В Госдуме закончились парламентские каникулы и началась подготовка к осенней сессии, на которой ожидается рассмотрение ряда весьма объемных законопроектов. Одним из них должен стать новый закон "Об образовании", который обсуждается уже около трех лет. Накануне состоялось расширенное заседание комитета Госдумы по образованию с участием министра образования и ряда других чиновников. По итогам заседания депутаты объявили, что в первом чтении закон будет рассматриваться уже в октябре, а в трех чтениях будет рассмотрен до конца декабря. О том, как проходило обсуждение законопроекта, о том, будут ли востребованы наши выпускники за рубежом и о том, что будет происходить после принятия закона, рассказал Накануне.RU президент Всероссийского фонда образования, доктор педагогических наук, доктор философских наук, академик МАНПО, член союза писателей России Сергей Комков.
Вопрос: Можно ли сказать, что депутаты выносят на рассмотрение уже финальную версию законопроекта?
Сергей Комков: Формально законопроект обсуждался. Однако министерством образования не было принято фактически ни одно предложение по изменению концепции данного закона. Так что закон остался практически в прежнем варианте. Это финальная версия проекта закона. Она может быть изменена лишь в процессе обсуждения на заседаниях Госдумы. Но практика показывает, что представленные правительством законопроекты принимаются без существенных изменений.
Вопрос: Какие наиболее значимые отличия от предыдущего закона Вы бы назвали, что хорошего, что плохого можно выделить?
Сергей Комков: Эти два закона принципиально друг от друга не отличаются. Но в законе 1992-го года не было, да и не могло быть ряда положений, вошедших в закон 2012 года. В первую очередь это касается принципа нормативно-подушевого финансирования, ЕГЭ, болонского принципа построения высшего профессионального образования и организации коммерческой деятельности учебных заведений. Все эти "новшества" были изобретены в конце 90-х – начале 2000-х годов по инициативе специалистов Всемирного банка, работающих в России на базе Высшей школы экономики. Общее осталось только одно: полное "узаконивание" отсутствия воспитательной функции системы образования.
Вопрос: Я так понимаю, что этот закон призван объединить два прежних закона "об образовании" и "о вузовском образовании". Считаете ли Вы это верным шагом, позволит ли это привести все уровни образования к единой более или менее стройной системе?
Сергей Комков: В принципе, в стране не должно быть нескольких законов, регламентирующих деятельность в сфере образования. Это должен быть свод законов, или – кодекс, в который должны быть включены все параметры жизнедеятельности образовательной системы. Поэтому принятие единого закона можно рассматривать как шаг к созданию Образовательного кодекса.
Вопрос: Упоминается 20 тысяч поправок, которые были предложены за три года обсуждения проекта закона. Они вообще никак не учтены к настоящему моменту?
Сергей Комков: Как я уже сказал ранее, ни одна из принципиальных поправок, предложенных экспертным образовательным сообществом, не была учтена. Были учтены лишь второстепенные поправки, не меняющие в корне концепцию закона. Это называется "косметическим ремонтом". Закон так и не вывел сферу образования из разряда коммерческих услуг. Более того, в новый закон фактически вошли положения 83-го федерального закона, разрешающего учебным заведениям самостоятельно зарабатывать деньги, что весьма опасно. Так как всегда и везде, во все времена система образования являлась не сферой бытовых услуг, а важнейшей социальной функцией государства. Не было принято предложение законодательно отрегулировать принцип формирования заработной платы педагогических работников.
Вопрос: Судя по всему, до конца этого года закон будет уже принят. Какие преобразования после этого начнутся в сфере образования на местах – потребуются ли какие-то радикальные шаги, чтобы соответствовать новому законодательству?
Сергей Комков: Действительно, закон, по всей вероятности, в ходе осенней сессии Госдумы будет принят. Будет, конечно, некий переходный период для начала его внедрения. А по ряду моментов (например, в связи с введением новых государственных образовательных стандартов, предусматривающих углубленное изучение ряда предметов в старших классах школы) потребуется кардинальная перестройка всей системы. При этом никто не может ответить на вопрос: за счет каких средств будет происходить вся эта перестройка. По признанию Минэкономразвития, дополнительных средств система образования в обозримом будущем не получит. Так что, в большинстве случаев будут выжимать карманы родителей, взывая к их ответственности за судьбу собственных детей. Кроме того, на местах продолжится процесс закрытия, а фактически, ликвидации малокомплектных школ. Это будет происходить в рамках процесса, так называемой, "реструктуризации" системы образования.
Что касается системы высшего профессионального образования, то, если не будет осуществлен процесс согласования стандартов высшего профессионального образования с другими странами Болонского соглашения, то формальная перестройка на новый принцип организации (бакалавриат – магистратура) не только не даст никакого положительного результата, но и окончательно разрушит традиционную российскую систему высшего профессионального образования. А дипломы наши как не признавались, так и дальше признаваться не будут.
В целом же, если концепция закона останется прежней и при этом не изменится принцип финансирования системы образования, Россию ждет неминуемый крах. Ничего специально не говорю про ЕГЭ. Эта "штучка" не просто уже изменила всю систему образования. Она, так же как в свое время в США, приведет нашу страну к полной дебилизации. Но американцы от нее уже отказались, а мы только встаем на этот пагубный путь. И новый закон, вводящий ЕГЭ как главную и единственную форму итоговой аттестации выпускников, фактически ставит крест на всей системе образования в России.