Аналитика


Как приструнить Газпром
Экономика | В России

Газпром готовится с размахом отпраздновать свое 20-летие. Накануне стало известно, что российский газовый монополист выбрал организаторов этого праздника, которые предоставят ему услуги на общую сумму 55,697 млн руб. (!). Однако состояние дел Газпрома как якобы "государственной" компании – отнюдь не повод для таких банкетов. Нужно понимать, что без проведения масштабной аудиторской проверки монополии говорить о работе газового гиганта в интересах отечественной экономики, промышленности и нашего населения нельзя.

Миллер получает "черную метку"

На днях получила продолжение история противостояния монополии с Федеральной антимонопольной службой (ФАС). Ещё летом текущего года, накануне отложенного на 1 июля в связи с предвыборным периодом повышения цен на газ для населения и отечественных товаропроизводителей на 15%, Газпром поднял вопрос о необходимости дополнительного поднятия цен на "голубое топливо" для потребителей на внутреннем рынке на 26,3%. Получив вполне чёткий и ясный ответ из администрации президента (а повышение цен на газ, так же как и принятие решений об индексации любых других тарифов российских монополий происходит только по отмашке "сверху"), что в силу политической целесообразности идти на этот шаг недопустимо, Газпром на какое-то время закрыл этот вопрос.

Однако уже в конце лета под разговоры о снижении рентабельности поставок газа на внутренний рынок газовая монополия с новой силой принялась заниматься своим излюбленным делом – откровенным шантажом правительства. Достаточно вспомнить недавнее решение Газпрома заморозить разработку Штокмановского месторождения на арктическом шельфе, которое он увязал отнюдь не со своей собственной неэффективностью, а с возросшими финансовыми рисками и, прежде всего, двукратным повышением ставок НДПИ в 2011 году. А затем последовало заявление руководства Газпрома о том, что газовая монополия намерена отказаться от закупок газа у независимых производителей ("Итеры", "Новатэка" и нефтяных компаний) прямо накануне отопительного сезона, что очень сильно напоминает попытку злоупотребления своим монопольным положением.

В силу того, что контроль за газотранспортной инфраструктурой и экспортными поставками отданы на откуп Газпрому, независимые производители оказались поставлены в тупик. Газпром имеет возможность занижать цены для внутренних потребителей (компенсируя возникающие убытки за счёт поставок на внешний рынок по цене в 3-4 раза выше внутренней) и демпингом выбивать с рынка независимых производителей "голубого топлива", не допуская их газ в экспортную трубу. Сжигать газ независимым компаниям оказывается себе дороже – лишь 5% попутного нефтяного газа (ПНГ) можно сжигать без штрафных санкций, а для "Итеры" и "Новатэка" добыча газа и вовсе является основным видом деятельности.

Неудивительно, что Игорь Артемьев, глава ФАС, просто не смог смотреть на откровенный ценовой беспредел российского "национального достояния". В силу искренности высказываний Артемьева, имеет смысл привести их полностью: "Ему (Газпрому), я думаю, ничего давать не надо. Если попросит, то мы посчитаем его экспортную выручку, посчитаем его рентабельность — на внутреннем, на внешнем рынке. Мы еще много чего ему посчитаем. Я считаю Газпром крайне неэффективной компанией, у которой достаточно денег и просто нужно навести порядок в своем хозяйстве".

Яснее и не выразишься. ФАС (наверняка не без отмашки из Кремля) был вынужден в очередной раз ударить по рукам монополиста. На самом деле, если Газпром несёт какие-то убытки, которые обусловлены независящими от него факторами, то тогда государству следовало бы согласиться компенсировать ему в полном объёме упущенные прибыли в связи с повышением НДПИ и переносом сроков индексации тарифов.

Но только при одном условии – пойти на этот шаг следует только после проведения комплексного и независимого аудита финансово-экономической и производственной деятельности Газпрома с требованием раскрытия информации о финансовых трансакциях с поставщиками, покупателями, подрядчиками и субподрядчиками. Критически важным является добиться раскрытия структуры себестоимости газа для внутренних потребителей и, прежде всего, состава так называемого "инвестиционного тарифа", которым Газпром объясняет необходимость повышения цен на газ.

