Аналитика


Металлурги предупредили Путина, что тоже пострадают от вступления ВТО
Экономика | Челябинская область | Уральский ФО | В России

Президент России Владимир Путин в рамках своего визита в Магнитогорск провел совещание о перспективах развития российской черной металлургии. Опасения почти всех участников совещания были связаны с намечающимся спадом в различных отраслях, а металлурги неожиданно рассказали об угрозах ВТО. Несмотря на обещанный "пряник" в виде вступления в организацию, металлурги все же жалуются, что рискуют пострадать в результате работы в новых условиях и тоже просят защитных мер (выгода для сырьевиков была одним из главных отмечавшихся плюсов вступления, в то время как негативные последствия для машиностроителей и сельского хозяйства очевидны многим). Путин решил поспорить с металлургами, Сиенко предупредил о внешней конкуренции на рынке вагонов, а Якунин попросил исключить его компанию из планов приватизации. Подробности - в материале Накануне.RU.

"Я с удовлетворением отмечаю, что куда бы я ни приехал, везде вижу высокую инвестиционную активность. Акционеры, собственники ключевых предприятий и менеджмент думает о перспективах работы, думает о социальных проблемах, об экологии, думает о будущем отрасли", - отмечает Владимир Путин.

По словам президента, за последние 10 лет в отрасль было вложено около триллиона рублей. "Это показательно, - считает Путин. - Как результат: количество износа основных фондов в 2002 году составляло свыше 53%. Сейчас - 40%, следовательно, снижение на 13%".

По мнению Владимира Путина, все это очень хорошие результаты, но останавливаться на достигнутом нельзя. "Ситуация на мировых рынках и у нас в стране достаточно волатильная. После резкого спада в 2008-2009 года, спрос все еще остается неустойчивым". Владимир Путин также напомнил, что в период глобального кризиса государство поддержало металлургов за счет предоставления госгарантий. Сегодняшняя цель - добиться стабильного развития отрасли.

Владимир Путин в своей речи выделил два принципиальных момента. Первое - металлургические компании должны обеспечить конкурентную способность на внешнем рынке.

"Прежде всего, за счет высокого качества и широкой номенклатуры продукции. За счет развития логистики - четкого соблюдения сроков поставки. Вы сами знаете, что международная конкуренция в этом отношении очень жесткая. Но подавляющее число металлургических компаний - это ключевые игроки. И они должны не только соблюдать правила игры, но и оказывать влияние на формирование этих правил", - заявил Владимир Путин.

Он также добавил, что для этого нужно активно использовать потенциал ВТО, членом которой Россия уже практически стала.

Второй момент - металлургическая продукция должна быть востребована на внутреннем рынке. Производители и потребители должны заключать долгосрочные соглашения, заключать контракты с понятным ценообразованием.

"Такая "предсказуемость" позволит предприятиям строить действительно долгосрочную стратегию развития производства. Вкладывать больше средств в техническое и технологическое перевооружение. Нужно принять дополнительные меры, чтобы повысить внутренний спрос и дать металлургам новый стимул для модернизации производства. Еще один момент: наша черная металлургия должна принять качественно новый облик. Нужно активнее внедрять передовые технологии, в том числе ресурсо- и энергосберегающие", - высказал свою позицию президент.

Он также отметил важность ухода от вредного производства. "Я помню, в прошлый раз приезжал в Магнитку зимой. Снег тут был черный. Сейчас вроде бы лучше", - поделился впечатлениями Владимир Путин. "Хорошим примером стало сегодняшнее посещение ММК. Мы запустили вторую очередь стана "2000". Прокат особо прочной стали для автомобильной промышленности, для производства бытовой техники, для строительства. Уверен, это будет востребовано", - заявил Владимир Путин.

Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров|Фото: Накануне.RU Сразу после президента слово взял глава Минпромторга Денис Мантуров. Он рассказал, что задачи по развитию металлургической отрасли выполняются ритмично, как со стороны производителей металлургической продукции, так и со стороны потребителей. Он также отметил, что в этой отрасли работают конкурентоспособные предприятия, которые выходят на мировой уровень. "Это зрелая отрасль, но и вызовы, стоящие перед ней, достаточно серьезные", - заявил Денис Мантуров.

