Аналитика


Олег Смирнов: Какие самолеты будут доминировать на рынке, определят не чиновники, а авиакомпании
Экспертное мнение | Центральный ФО | В России

Сам факт того, что информацию о перспективах российской авиатехники начали распространять чиновники, следует признать ошибкой. То, какие самолеты будут доминировать на российском рынке, определяют не Министерство промышленности и министерство торговли, а авиакомпании, которые будут эксплуатировать машины. То, что мы услышали от представителей Минпрома о самолетах "Сухой Суперджет 100", "Иркут" МС-21 и Ту-204 СМ, это витание в облаках. Это все пустая болтовня. Иначе сказать нельзя. Вот возьмем, например, самолет МС-21. Его еще нет. Просто нет и все! Серьезно говорить об этой машине можно будет только тогда, когда машина будет спроектирована, построена, пройдет все испытания, и будет сертифицирована. То же самое можно сказать и про Ту-204 СМ. Когда авиакомпании определяться с тем, лучше этот самолет эксплуатируемых сегодня "Боингов" или нет, только тогда и можно будет делать выводы.

Ситуацию с самолетом "Сухой Суперджет 100" профессионалы, да и все кто интересуется авиацией, знают хорошо. Его создатели уже давным-давно озвучили формулу, при которой может жить этот проект. И формула эта очень проста: 85% самолетов должно поставляться на экспорт и только 15% - для собственных нужд. Только тогда этот проект начнет окупаться. Такой расклад они представили президенту и премьеру, и те говорят об этом на каждом углу. Но на самом деле это настоящая провокация. Можно сказать, что руководителей нашего государства обманули. Пока нет никаких оснований говорить о том, что большинство SSJ 100 будет отправляться на экспорт. Более или менее долгосрочный контракт на поставку этих самолетов есть только у "Аэрофлота". А это фактически госкомпания. Гендиректору "Аэрофлота" пинка дали и сказали - покупай "Суперджеты", вот и все! Он взял и теперь мучается с ними, потому что из 9 машин летают только 5. А "Боинги" и "Аэробусы" летают все по 12-14 часов, и никто на них не жалуется. Средний возраст авиационных "иномарок", которые у нас летают, 11 лет, и пилоты не жалуются. Это нормальный возраст для самолетов. Они уже "переболели детскими болезнями", но еще далеки от того, чтобы "сыпаться". А российским самолетам еще предстоит доказать, что они надежны и удобны в эксплуатации. И это будет очень сложно. Я помню, как несколько лет назад в Сочи "Суперджет" показывали премьер-министру Италии Берлускони. Тогда ему сказали, что это лучшая машина в мире. Через некоторое время компания "Алиталия" оформила заказ на SSJ 100. При этом надо отметить, что итальянцы являются соучастниками строительства этого самолета. Но еще через некоторое время "Алиталия" отказалась от этих самолетов. Представляете, какой это сигнал для западных рынков! И ни одна страна пока так и не заказала эти самолеты. Еще одна страна, Армения, которая первой начала эксплуатировать этот самолет и заказала одну машину, но после летной практики от второго "Суперджета" армяне отказались. И, наконец, авиакатастрофа в Индонезии. Крупнейшая ошибка заключается в том, что расследованием этой авиакатастрофы занялась компания-производитель, а не независимые эксперты, как того требуют международные правила. Реакция на это была предсказуема: мир шарахнулся от этого самолета. Я считаю, что президенту и премьеру надо поскорее избавиться от "советчиков" типа Погосяна и срочно думать над программой "реабилитации" и продвижения "Суперджетов" на западные рынки. Тянуть тут нельзя, ведь конкуренты не стоят на месте и скоро начнут предлагать самолеты лучше, чем "Суперджет".

Президент Фонда "Партнер развития гражданской авиации", заслуженный летчик СССР Олег Смирнов  для Накануне.RU