Аналитика


Аркадий Чернецкий: Не хочу поддерживать болтунов
Политика | Свердловская область | В России

В Совете Федерации с приходом Валентины Матвиенко началась масштабная реорганизация. Сокращается количество комитетов, да и спикер верхней палаты поговаривает о том, чтобы сенаторы приостанавливали членство в партиях на время работы. Меняются и правила назначения. Свердловский сенатор, первый мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий признался в беседе с Накануне.RU, что пока не определился со своей политической судьбой на ближайшее время. И, если бы новые правила назначения появились раньше, то и в декабрьских выборах мог бы не участвовать. Об этом, а также о многом другом – в эксклюзивном интервью сенатора корреспонденту Накануне.RU.

О своем будущем в Совфеде, реформе заксобрания и планке для "ЕР" 

Вопрос: К 1 декабря рабочая группа Совета Федерации по перераспределению полномочий между уровнями власти должна представить свои предложения правительству. Как продвигается эта работа?

Аркадий Чернецкий, мэр Екатеринбурга|Фото: Накануне.RUАркадий Чернецкий: Рабочая группа все свои предложения сформулировала и сейчас этим делом уже занимается правительственная комиссия. Конкретно ничего говорить не буду - есть договоренность о том, чтобы в одностороннем порядке эти вопросы не освещать. Когда будут приняты окончательные решения, тогда все эти предложения и будут комментироваться. Могу сказать только, что предложений очень много, исчисляются сотнями. Там есть разные полномочия – большие, маленькие, совсем маленькие, заметные, незаметные. Достаточно большое участие приняли субъекты федерации, они свои предложения направляли в комиссию.

Вопрос: Если речь сейчас пошла об определенной децентрализации власти, будет ли в обозримой перспективе возвращаться вопрос о выборности глав субъектов?

Аркадий Чернецкий: Эти вопросы не связаны между собой. Вопрос централизации, децентрализации, в первую очередь, проецируется на межбюджетные отношения. Здесь принципиальным является вопрос денег - где деньги, на какой уровень власти они поступают. Вопрос о выборности глав регионов – это, я бы сказал, стратегический вопрос государственного устройства.

Совет Федерации(2018)|Фото: Фото: nakanune.ru Вопрос: Валентина Матвиенко в последнее время вышла с рядом предложений об изменениях в Совете Федерации. Одним из предложений было приостановление партийного членства сенаторов. Как Вы относитесь к этому предложению и насколько эта новация реализуема на практике?

Аркадий Чернецкий: Теоретически они, конечно, реализуемы. Хотя в работе Совета Федерации, если честно говорить, в первую очередь прослеживаются тенденции, связанные с "привязкой" сенаторов не столько к партии, сколько к региону. В соответствии с конституцией, Совет Федерации – это тот орган, который обязан представлять интересы региона. Реально так оно и происходит. Я не почувствовал в работе Совета Федерации каких-то чрезмерных "напрягов", связанных с партийной принадлежностью того или иного сенатора. Теоретически, конечно, это может быть, но главная проблема – региональная политика, ответственность сенатора за судьбу своего региона.

Вопрос: Аркадий Михайлович, давайте вернемся ближе к региону. 4 декабря выборы, вы в тройке лидеров списка кандидатов в заксобрание. Сейчас, по новому законодательству, действующему сенатору не нужно обязательно выбираться в местную думу, чтобы продлить полномочия. Какие мотивы у Вас были, когда приняли решение возглавить региональный список? И планируете ли Вы продолжить работу в Совете Федерации, либо будете работать в областном парламенте? Некоторые прочат Вам место спикера нового заксобрания. 

Аркадий Чернецкий: Этот закон, о котором Вы говорите, был принят после того, как было решено, что я войду в список. Вполне возможно, что если бы этот нормативный акт был принят раньше, то мне не было бы необходимости принимать участие в этих выборах лично. Я мог бы воспользоваться этой возможностью, но так как он был принят постфактум, то я был и остаюсь в тройке и считаю, что это нормальная ситуация.

А насчет планов своих – будем определяться. Где я буду полезным, такое и будет принято решение. На данном этапе надо пройти выборы. Дума еще должна сформироваться, сейчас рано загадывать. Так что, на данном этапе, рубеж №1 – это выборы.

