе – эта модель демонстратор технологии, и, разумеется, самолет находится на этапе отработки конструкции работоспособности различных систем, чтобы определить какие-то узкие места и при производстве последующем все эти дефекты уже не проявлялись. Мне очевидны причины комментариев в западной прессе, а также в российской относительного того, что дальнейшая судьба самолета абсолютно не состоятельна. Западными СМИ это делается абсолютно сознательно, потому что только Россия после Соединенных Штатов Америки приступила к созданию истребителя пятого поколения. В блогах пишут, что Китай якобы также разработал собственную машину, но я полагаю, в любом случае там это находится в зачаточном состоянии, а полномасштабные работы, кроме США, ведем только мы, и если с Западом все ясно, то ирония российских СМИ здесь неуместна и носит характер информационной компании против нашей страны.

Вопрос: Однако действительно вызывает вопрос, зачем выставлять на премьерный показ машину пятого поколения с двигателем четвертого, когда львиная доля заявленных преимуществ содержится в этом самом двигателе. Преодоление сверхзвука без форсажа…

Игорь Коротченко: В соответствии с тактико-техническим заданием ВВС России, у того самолета, который сейчас проходит испытания, монтирован двигатель так называемого первого этапа.

Справка: Изделие 117-С - российский авиационный высокотемпературный турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой и всеракурсно управляемым вектором тяги "первого этапа", разработанный в НПО "Сатурн" для перспективных истребителей пятого поколения.

 

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU Фото:comon.ru

 

Этот двигатель, в том числе, обеспечивает крейсерский сверхзвук и режим полета. Это одно из основных требований к истребителю пятого поколения, что касается двигателя второго этапа, то он будет создан в рамках специальной научно-исследовательской, опытно-конструкторской работы, и запущен в серию. По крайней мере, с точки зрения требования ВВС России тот облик истребителя пятого поколения, который существует уже сейчас, полностью удовлетворяет требованиям пятого поколения. Поэтому те комментарии, которые появляются в средствах массовой информации, особенно в блогосфере, идут либо с позиции злонамеренной критики, либо с позиции людей, которые не понимают глубоко сущность и ход ведущейся разработки.

Справка: Критерии истребителя пятого поколения определенные ВВС России:

1. Наличие радаров с активной фазированной антенной решеткой (радар для Т-50 разработан и установлен)
2. Наличие технологии малозаметности (Т-50 оборудован соответствующим образом)
3. Вооружение подвешивается во внутренние отсеки, с целью обеспечения технологии малозаметности (Для Т-50 ОАО "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение" (КТРВ) разработала линейку управляемых авиационных ракет и корректируемых авиационных бомб, которые предназначены для внутрифезюляжой подвески)
4. Крейсерский сверхзвуковой режим полета (Двигатель первого этапа обеспечивает реализацию этой функции)
5. Наличие искусственного интеллекта борта (При окончательной доработке системы пилот на Т-50 будет общаться в экспертном диалоговом режиме с искусственным интеллектом самолета, который будет подсказывать ему наиболее целесообразные варианты действия во время боя)
6. Сверхманевреность

Так что не стоит сомневаться в том, что детище конструкторского бюро "Сухого" полностью отвечает требованиям пятого поколения. И он (самолет) не уступает, а по некоторым даже превосходит по некоторым параметрам своего ближайшего конкурента — F-22 Raptor. Кроме того, не стоит забывать, что Индия уже подписала соглашение с нами, в соответствие с которым индийцы закупят 250 таких машин в совместной российско-индийской разработке.

Вопрос: Что касается сотрудничества с индийскими специалистами, как Вы оцениваете сам факт того, что наш собственный самолет пятого поколения является международной разработкой? В каком формате идет это сотрудничество?

Игорь Коротченко: Индия будет реализовывать ряд собственных ключевых решений, которые будут работать только для самолета пятого поколения в советско-индийской сборке, что касается российского варианта, то в нем будут использоваться достижения национальной науки и промышленности. Основным самолетом наших вооруженных сил станет машина, произведенная исключительно российскими оружейниками.

Вопрос: Если с Т-50 в действительности все хорошо, почему тогда главком ВВС на МАКС-2011 заявил, что в ближайшее время ВВС закупят истребитель Миг35Д, который относится к поколению "4++", зачем нам новый дорогой самолет "4++", если ждать пятого поколения совсем недолго? При этом, сам главком оговорился, что затем Миг-35 будет заменен на Т-50.

Игорь Коротченко: Миг-35 необходимо закупать только для того, чтобы обеспечить коммерческую успешность этого самолета на зарубежных рынках, для потенциальных покупателей важнейшим фактором закупки техники является наличие ее в вооруженных силах продавца. Поэтому МИГ-35 будет в ВВС России закупаться, но основным самолетом будет все-таки Т-50.

Вопрос: Тогда получается, что мы сначала на три-четыре года закупаем легкий истребитель "почти" пятого поколения, чтобы затем начать заменять его на тяжелый пятого поколения?

