В понедельник Замоскворецкий суд столицы суд освободил из-под стражи под залог в 100 тысяч рублей чемпиона мира по смешанным единоборствам Расула Мирзаева, обвиняемого в убийстве "по неосторожности" московского студента Ивана Агафонова. Это дело вызвало небывалый общественный резонанс, подняв и без того неспокойную тему национализма. Хотя, как подчеркивают обе стороны, никакого национального подтекста в этом деле нет. Главный вопрос, как говорит адвокат Агафоновых, не в том, почему уроженец Кавказа убил русского, а в том, мог ли чемпион мира по боевому самбо не рассчитать свои силы и "неосторожно" нанести ему смертельный удар по голове? И почему за "убийство" он заплатил всего лишь 100 тыс. рублей? О том, как проходило заседание суда, корреспонденту Накануне.RU рассказала адвокат семьи Агафоновых Оксана Михалкина.
Вопрос: Какие вопросы рассматривались сегодня в суде и чем закончилось заседание?
Оксана Михалкина: В суде, как и предполагалось, рассматривалось только два важных вопроса – о мере пресечения Мирзаева и о порядке ведения судебного разбирательства.
Что касается первого вопроса - суд изменил меру пресечения Мирзаева на залог в 100 тыс. рублей. Это минимальный залог, который предусмотрен действующим законодательством. Сторона потерпевших возмущена подобным решением судьи, потому что, на мой взгляд, создан наиопаснейший прецедент. Лицо, которое призналось в совершении убийства, может, заплатив суду 100 тыс. рублей, выйти на свободу и продолжать убивать дальше. Это очень опасно. Более того, такой маленький залог, на мой в згляд, создает все предпосылки к тому, что Мирзаев скроется от суда. Понимаете, это не те деньги, за которые можно переживать. То есть он внесет эти деньги, выйдет из следственного изолятора и просто скроется с территории Российской Федерации. Об этом я тоже заявила на суде, но все мои доводы были оставлены судом без внимания, поэтому в ближайшие дни Мирзаев выйдет на свободу, и возможно, что это произойдет уже завтра.
Второй вопрос появился потому что Мирзаев настаивал на своем желании, чтобы дело рассматривалось в особом порядке, то есть без вызовов свидетелей, без исследования основ дела, кроме как по его личности и без участия потерпевших.
Что касается порядка проведения судебного разбирательства, то здесь по закону, если потерпевшие возражают проводить слушание в особом порядке, то судья отказывает в удовлетворении данного ходатайства, что сегодня и произошло, поэтому 22 февраля будет первое судебное заседание по существу. Будут опрошены все потерпевшие, а я думаю только на потерпевших нам и хватит времени на целый день, а слушание все же будет проходить по общим правилам судопроизводства.
Вопрос: Как получилось, что Мирзаеву удалось выйти из-под стражи, да еще и за такой несущественный залог?
Оксана Михалкина: Мы потеряли все надежды относительно законности расследования этого дела, когда в последний день предварительного расследования поменяли Мирзаеву квалификацию, несмотря на то, что следствие данными сведениями обладало еще в середине декабря. Тем не менее, дотянули до 12 января, и только после этого изменили ему квалификацию.
Напомним, как писало Накануне.RU, в последний день предварительного расследования была проведена переквалификация дела Мирзаева со статьи "тяжкой"(ст.111 "Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью") на "нетяжкую"(ст.109 "Причинение смерти по неосторожности").
Все это время, как я полагаю, шло обсуждение данного вопроса, и, в конце концов, было принято решение на изменение квалификации. Он обвиняется сейчас в преступлении "малозначительном", то есть смерть человека у нас "малозначительное" деяние, и, соответственно, поэтому, такой маленький залог. Свою-то жизнь Мирзаев оценивал полгода назад в 5 млн рублей. Он предлагал за свою свободу полгода назад такую сумму.
После ареста Мирзаева, с его стороны семье Агафоновых, по заявлению адвоката, предлагали $ 15 тыс., окончательная сумма была озвучена его представителями уже по окончанию следствия и составляла $100 тыс. за то, что семья Агафоновых соглашается на особый порядок рассмотрения уголовного дела в суде.Адвокат Мирзаева этот факт опровергает.
В настоящий момент, так как залог сторона защиты не предлагала, судья взяла на себя такую ответственность и определила стоимость жизни русского парня в 100 тысяч рублей - это менее $4 тыс. Как мешок с костями.
Вопрос: Как отреагировали родители Ивана на решение суда?
Оксана Михалкина: У родителей сначала был конечно шок, потом крайнее возмущение. Ужасное дело! Я не думала, конечно, что они на такие беспредельные вещи пойдут. Родители – это больное. Я и плакать-то при Татьяне (мать Ивана Агафонова – прим. Накануне.RU) не могу, а то скажет: "Что это за адвокат, рассопливился?!", а очень хочется! У самой слезы на глазах. Боль невероятная. Мы же тоже не равнодушные, я же не могу… через себя все это пропускаешь… Ужасно! Причем сидит и явно глумится над нами, а ничего с этим сделать нельзя. Сейчас мама Ивана Агафонова плачет – она не верит в такую несправедливость. С самого начала она только и говорила о том, что "всего, что мы добиваемся – справедливого решения". Сейчас нам всем предельно ясно, что никакого справедливого решения по этому делу не будет. Более того, созданы все предпосылки, чтобы Мирзаев избежал суда.
Вопрос: А что сам Мирзаев? Думаете он попробует бежать?
Оксана Михалкина: Он уедет отсюда. Он может уехать заграницу, он может уехать куда угодно. Так что я думаю, что у нас и суда не будет над ним, и он не явится 22 числа на заседание. Выйдет и уедет. Это лично мое предположение, вызванное тем, как он себя ведет. То, что он до сих пор не покаялся, не раскаялся в содеянном, не загладил вину перед потерпевшими – все это говорит о том, что он виновным себя не считает и уже нашел для себя пути, чтобы избежать наказания по данному делу.
Вопрос: Каковы ваши дальнейшие действия?
Оксана Михалкина: В ближайшее время мы, естественно, обжалуем постановление об изменении меры пресечения, но опять же иллюзий у нас нет никаких.
Вопрос: Как Вы думаете, с чем связано то, что Мирзаев так легко избежал наказания?
Оксана Михалкина: Я не думаю, что это связано с его национальностью, я думаю, что это связано с его принадлежностью к Конфедерации боевого самбо. Мы знаем, что у нас среди очень высокопоставленных чиновников большое количество поклонников данного вида спорта. Я думаю, что вопрос решался на этом уровне.
Вопрос: Не успели Вы выйти из здания суда, как в социальных сетях уже появились группы, призывающие людей выйти на улицы на "акции справедливого протеста". Как Вы относитесь к такому общественному резонансу?
Оксана Михалкина: Я с удовольствием приму в этой акции участие, если меня пригласят, просто я об этом еще ничего не знаю, но я готова встречаться и высказывать открыто свою позицию. Обязательно зайду в группы, посмотрю.