Вопрос: Есть ли ориентировочная планка для результатов этих выборов – какой итог для "Единой России" можно будет считать удачным?

Аркадий Чернецкий: Установленных нормативов тут, конечно, нет, но думаю, что для Свердловской области результат в 50% был бы весьма достойным.

Вопрос: Половина состава нового заксобрания будут формироваться по партийным спискам, а половина по одномандатным округам. Смогут ли одномандатники изменить соотношение фракций в этом органе, вообще обновить состав областного парламента?

Аркадий Чернецкий: С точки зрения качества депутатского корпуса, я считаю, что такая смешанная система комплектования должна ситуацию улучшить. С одной стороны – партийные списки и люди, сориентированные на интересы партии, с другой стороны – одномандатные округа и люди, сориентированные на интерес территории. Когда они находятся в одном коллективе и имеется возможность и обмена мнениями, и принятия совместных решений, то эти решения становятся более взвешенными и уже перекоса в сторону партийных интересов или чисто территориальных интересов не происходит. Так что такой принцип комплектования добавляет определенную взвешенность в работу Думы. В этом смысле, наличие двух палат, как было раньше, разводило эти вопросы в разные органы – сначала принимается решение в Думе, сформированной по партийным спискам, потом, наоборот, - утверждается в Палате территориальными представителями. Но с точки зрения исходных законодательных инициатив, с точки зрения непосредственной работы над законом, Палата представителей, как правило, была от этих функций отстранена. 
Сейчас депутаты от территорий будут непосредственно включены в процесс создания законов.

О "войнах" города и области, ушедших в прошлое  

Вопрос: У нас достаточно молодой губернатор, достаточно молодая городская власть. Как, по Вашему мнению, за этот год сложились отношения между городом и областью, удалось ли уйти от той напряженности, которая ощущалась раньше?

Аркадий Чернецкий: Я уже не раз говорил на эту тему. Очень часто напряженность, даже больше того, разговоры о всяких войнах между городом и областью носили необъективный, выдуманный характер. Почему-то в СМИ считается, что наличие собственного мнения по тому или иному вопросу – это повод к войне. Поэтому, когда меня спрашивают, закончились или не закончились войны, я могу сказать, что никаких войн, по крайней мере, с нашей стороны, мы никогда не вели. Город всегда имел свою точку зрения. Она могла совпадать с точкой зрения областного правительства и тогда мы его поддерживали. Могла не совпадать, тогда мы пытались доказывать собственную правоту. Что сейчас изменилось….

Вот этого размежевания: "область – это одно, это "мы", а город – это "вы", его не стало. Это очень хороший, на мой взгляд, знак. Сегодня руководством области город воспринимается, как составная часть области, потенциал города, актив города является активом области. На мой взгляд, это нормальная, конструктивная практика работы и надо, чтобы она обязательно, продолжалась.

Вопрос: Можно ли сказать, что подготовка к "Экспо-2020", строительство экспоцентра – пример такого конструктивного сотрудничества города и области?

Аркадий Чернецкий: Вообще, строительство выставочного центра – это один из стратегических проектов, который был еще в 2003 году опубликован в городском стратегическом плане развития. Другое дело, что понять важность этого вопроса и, самое главное, найти ресурсы для того, чтобы такой план реализовать, до прошлого года не получалось. Сейчас, ощущая важность этого вопроса, руководство области выступило с этой инициативой для того, чтобы построить такой мощный выставочный комплекс. Несомненно, это факт положительный. Как идея, это - стопроцентно положительная идея. Наличие такого выставочного комплекса – это мощнейшее конкурентное преимущество в борьбе между городами за ресурсы, за человеческий потенциал, за финансовые ресурсы, за потоки людские, материальные и т.д. Практически все города, которые находятся сейчас в авангарде мирового развития, одним из элементов этого развития имеют и активно используют выставочные комплексы.

Вопрос: Сейчас Екатеринбург утвержден среди пяти городов, которые претендуют на проведение выставки 2020 года. Отслеживаете ли Вы судьбу этой заявки, насколько Екатеринбург отличается от других городов и в чем здесь его сильные стороны могут быть?