Он добавил, что сейчас вырастает общий рынок потребления металлургической продукции, который Россия уже сегодня готова полностью обеспечить.

"Металлурги столкнутся с новыми вызовами, но и приобретут новые, ранее не доступные возможности. Со вступлением в ВТО у них появятся новые методы борьбы с дискриминацией на внешних рынках. Мы их поддержим как политически, так и с использованием других методов. Например, недавно было создано созданно агентство по страхованию экспортных кредитов", - отметил Мантуров.

лисин владимир сергеевич председатель совета директоров оао новолипецкий металлургический комбинат(2005)|Фото: Фото: www.nlmk.ru О не самой благоприятной ситуации на рынках внутреннего проката рассказал председатель совета Новолипецкого металлургического комбината Владимир Лисин. По его словам, сейчас наблюдается снижение экспорта стали. "Ни в Европе, ни в США мы не видим роста промышленного потребления. Есть небольшой прирост в Китае. Все это сильно отражается на нашей рентабельности, на ситуации на рынке", - отметил он.

Еще одно заявление сделал Владимир Лисин и касательно вступления России в ВТО. По его словам, это приведет к сокращению экспорта продукции черной металлургии на 2,8 млн тонн.

"Мы можем потерять 2,5 млн тонн российского экспорта. Нам важно сохранить этот объем", - заявил Лисин. Он напомнил, что в соглашении с ВТО есть два ключевых момента для металлургов. Первый - произойдет автоматическая отмена соглашения с ЕС по поставкам стали на 20 млн тонн в год. Второе - будет пересмотрено соглашение с США о поставках горячего проката.

По его мнению, в группе риска находятся 22 млн тонн продукции черной металлургии. Кроме того, Владимир Лисин отмечает, что рынок не боится роста импорта стали. "А вот импорт готовой продукции - тут нас могут "подвинуть" производители из Казахстана и Украины", - поделился опасениями он.

В ответ на такие заявления Лисина Владимир Путин сообщил, что вступление в ВТО поможет России избавиться от 20 ограничительных мер, которые действуют в отношении металлургической продукции в США, Европе, Мексике, Турции, Индонезии, Китае, Таиланде и Украине. "Из-за этих мер российские металлурги ежегодно теряют около 2 млрд долларов", - поспорил с Лисиным глава государства.

Кроме того, Владимир Лисин в своем выступлении предложил снизить налоги на ввезенное металлургическое оборудование. "Мы единственная страна в мире, которая берет такие налоги за оборудование - 14%", - заявил он. Глава Новолипецкого металлургического комбината предложил чаще менять станки, чтобы с этого не платить налоги.

Владимир Путин в ответном слове подчеркнул значимость этой темы и предложил более детально обсудить ее. "Там должны быть другие инструменты. Если все цифры верны, то мы так далеко не уедем. Мы будем подавлять ведущую отрасль страны. Это очень серьезно", - заявил глава государства.

металлургия сталевар|Фото: Накануне.ru

Также президент поддержал еще одну инициативу господина Лисина - проверить необходимость большого количества надзорных ведомств в металлургии. "Ровно 15 лет назад 10 крупных предприятий отрасли фиксировали 50 несчастных случаев в год. Сейчас - 13 случаев. Из этой цифры лишь 10% - это технические проблемы. Остальное - или из-за пьянки или просто тупое нарушение инструкции. Зачем нам такое количество надзорных органов?" - задается вопросом Владимир Лисин.

Владимир Путин высказал согласие, что избыточный контроль не нужен. "В то же время в США существует сильная ответственность собственника. У нас нет такой жестокой материальной ответственности владельцев предприятий. Мы должны еще раз посмотреть этот вопрос и устранить избыточность".

Далее слово взяли представители "АвтоВАЗа" и "РЖД".

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU

Президент "АвтоВАЗа" Игорь Комаров напомнил, что отношения автопроизводителей и металлургов имеют богатую и не очень простую историю. "Мы благодарны руководству ММК за то, что в течение короткого времени смогли достигнуть компромисса и подписать долгосрочное соглашение. Это позволяет спокойно планировать свою деятельность на длительный срок и равномерно распределять нагрузку на производство. У нас работают совместные советы, на которые мы обсуждаем качество и сроки поставок и договариваемся о поставке новых видов продукции", - рассказал Игорь Комаров.