Как показывает практика разбирательств с разрушенным РАО "ЕЭС" и РЖД, в составе такого рода "инвестиционных тарифов" можно найти всё что угодно (начиная от уплаты несуществующих налогов и отменённых сборов и заканчивая оплатой услуг оффшорных фирм и фиктивными финансовыми операциями), но только не расходы на финансирование программ модернизации производства, обновления мощностей и выпуска высокотехнологичной продукции с высокой долей добавленной стоимости.

Иллюзорная газификация

Напомним, что благодаря исключительной близости нынешнего руководства Газпрома к первым лицам Кремля и правительства, газовой монополии удалось пролоббировать заморозку ставок НДПИ для Газпрома на период 2006-2010 годов под лозунги о газификации регионов и выполнении целого ряда социально значимых программ.

Справедливости ради надо сказать, что, действительно, определённый прогресс наблюдается с газификацией регионов – за период 2006-2011 годов на фоне многочисленных громких коррупционных скандалов и повсеместного завышения сметных расходов на капитальном ремонте и строительстве степень газификации регионов России выросла с 53% до 63%.

Однако, во-первых, несмотря на предвыборный угар оптимизма и официозную пропаганду, газификация идёт, главным образом, в благополучных с социально-экономической точки зрения регионах европейской части России и богатых углеводородным сырьём областях. При этом в сельской местности уровень газификации даже не превышает 46,8%, а за Уралом, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке едва достигает 35-40%.

До сих пор подавляющее большинство мелких и средних, а также некоторых крупных населённых пунктов в Сибири и на Дальнем Востоке живут в условиях позднего средневековья с износом базовой энергетической, жилищно-коммунальной и транспортной инфраструктуры на уровне 75-85%, а их жители вынуждены отапливать своё жильё углём и дровами. И это не говоря о том, что до многих из них добраться можно только пешком или верхом на скоте – дороги советской эпохи пришли в негодное состояние, а новые никто так и не построил.

А во-вторых, и это не менее важно, в силу вполне объяснимых соображений умалчивается тот факт, что на протяжении 2006-2011 годов Газпром постоянно повышал цены на газ для населения и промышленных предприятий на 15-25% в год, в результате чего только по официальным данным Росстата цены на газ для населения выросли в 2,7 раз за рассматриваемые 5 лет. А по экспертным оценкам Василия Симчеры, экс-главы НИИ Статистики Росстата, газ подорожал в 10-13 раз для населения и в 15-17 раз для промышленных предприятий за 2000-2011 годы, что съело весь широко разрекламированный 9-кратный рост уровня жизни населения и нанесло сильнейший удар по отечественному сельскому хозяйству и остаткам наукоёмкой промышленности.

Другими словами, на фоне скачкообразного роста цен на энергоносители на мировых рынках в 2006-2010 годах, руководству газовой монополии не только удалось добиться заморозки НДПИ на пять лет, но также увеличивать поборы с задыхающейся обрабатывающей промышленности и нищего в своём большинстве населения. И тот факт, что правительство всё-таки решилось поднять НДПИ для Газпрома, вызывает оптимизм - в 2011 году ставка была увеличена на 64%, а в 2012 году на 110%.

При этом в глаза бросаются откровенно мизерные затраты самого Газпрома на газификацию регионов – за период 2005-2011 годах газовая монополия выделила на эти цели 146 млрд руб., т.е. чуть больше 20 млрд руб. ежегодно. И даже запланированное увеличение инвестиционных затрат на модернизацию и расширение газотранспортной инфраструктуры с 29,7 млрд руб. в 2011 году до 37,6 млрд по итогам 2012 года не поможет решить проблему аварийного состояния газовой инфраструктуры в Сибири и на Дальнем Востоке. Так же как не поможет вывести жителей малых и средних населённых пунктов из средневекового варварства, а экономику муниципалитетов из кризисного состояния.

И это при том, что в одном только 2011 году и по одному только НДПИ недоплата Газпрома в бюджеты всех уровней превысила 300-350 млрд руб., а по экспортной пошлине – не менее 400 млрд руб. Итого свыше 700-750 млрд руб. или практически 60% всех прибылей Газпрома. И это не считая многомиллиардных компенсаций за снижение экспортных цен на газ для Украины и Белоруссии, а также в связи с снижением поставок газа по "Голубому потоку" в Турцию.

