Очередная, уже третья по счету промышленная выставка инноваций "Иннопром" существенно расширила географию участников. Помимо отечественных крупных холдингов, которые присутствовали здесь в первый раз, собственный стенд был у "Иранской силиконовой долины" – технопарк "Пардис". Эта инновационная структура, действующая под патронатом президента Исламской республики, смогла за неполное десятилетие стать центром прорывных технологий, часть из которых представила в Екатеринбурге. О том, почему иранские предприятия заинтересовались выставкой в Екатеринбурге, о своих разработках и о том, какие регионы России развиваются наиболее динамично, глядя из зарубежья, рассказал Накануне.RU заместитель руководителя технопарка "Пардис" по международным связям Маджид Наджафьян.
Вопрос: Насколько я понимаю, технопарк "Пардис" в первый раз присутствует в качестве участника на "Иннопроме". Откуда в Иране узнали об этой выставке, с чем приехали сюда?
Маджид Наджафьян: Да, технопарк "Пардис" в первый раз на этой выставке, но информация об "Иннопроме" у нас была и раньше. Представители технопарка посещали выставку в прошлые годы, только не в качестве участников. Посещали ее и представители центра инновационно-технологического сотрудничества при президенте Ирана. В прошлом году выставка и форум были высокого уровня, в этом году еще выше. По итогам посещения в прошлом году и по рекомендации Министерства международных внешнеэкономических связей Свердловской области мы уже решили участвовать в выставке в качестве участников. Однако, поскольку решение было принято поздно, все инновационные продукты, разработанные технопарком "Пардис", мы не смогли здесь представить. У нас более 170 компаний в технопарке, но на выставку привезли только шесть, в основном, связанных с медицинскими разработками. Абсолютно все они – инновационны, некоторые впервые созданы в мире, в том числе и лекарственные средства.
Вопрос: А можете поподробнее рассказать об этих инновационных разработках?
Маджид Наджафьян: Одно из них – это лекарство для лечения ВИЧ и СПИДа. Это лекарство было создано три года назад. Оно абсолютно инновационно, это не копия с других разработок. Оно купирует на долгое время признаки ВИЧ и способно долгое время лечить СПИД. В зависимости от степени тяжести вводится в таблетках или внутривенно. Это лекарство уже прошло доклинические и клинические исследования во многих странах, примерно в 17 странах оно уже зарегистрировано и применяется – очень много африканских стран, в Южной Америке его применяют, а сейчас мы пытаемся зарегистрировать его в России. Нужно для этого здесь провести доклинические и клинические испытания и зарегистрировать его, чтобы это лекарство вошло в список лекарств Минздрава России.
Второе лекарство, не скажу, что совсем инновационное, в двух странах, в Америке и в Дании его производят – применяется для лечения рассеянного склероза. По качеству это лекарство ничем не уступает европейскому и американскому аналогам, но по цене гораздо дешевле. В России оно уже зарегистрировано, внесено в список лекарств Минздрава и уже были сделаны первые поставки. Это два основных направлениях. Есть еще лекарство для лечения "диабетической стопы". Очень часто у диабетиков бывает такая проблема, она очень трудно лечится. При помощи комплекса таблеток и мазей, которые мы здесь представляем, "диабетическая стопа" полностью купируется. Есть и ряд других лекарств.
Вопрос: А помимо лекарственного направления?
Маджид Наджафьян: Что касается немедицинского направления, то здесь у нас обучающие разработки для детей старшего школьного возраста – для подготовки к институту, для старших школьников. Представлены лабораторные технологии, минироботы для старшеклассников и студентов, на которых они могут учиться самостоятельно делать более сложные роботы. Они видят, из каких модулей они состоят, это развивает их мысли, само понятие о роботах. Представлены также лабораторные технологии для оптических опытов для такого же возраста. Эти разработки помогают понять, увидеть, каким образом происходит преломление света. В лабораторных условиях для этого требуется очень большое помещение, а при помощи нашего оборудования эти опыты можно буквально на скамейке показывать – демонстрировать преломление света и развивать представления об этом у старших школьников. Эту часть для детей мы специально привезли, потому что знали, что последний день выставки – детский.
Вопрос: А вообще, если говорить о технопарке, как давно он существует, и кто его финансирует?
