Во вторник, 2 октября, первый зам генерального директора "Аэрофлота" Андрей Калмыков написал в своем микроблоге на Twitter о 76 рейсах, отмененных, по его данным, из-за ремонта ВПП в "Шереметьево". "Хроника не объявленной войны: за сутки из-за "планового" ремонта ВПП мы задержали 76 рейсов! Задержки составляли от 16 мин до 7 часов. Но самое прикольное, что их пресс-служба называет этот ремонт "плановым"! Прям как в русской поговорке про божью росу в глаза.... Второй день кувыркаемся с расписанием - Шереметьево "без объявления войны" начало ремонт части одной из ВПП", - жаловался Калмыков.
В этот же день стало известно об иске, который перевозчик намерен подать к аэропорту. А ближе к вечеру стало известно и о других мерах – "Аэрофлот", который является миноритарным акционером "МАШ", будет добиваться отставки гендиректора "Шереметьево" Михаила Василенко. "Политика, проводимая М.М.Василенко в отношении Аэрофлота – базовой авиакомпании и ключевого клиента аэропорта, носит абсолютно деструктивный характер. События, произошедшие за последнее время, показывают, что нарушаются основные принципы сотрудничества между аэропортом и базовым перевозчиком", - говорится в официальном заявлении компании.
Перевозчик утверждает, что ремонт ВПП, из-за которого были задержаны его рейсы, был внеплановым: "Руководство аэропорта согласовало расписание полетов на апрель-ноябрь 2012 г., и закрытие на ремонт участка взлетно-посадочной полосы было внеплановым". В "Шереметьево", в свою очередь, заявили, что заранее предупредили авиакомпании о предстоящем ремонте. "Авиакомпания "Аэрофлот" заранее перенесла время выполнения рейсов SU1172, SU1406, SU1250, SU2108, SU1810 на период с 1 по 15 октября в соответствии с официальным письмом ОАО "МАШ" от 30 августа 2012 г. с просьбой об изменении времени вылета ряда рейсов в связи с закрытием ВПП-1 для проведения ремонтных работ", - сообщили Накануне.RU в пресс-службе аэропорта.
"Аэрофлот" припомнил своему базовому порту и сентябрьский эпизод с отключением электричества. "12 сентября 2012 г. в результате сбоя в работе областной подстанции а/п Шереметьево был обесточен. Аэропорт не смог запустить резервный генератор, что стало причиной задержек 30 рейсов Аэрофлота", - считают в компании. Впрочем, на это "Шереметьево" ответил тем же вечером – сообщил, что Московская транспортная прокуратура не нашла вины порта в задержках рейсов. "Аэропорт "Шереметьево" оперативно корректировал расписание вылетов рейсов на 12 сентября 2012 г. Нагрузка по обслуживанию рейсов, регистрации и посадке пассажиров распределялась по другим терминалам "Шереметьево", при этом использовались дополнительные каналы информирования пассажиров о переводе рейсов, а также организовано сопровождение и помощь пассажирам при перемещении между терминалами аэропорта.
Энергоустановки терминала D ранее были допущены в эксплуатацию в соответствии с разрешением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Изучив все обстоятельства сбоя в энергоснабжении аэропорта, прокуратура не усмотрела оснований для применения в отношении ОАО "МАШ" мер прокурорского реагирования", - сообщили НаканунеRU в "Шереметьево". Более того, 12 сентября аэропорт даже поблагодарил "Аэрофлот" за "слаженную работу по обеспечению вылета пассажиров и урегулированию ситуации, связанной со сбоем в электроснабжении Южного терминального комплекса".
Однако это вряд ли остановит "Аэрофлот". На ближайшем совете директоров аэропорта представители перевозчика намерены поднять вопрос о недоверии Василенко и досрочном прекращении его полномочий.
Для справки: Акционерами ОАО "Международный аэропорт "Шереметьево" являются государство (83,04%), ОАО "Аэрофлот – российские авиалинии" (8,96%), Внешэкономбанк (4,24%), ВТБ (3,76%). Генеральный директор "Шереметьево" Михаил Василенко занимает свой пост с 12 мая 2005 г. С января по август 2012 г. аэропорт обслужил 17 млн 429 тыс. пассажиров, что на 17,1% выше по сравнению с аналогичным периодом 2011 г.
Конфликт между аэропортом и его базовым перевозчиком развивается на фоне других, более глобальных вопросов – выделения средств на строительство ВПП в "Шереметьево" и "Домодедово" государством и объединения всех трех московских аэропортов в единую компанию. И если нынешний ремонт в "Шереметьево" был локальным ("С точки зрения безопасности полетов надо было что-то срочно делать. На шасси самолетов "Аэрофлота" начал наматываться пластик, соединяющий плиты. Мы отвечаем за безопасность полетов, и для нас это приоритетно", — цитирует РБК daily Михаила Василенко), то предстоящее строительство ВПП может принести руководству "Шереметьево" больше головной боли.
Росавиация 29 августа выдала разрешение ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (Аэродромов)" на строительство ВПП-3 в "Шереметьево". Работы осуществляет инжиниринговая корпорация "Трансстрой", подконтрольная Олегу Дерепаске. Стоимость контракта - 22,418 млрд руб. Дополнительно к этой сумме необходимо еще около 5 млрд руб. на выкуп земель под строительство. Между тем, в начале сентября стало известно, что Минфин не поддерживает выделение дополнительных средств (а это 9,952 млрд руб.) на строительство ВПП в "МАШ".
При этом авиационные власти не оставляют идеи объединения аэропортов в авиаузел. Объединить "Внуково" и "Шереметьево" не составит большой проблемы, поскольку оба порта находятся под государственным контролем. Но без "Домодедово" смысл этого предприятия теряется. "Если в МАУ войдут лишь два аэропорта, узел, конечно, будет не полным. "Внуково" и "Шереметьево" смогут координировать свои действия, что в целом должно повысить эффективность работы аэропортов, однако наибольший потенциал для роста имеет "Домодедово" и именно эта площадка может обеспечить стремительное развитие Московского авиаузла. Поэтому привлечение "Домодедово" к проекту является приоритетным и государство продолжит искать варианты объединения трех аэропортов", - пояснил Накануне.RU эксперт департамента оценки "2К Аудит - Деловые Консультации/Морисон Интернешнл" Петр Клюев.
В "Домодедово", между тем, свои проблемы – Минтранс настаивает на таком варианте строительства новой ВПП, при котором аэропорту, возможно, придется снизить пропускную способность на период строительных работ. Это увеличит нагрузку на другие порты столицы.