Аналитика


Правительство Медведева бросает на "спасение" Газпрома миллиарды рублей
Экономика | Ямало-Ненецкий АО | В России

Вице-премьер правительства России Аркадий Дворкович предложил компенсировать Газпрому 64 млрд рублей за шестимесячную задержку в повышении внутренних цен на газ при одновременном росте НДПИ. Дворкович заявил, что нужно компенсировать Газпрому эти деньги путем более умеренного повышения НДПИ.

"По Газпрому моя позиция – нужно учесть в будущей динамике, что в этом году, 2012-м, мы изъяли у Газпрома путем повышения НДПИ более 100% дополнительной выручки от индексации внутренних цен на газ. По разным оценкам, получилось 110-120%. А планировали изъять 80%. Это произошло из-за того, что внутренние цены мы повысили не с 1 января, как было по первоначальному плану, а с 1 июля. В итоге, по оценкам Газпрома, дополнительно изъято таким образом 64 млрд руб.", – рассказал Дворкович.

"Я считаю, что в последующие три года можно было бы это учесть. То есть увеличивать НДПИ меньше, чем предлагает Минфин, чтобы в трехлетней перспективе результат был на 64 млрд рублей меньше: растянуть эту компенсацию", – добавил Дворкович.

Между тем, ранее руководитель ФАС Игорь Артемьев заявлял, что считает Газпром неэффективной компанией, "у которой достаточно денег, и просто нужно навести порядок в своем хозяйстве".

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

В таком свете заявление вице-премьера правительства о том, что государство фактически должно помочь Газпрому, вызывает недоумение у экспертов.

Руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин в интервью Накануне.RU рассказал, что он оценивает заявление Дворковича как попытку лоббирования интересов монополиста.

Вопрос: Дворкович хочет спасать Газпром, а ФАС говорит, что сначала его нужно проверить. Кто прав?

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU Михаил Делягин: Дворкович в данном случае стоит на позиции монополистов. Естественно, монополист считает, что ему все должны. Нормальная позиция, которая проявляется не только в экономике, но и в церковных делах. Но совершенно непонятно, почему это должно принимать государство и почему эту позицию должен озвучивать вице-премьер Дворкович. Если он вице-премьер правительства России, а не вице-президент Газпрома.

Дворкович исходит из того, что цены должны быть повышены с 1 января. Простите, пожалуйста, а где написано, что тарифы естественных монополий должны повышаться с 1 января? Нам на всех углах представители государства, от имени которого говорит сам Дворкович, объясняли, что перенос повышения тарифов с 1 января на 1 июля никак не связан с выборами, а связан исключительно с экономической ситуацией. Мол, накопился "жирок" у естественных монополий и можно отложить повышение цен. Господин Дворкович по сути дела "сводит на нет" заявление всех своих старших товарищей и прямо говорит, что перенос повышения цены с 1 января на 1 июля был неоправданным, необоснованным экономически, и "Газпром" за это должен получить деньги. Тогда почему только "Газпром"? Тогда должны получить деньги железнодорожники, должны получить деньги все работники жилищно-коммунального хозяйства. Почему только Газпрому такая честь? Потому что он обладает наиболее серьезным лоббистским потенциалом?

Вопрос: Значит, Вы согласны с позицией ФАС, что Газпром сначала нужно проверить, нужна ли им вообще такая помощь?

Михаил Делягин: С этой стороны позиция Федеральной антимонопольной службы мне представляется совершенно правильной и профессиональной. Если кто-то хочет дать деньги естественной монополии, да еще и государственной компании, то давайте посчитаем, сколько им нужно денег и нужны ли им деньги вообще? Господин Дворкович, похоже, такими мелочами не "заморачивается". Наше государство на протяжении последних двадцати лет идет на поводу у естественных монополий и не обеспечивает их финансово-экономическую прозрачность, что, с моей точки зрения, является преступлением. Потому что, когда естественная монополия требует повысить цены на определенную величину или когда вице-премьер правительства Дворкович требует отдать монополии несколько десятков миллиардов рублей, возникает естественный вопрос, зачем? А почему именно эту сумму? А нужны вот именно эти деньги этой естественной монополии или ей нужно больше, иначе она погибнет, и мы останемся без газа, без света и без железных дорог? Или ей нужно меньше? Или ей вообще ничего не нужно?

Вот на самом деле, несмотря на все разговоры о "прозрачности" госполитики, финансово-экономическая прозрачность монополий не обеспечена, поэтому все разговоры о том, сколько им нужно денег, являются основанными на их аппетитах и не на чем больше. И очень странно, что вице-премьер Дворкович, который позиционирует себя как профессиональный экономист, занимает открыто непрофессиональную, если не сказать лоббистскую, позицию.

Вопрос: По Вашему мнению, можно ли считать такие заявления Дворковича как пример борьбы кланов и расхождений в позициях по Газпрому, или это случай частный?

Михаил Делягин: Здесь нет борьбы кланов, потому что представители ФАС значимой роли ни в одном из кланов не играют. Это просто позиция, что либералы хотят разбрасывать деньги бессчетно, что государство должно служить естественным монополиям. А профессионалы, честные люди, которые сохранились, они не понимают, как такое может быть, искренне не понимают. За это их наказывают.

Вообще правительство у нас поддерживает очень богатых людей и очень богатые корпорации. И вообще это почерк правительства - отдавать деньги Дерипаске, а не рабочим. Отдавать деньги тем, кто захлебывается от избытка, а не тем, кому их не хватает. Еще нужно понять, нужны эти деньги Газпрому или нет. В ФАС все говорят правильно, но вряд ли у них что-то получится. Дворкович им этого не позволит.

Вопрос: В такой ситуации, когда идет давление на Газпром "по всем фронтам", можно ли говорить об усилении позиций Роснефтегаза и Сечина?

Михаил Делягин: Нет, это совершенно другой уровень. Дворкович - "любимчик" Медведева. И, как и Медведев, он может говорить все угодно, а люди поморщатся и пойдут дальше. Вот и все. Медведев там в бадминтон на комбайнах играл, этот говорит, что Газпрому нужно вернуть несколько десятков миллиардов рублей, не проверяя, нужно или не нужно. 

Накануне.RU логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU

Еще одно мнение высказал Накануне.RU доктор экономических наук, профессор МГУ Марат Мусин:

- Мы наблюдаем провал Газпрома и дефолт российской экспортно-сырьевой модели. Цена на газ снижена на 30%. Команды Медведева и Миллера провалились, в Газпроме слишком высоки издержки, при том, что они непроизводственные. Со стратегическими проектами – тоже оказались у разбитого корыта. Учитывая то, что из-за неэффективного управления сформировался большой пакет долгов, Миллер пытается переложить его на государство. Еще в начале года Миллер пытался переложить долговые проблемы компании на государство, но это недопустимо. Надо проводить расследование, выяснять, откуда долги, куда ушли деньги. У государства нет другого решения, кроме как навести в Газпроме порядок. 

Если в нефтянке цены еще удалось отыграть, то Газпром оказался безынициативной компанией, которая, будучи мировым монополистом, не смогла реализовать стратегию, защищающую интересы и Газпрома и РФ, тогда как по нефти у нас нет такого лидирующего положения.



Дарья Вдовиченко