Более того, львиная доля даже этих откровенно мизерных затрат газовой монополии при полном попустительстве контролирующих органов и многочисленной армии "борцов с коррупцией", насколько можно судить, используются не по назначению. Существенная часть этих средств (по оценкам экспертов речь идёт о 25-40%) осела на оффшорных счетах целого вороха аффилированных с Газпромом подрядчиков и субподрядчиков, либо была с блеском разворована местными чиновниками под разговоры об "эффективном осваивании средств", которые из газификации регионов уже успели сделать весьма прибыльный бизнес и кормушку для безнаказанного обогащения.

Газовый беспредел

Практически сразу же после резкой критики Газпрома со стороны ФАС, на защиту газовой монополии встал видный российский либерал Аркадий Дворкович - идеолог присоединения России к ВТО, сокращения социальных расходов и приватизации бюджетной сферы, курирующий в статусе вице-премьера сферу ТЭК. Он предложил правительству компенсировать Газпрому более 64 млрд руб. упущенных прибылей, которые возникли у российской государственной монополии в связи с предвыборным переносом сроков повышения цен на газ для населения и отечественных товаропроизводителей с 1 января на 1 июля. Причём, Дворкович не удосужился даже привести какие-либо серьёзные расчёты и документы, которые бы подтверждали существование "убытков" Газпрома. По мнению Дворковича, правительство должно безоговорочно согласиться изъять из кармана российских граждан сумму, эквивалентную 140% расходов федерального бюджета на спортивные мероприятия (45 млрд руб.) и 76% расходов на культуру (84 млрд) в 2011 году, опираясь исключительно на расчёты самой газовой монополии. При том что совершенно очевидно, что Газпром в силу объективных и вполне объяснимых коммерческих причин заинтересован в завышении (или даже "создании") своих потерь и сокрытии информации о реальном и крайне плачевном состоянии дел с финансовой прозрачностью.

Руководство Газпрома считает неоправданным и даже противоречащим нормам ВТО решение правительства поднять ставку НДПИ на 61% в 2011 году и более чем в 2,1 раза по итогам 2012 года. По мнению представителей "национального достояния", это приведёт к тому, что рентабельность продаж газовой монополии упадёт с сегодняшних 30-33% до 11% в 2013% и менее чем 7% по итогам 2015 года.

Однако, во-первых, совершенно непонятно, по какой причине Газпром вообще должен заикаться про показатели рентабельности. Если Газпром это государственная вертикально-интегрированная газовая монополия, обладающая исключительным правом экспорта российского газа, контролем за газопроводной системой и привилегированным доступом к стратегически значимым запасам сырья, то он просто обязан ставить на первое место интересы не своих акционеров (51% акций владеет государство), интересы государства, отечественной экономики, промышленности и населения.

Начиная от газификации регионов и закупки необходимого оборудования у отечественных промышленников и заканчивая поддержанием низких цен на "голубое топливо" для российских граждан и отечественной промышленности. Это могло бы дать существенное конкурентное преимущество отечественной обрабатывающей промышленности и наукоёмким производствам и дало бы сильнейший стимул набившим оскомину модернизации и слезанию с "нефтяной иглы".

А если титул "национальное достояние" является лишь удобной ширмой для безнаказанного обогащения, то следует лишить Газпром монопольного права продажи газа на внешние рынки, изъять доступ к единой газотранспортной инфраструктуре и приравнять Газпром ко всем остальным динамично развивающимся независимым газовым компаниям, параллельно организовав масштабную аудиторскую проверку со стороны Счётной Палаты, МВД, ФСБ, ГКУ Президента и т.д. Надо полагать, что только при одном упоминании о возможности проведения проверки и наведения порядка руководство Газпрома согласится снизить тарифы на газ для населения и отечественных товаропроизводителей на 25-30% с обязательством последующей заморозки на 5-7 лет.

Однако внимание должно быть приковано не только к текущей деятельности компании. Крайне любопытными оказались откровения бывшего "газового короля" России Рема Вяхирева, который недавно прервал 10-летнее молчание и поделился воспоминаниями о начальном этапе работы Газпрома. Как само собой разумеющееся гражданам преподносится "выбивание" денег из Газпрома генералами, пограничниками и даже мэрами, описываются схемы распродажи акций монополии в тот период, когда государство теряет над ней контроль. Указываются и конкретные "жулики" во властных и приближенных к ним кругах – Анатолий Чубайс и Борис Немцов. Удивительно, что подобные высказывания (как и поступившие уже взаимные претензии) остаются без внимания проверяющих структур под соусом "невозможности пересмотра итогов приватизации".

Экономист Владислав Жуковский для Накануне.RU