Маджид Наджафьян: "Пардис" – это крупнейший технопарк в Иране и в полномасштабном виде он существует с 2003 года. Он очень быстро развивается, обладает очень современной инфраструктурой. В рамках технопарка существует несколько кластеров, инкубаторов для молодых ученых, которые получают возможность превращать свои теоретические знания в продукцию. Им тоже оказывается помощь, в том числе и финансовая. Технопарк этот функционирует при президенте Ирана – не при администрации президента, а конкретно при президенте Ирана. Финансирование, поэтому, идет напрямую, без участия каких-либо министерств.
Вопрос: Обмениваетесь ли опытом с российскими технопарками, с тем же "Сколково" или, может быть, с кластерами Свердловской области, с фармацевтическим, например?
Маджид Наджафьян: Мы обменивались опытом с технопарком МГУ, который является самым старым технопарком России, они обладают наибольшим опытом из российских технопарков. Правда, по своему масштабу, технопарк МГУ гораздо меньше технопарка "Пардис". Так же у нас есть контакт с технопарком Дубны, мы с ними тоже опытом обменивались. Еще было посещение новосибирского технопарка, а на уровне Уральского федерального округа пока каких-либо контактов не было у нас. Но мы знаем, что здесь на выставке представлены технопарки из УрФО, может быть, здесь наладим контакт.
Вопрос: Если говорить об инновационных технологиях, насколько в их разработку и производство вовлечен малый бизнес в Иране, насколько они поддерживаются руководством страны?
Маджид Наджафьян: Я вам приведу один из примеров, в области нанотехнологий. Мы по нанотехнологиям, если не ошибаюсь, на 13 месте в мире сейчас. Это очень хороший результат, мы являемся самой развитой страной среди мусульманских стран по развитию нанотехнологий. Мы поддерживаем молодых ученых, в том числе и тех, кто сам не может финансировать свои разработки – идет прямое финансирование. Комиссия, которая подтверждает технологии, проходит очень быстро, они получают финансирование и могут развивать свои технологии в рамках института, либо самостоятельно. При этом, объем финансирования достаточно большой.
Вопрос: В мире к Ирану приковано внимание, в первую очередь, в связи с иранской ядерной программой. Не могу не спросить об этом, ведутся ли разработки в этой сфере на уровне технопарков, либо это вообще закрытая отрасль у вас?
Маджид Наджафьян: К сожалению, по ядерным технологиям информации у нас очень мало, поскольку в структуре технопарка не существует компаний, которые работают в этой сфере. Однако могу сказать, что очень большой объем работ делают частные компании, а также частично государственные. Очень много проектов разрабатывается, но все они носят абсолютно мирный характер, никаких военных целей там не существует.
Вопрос: Здесь, в Свердловской области, наиболее инновационным исследовательским центром позиционируется Уральский федеральный университет. Планируете ли с этой площадкой выстраивать контакты?
Маджид Наджафьян: У нас достаточно развит опыт выстраивания таких технических контактов, существует много совместных российско-иранских компаний. Даже если взять те лекарства от СПИДа, про которые я Вам говорил в начале, 10% этой компании принадлежит российским партнерам. На этом уровне мы очень тесно с Россией сотрудничаем и готовы рассматривать любое предложение, готовы предложить финансирование с нашей стороны, а будет ли конечное предприятие в Росси или в Иране – это зависит от конкретной задачи. Если у Уральского федерального университета будет интерес развивать свои технологии в Иране, то такая совместная компания будет выглядеть по одной схеме, если она будет в России – по другой. Надо перестраиваться в зависимости от того, что ожидают обе стороны.
Вопрос: Как Вы оцениваете инновационный потенциал России, Уральского федерального округа, который заявлен здесь, который может проявиться в перспективе?
Маджид Наджафьян: Я здесь видел очень много технологий, в том числе, из Уральского федерального округа. И из того опыта, который мы приобрели, посещая различные регионы России, мы видим, что этот форум, и выставка на очень высоком уровне организованы, очень много посетителей и участников. Особенно большой сектор IT-технологий, которые, в настоящее время очень актуальны. IT-технологии могут стать частью любой технологии – биотехнологии, медицина и многие другие. Особенно хочется отметить, исходя из наших наблюдений, что Урал и, особенно, Свердловская область, развиваются гораздо быстрее других регионов России, более современно развивается на международном уровне, просто стремительно развивается.
Вопрос: На будущий год приедете сюда?
Маджид Наджафьян: Обязательно. Это очень твердо. Может быть, у нас даже стенд будет больше. Постараемся представить больше технологий. Постараемся включить в программу, на уровне государства, чтобы расширить наше участие на выставке "Иннопром".