Он также добавил, что планируется кардинальное обновление модельного ряда, а к 2017 году "АвтоВАЗ" хочет увеличить производство в 2 раза. Это значит, что в 2 раза увеличится заказ автомобильного листа у металлургов.

Игорь Комаров рассказал и о совместных задачах. "АвтоВАЗ" проводит унификацию стандартов и форм с Рено Ниссан. Недавно мы запустили новую производственную линию, на которой будем производить до 7 моделей Гранты (Лада Гранта, прим.Накануне.RU). По прогнозам, через 2 года наш автомобильный рынок будет самый крупный в Европе. Что касается направлений совместной работы - это специальные марки и сплавы. Еще нам нужен высокопрочный чугун для деталей двигателя", - отметил он.

"Мы готовы взять на себя неформальные обязательства по обмену информацией. Нам важно в определенный момент иметь реализованные поставки, чтобы на заводе уже был металл. Отсюда риски по цене и по качеству. Да, зарубежные поставщики нам предлагают аналоги, но мы готовы посмотреть отечественные наработки. Мы видим потенциал в России", - заявил президент "АвтоВАЗа" Игорь Комаров.

Глава "РДЖ" Владимир Якунин рассказал президенту, что каждая 5-ая тонна грузовых перевозок РДЖ - это продукция металлургии. "Для железнодорожников металлурги не только поставщики продукции, которую мы потребляем. Примерно 20% перевозок - это металлургические грузы", - отметил глава "РЖД".

|Фото: Накануне.ru

Президент ОАО "РЖД" обратился к президенту с инициативой создания общественного совета, который мог бы вырабатывать общую позицию государства, экспертов и общественности по важным решениям. В частности, такой совет нужен для разъяснения нового этапа приватизации.

"Когда стало известно о приватизации, к нам пошли вопросы от депутатов, ветеранов и работников компании. Интерес проявляют также наши зарубежные коллеги. Мне кажется, что есть какой-то момент непонимания. Предлагаю в лучших традициях диалога, создать специальный общественный совет, который вот по таким стратегическим вопросам мог бы вырабатывать сразу определенную экспертную, общественную и государственную позицию. С тем чтобы не потом объяснять, что делается и как делается, а чтобы сразу изначально это было понятно", - предложил Владимир Якунин.

В ответ на это президент России Владимир Путин напомнил, что уже много раз рассказывал о планах и темпах приватизации. "Ваше предложение, чтобы сделать этот процесс предельно публичным и привлечь экспертов, я считаю правильным. Исключение компании из списка стратегических должно происходить только после открытых дискуссий и представления специального плана", - заявил Владимир Путин.

А вот глава "УВЗ" Олег Сиенко опасается, что из-за введения новых мощностей в России по производству вагонов рынок может перенасытиться.

"Сегодня рынок очень сузился. Вследствие того, что в 2009 году у нас был полный спад производства вагонов, плановые показатели в 2010 году мы только начали наращивать. Соответственно, в 2011 году у нас был резкий рост производства, и рынок это поглотил. А прошлом году украинские предприятия вместе с нами произвели 115 тыс.вагонов, при потребности рынка в 75 тысяч. В этом году - опять 115 тыс., при потребности в 65. Может быть, это все искусственно и инерционно идет. Но мы ставим под угрозу наши взаимосвязи с металлургией. Если эта тенденция продолжится, у нас будет спад производства. Это без учета того, что у нас еще не введены мощности Кислинского машиностроительного завода. Алтай собирается выпускать, Рязань пока не запустилась, весь тот объем - это около 30 тыс. Мы можем перенасытить рынок и просто сломать его. Что мы можем в этом случае сделать?" - озадачен Олег Сиенко. В ответ Владмир Путин пообещал проработать этот вопрос.

Добавим, что на совещании также были озвучена информация по взаимодействию с предприятиями нефтегазового сектора. В частности, глава государства еще раз попросил бизнесменов о строительстве долгосрочных отношений и привлечении в отрасль дополнительных инвестиций.

путин, СФ|Фото:

"Мы не зря с вами собрались и прошлись по самым сложным точкам в металлургической отрасли. Теперь в таком же хорошем темпе будет решать поставленные задачи", - обратился бизнесменам Владимир Путин в конце совещания.



Дарья Вдовиченко