Аркадий Чернецкий: Этот процесс только начинается и здесь очень много будет зависеть, в том числе и от усилий правительства Российской Федерации. Здесь очень много привходящих факторов, эти факторы нужно все учитывать. Причем иногда эти факторы сразу в глаза не бросаются, но, тем не менее, понимать их и учитывать нужно. В частности, это я просто как пример приведу, Дубаи. Казалось бы, город с бесподобной инфраструктурой на сегодняшний день, обладающий огромными финансовыми ресурсами. Но представьте себе: для всего мира выставка в Дубае будет проходить там в течение всего летнего периода, когда там жара свыше 50 градусов. Это комфортная ситуация?

Вопрос: Не очень…

Аркадий Чернецкий: Не очень. Таким образом, при всех прочих моментах этот фактор становится достаточно негативным. Таких факторов очень много. Сегодня этот анализ только начинается. Естественно, что каждый город будет пытаться педалировать свои положительные качества и каким-то образом нивелировать отрицательные стороны. Здесь не только моменты экономические, не только финансовые… Это вопрос, к тому же, большой политики, поэтому защищать город будет не городская команда, не региональная. На международном уровне это будет команда, сформированная Правительством Российской Федерации. Это уже вопрос, в том числе, и министерства иностранных дел, министерства экономики и специалистов, которые уже будут назначены Президентом или председателем Правительства.

Вопрос: Другое масштабное событие, к которому готовится Екатеринбург – участие в Чемпионате мира по футболу в 2018 году. Не так давно в Екатеринбурге проходила конференция, на которой обсуждалось, как будет изменяться дорожная и транспортная инфраструктура города. Насколько эта задача будет тяжела для осуществления?

Аркадий Чернецкий: Чем хорош Стратегический план. На него потратили достаточно большое время, но мы его создавали, особенно в части проработки генерального плана, очень тщательно. Поэтому сказать, что какие-то моменты – это некие откровения - нельзя. Вопрос заключается в следующем: Что нужно делать, чтобы ситуация по дорогам в городе кардинально улучшилась? Мы прекрасно знаем и это все учтено в генеральном плане. Вопрос заключается в том, за какой период времени мы можем это сделать, имея в виду ресурсы, которые мы можем на это направлять. Если бы мы могли направлять на дорожное строительство 10 млрд руб. в год, а не 1 млрд как сегодня, то за очень короткое время мы могли бы ситуацию дорожную принципиально изменить. Тогда мы делали бы не по одной развязке в год, а по три, например. Поэтому, вот такие крупные события, которые нам предстоит пережить и понимание того, что транспортные проблемы в связи с этим, нужно решать не в отдаленном будущем, а как можно скорей, должны привести к тому, что будут впрыскиваться дополнительные ресурсы. Поэтому, если будут эти ресурсы вброшены, то будут решаться транспортные проблемы не к 2020 году, а к 2015 или еще раньше. Нет ничего реально невозможного. Все зависит от того, какие суммы и в какой временной промежуток мы сможем отправить на решение этих проблем.

Накануне.RU логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Вопрос: 1 декабря должна быть запущена последняя станция первой линии метро и уже идет обсуждение по проектированию второй ветки. Вопрос с финансированием все эти годы лежал на Екатеринбурге, будет ли какое-то софинансирование со стороны федерального или областного бюджетов?

Аркадий Чернецкий: Не могу пока ответить однозначно относительно федерального бюджета, потому что нужна федеральная программа по строительству метро, тогда будут деньги из федерального бюджета. Либо должна быть целевая программа, подобно тем, которые были разработаны по Сочи или по Казани в связи с проведением олимпийских игр и универсиады. А что касается финансирования из областного бюджета, то у нас эта тема обсуждалась с губернатором.

Я вообще считаю более правильным и у меня такое впечатление, что и губернатор сейчас готов поддержать эту идею, чтобы строительство метро велось из областного бюджета. Это, все-таки, слишком большой объект и должна быть разделена ответственность.

Я не хочу сказать, что город должен полностью уходить от этой темы и город и не уйдет, я думаю, от нее. Но такой ситуации, которая была при мне, когда мы практически в одиночку 20 лет тянули строительство метро быть не должно – это неправильно. Ни один город в стране за свои деньги метро не строит. А бросить строительство метро, лично я считал, что мы не имеем право, потому что тогда бы у нас вообще его бы не было никогда.