Игорь Коротченко: Т-50 совмещает концепцию и легкого, и тяжелого истребителя, потому что машина по своим техническим и технологическим характеристикам будет универсальна, и она в перспективе вообще должна заменить весь парк и СУ-27 и МИГ-29. Вместе с тем, будут закуплены и МИГ-35 (определенная часть), будут также закуплены палубные самолеты МИГ-29К для перспективой авиагруппы на несущим крейсере "Адмирал Кузнецов", который вскоре пройдет модернизацию. Разнообразие модельного ряда в ВВС – это одно из преимуществ.

 

Накануне.ru(2009)|Фото: Фото: Накануне.RU

Вопрос: Тогда давайте дальше про разнообразие поговорим. Главком ВВС России Александр Зелин также пообещал и крупную закупку фронтовых бомбардировщиков Су-34. В конечном итоге за несколько лет в войска поступит около 120 этих машин. Как Вы оцениваете это заявление? Это ли долгожданная модернизация армии? И какой самолет все-таки станет по итогам основным?

Игорь Коротченко: Фактически это фронтовой бомбардировщик, и не СУ-34, а СУ-32, 34-ка — это экспортная версия самолета, СУ -32 - это версия для воздушных сил России. Естественно эти бомбардировщики будут закупаться в объемах, которые сочтет необходимыми для себя ВВС. Это несколько другая машина, чем истребитель пятого поколения, пусть даже тот и многофункциональный, но бомбардировщик он не заменит. Для гармоничного развития ВВС России необходимо несколько моделей самолетов, каждая из которой будет решать свою задачу.

Кроме того, я хотел отметить, что нельзя сказать, что сейчас вот прямо закупается Миг-35. Нет, пока не закупается, это только планы. Реально заключены контракты на 48 машин СУ-35. Что касается Т-50, то его закупки начнутся после 2015 года, при этом в 2015 году у нас будет небольшое количество этих самолетов, может 10-15. Они поступят на эксплуатацию в центр боевого применения в Актюбинске или в Липецке. Даже к 2017 году наш парк будет все еще состоять из Миг-29 и СУ-27 , которых у нас несколько сотен единиц и их ресурс будет только продляться, они будут эксплуатироваться еще 10-15 лет. Обновление парка займет несколько десятилетий.

Вопрос: Не слишком ли это медленно?

Игорь Коротченко: Не надо забывать, что имеющийся задел прочности по МИГ-29 и СУ-27 позволяет нам эксплуатировать эти самолеты как минимум еще лет 15 и с точки зрения элементарной целесообразности финансовой и военной. Зачем нам списывать самолеты, которые еще даже близко не исчерпали свой ресурс?

Вопрос: Если вернуться к Т-50, то другой американский конкурент нашего самолета пятого поколения - F-35. Американцы накануне МАКС-2011 заявили, что пуск его в серию точно не состоится в 2016 году, а между тем у него несколько опытных моделей и у них уже 1024 часа налета. У Т-50 только три опытных модели, и налет куда скромнее, тем не менее, мы собираемся в 2016 году уже поставлять его в войска. Нам просто больше везет в конструкторских изысканиях? Или американцы просто демонстрируют более тщательный подход?  

Игорь Коротченко: Во-первых, F-35 - это интернациональный проект, и это полностью коммерческая версия, предназначенная для экспорта, что качается нас, то мы традиционно самолеты разрабатываем позже супостата, но мы учитываем в полной мере его опыт, в том числе, и негативный, поэтому, я думаю, некорректно сравнивать разработку истребителя пятого поколения ОКБ "Сухого" с F-35. Работы в этом направлении у нас идут достаточно давно. Там были наработки самого разного плана, в том числе и экспериментальный истребитель с крылом обратной стреловидности, был у нас и СУ- 37 — сверхманевренная машина, которая потом погибла, но, тем не менее, этот весь опыт - он не на пустом месте, система узлов отрабатывалась в плане реализации концепции создания СУ-35. Мы делаем истребитель пятого поколения не с нуля, у нас есть определенный технологический задел и инновационный задел, который позволяет нам двигаться своими временными рамками для того, чтобы выйти на те сроки, которые определены.

Вопрос: Если предметно говорить именно о холдинге "Сухой", то накануне ЦАМТО опубликовал анализ положения компании "Сухой" на мировом рынке истребителей. В 2003-2010 годах доля истребителей холдинга "Сухой" на мировом авиационном рынке составила 19,36%, однако, в 2011-2014 годах на мировом рынке составит чуть менее 14%. С чем связано это снижение?

Игорь Коротченко: Я бы не стал говорить, что он там серьезно потеряет, в конце концов, благодаря "Сухому" Россия все равно сохранит второе место на рынке. Все будет определяться контрактами по СУ-35, и это будет основной продукт, который будет предлагаться на мировой рынок наряду с СУ – 30МК в различных модификациях. И не забывайте, что в 2012 году нас ждет финансовый экономический кризис, который больно ударит по всем. Кроме того, мы потеряли ряд стран, которые могли закупить и Т-50 и СУ-35, в частности, Ливию, а впереди еще целый ряд непредсказуемых событий. В любом случае, сложно прогнозировать тут трудно, но я уверен, что свою долю рынка "Сухой" будет безоговорочно удерживать, потому что есть целый ряд стран, которые по ментальным и политическим соображениям отдают всегда предпочтение русскому оружию.   



Иван Зуев