Об особенностях государственного и частного управления 

Вопрос: Хотелось бы задать несколько вопросов, связанных с благоустройством города. В этом году была запущена программа "1000 дворов" в Екатеринбурге и области. Как Вы оцениваете ее реализацию? Серьезная часть средств была не освоена. 

Аркадий Чернецкий: Я думаю, что в большей мере это вопрос к сегодняшнему руководству города, потому что конкретную программу по дворам составлял не я. Они собирали предложения жителей, подбирали дворы, проезды и т.д. Внешне, это мое впечатление, (хотя я не занимался контролем этого вопроса, этим есть кому заниматься), работа проделана достаточно большая. Я знаю, что в городе работала комиссия, которая выявляла проблемы с качеством работы и принимала достаточно жесткие меры по устранению недостатков. Это практика, которая в городе уже несколько лет существует. В этом смысле, Липович – мужик дотошный и настырный, он заставляет подрядчиков ответственно выполнять работу и брак оплачивать не будет. Я не исключаю, что могли быть какие-то накладки, они будут устраняться и устраняться за счет того, кто там напортачил, в этом я почти не сомневаюсь.

клуб голд gold потоп кипяток авария|Фото: Накануне.RUВопрос: За последний месяц было несколько достаточно резонансных коммунальных аварий, у ЦПКиО, возле полпредства и ряд других. В чем причина такой слабой подготовки к зимнему сезону?

Аркадий Чернецкий: Очень характерный пример: если взять статистику того, сколько аварий произошло на теплосетях, принадлежащих городу, и сколько аварий произошло на теплосетях, принадлежащих коммерческим структурам, то увидите, что неуклонно статистика по количеству аварий на муниципальных сетях идет вниз. Это связано с тем, что неуклонно, из года в год в течение 10-15 лет мы наращивали объем ремонта по муниципальным тепловым сетям и дошли до 100-120 километров. Начинали в 91-м году, не соврать, с 6 или 8 километров. 

В то же время после того, как произошло перераспределение сетей, приватизация энергетической системы, когда в частные руки попали некоторые объекты, в частности предприятие СТС, раньше существовавшее, превратилось в подразделение коммерческой структуры, там объемы ремонта все время сокращаются. Уже 2 или 3 года назад я, ощущая, что ситуация именно по сетям ТГК-9 будет носить катастрофический характер, доводил дело до скандала для того, чтобы заставить каким-то образом собственника изменить политику этих компаний по вопросу ремонта принадлежащих им сетей. Они начали потихонечку поворачиваться, объем финансирования увеличился , но то, что было упущено, наверстать сложно. Сегодня нужно уже увеличивать финансирование не в полтора-два раза, а в четыре -пять раз для того, чтобы выполнять необходимый объем работ.

Вопрос: А существуют рычаги воздействия для того, чтобы это сделать?

Аркадий Чернецкий: По большому счету, нет. По большому счету, главный рычаг – это ответственность, в том числе и материальная, но у нас настолько неотработанны эти механизмы, что привлечь виновных сегодня к реальной ответственности достаточно сложно. Конечно, прокуратура, каким-то образом может помочь, но адекватных механизмов сегодня нет.

Вопрос: Хочется в заключение спросить еще раз, почему все-таки идете на выборы?

Аркадий Чернецкий: Вообще, если говорить откровенно, это – достаточно очевидно. Для меня всегда были важны интересы города. Если я вижу, что сегодня существует политическая сила, которая реально работает в интересах города, почему я должен ее не поддерживать? И кого, в таком случае, я должен поддерживать? Болтунов, которые сегодня могут критиковать налево и направо, но внятно не могут сказать, а что бы они сделали? Я вижу сегодня реальные дела, которые руководством страны и партии делаются для города.

Для меня город – самое главное. Я вижу, что сегодня создается атмосфера вокруг города, которая способна дать мощнейший импульс для его развития. Я буду поддерживать такую политическую силу, которая работает на интересы города и горожан. Не зря я 20 лет жизни сюда вложил, чтобы отмахиваться от реальных возможностей развития Екатеринбурга. Процветание города – это моя личная мечта и я сделаю все для ее достижения! 



Сергей Табаринцев-Романов