Подготовка к очередному "Русскому маршу" в Москве не обошлась без традиционных скандалов. Федерация мигрантов России обратилась в столичную администрация с просьбой запретить шествие националистов. По словам главы организации Мухаммада Амин Маджумдера, мигрантам не нравится само название акции, а также то, что она проводится в День народного единства. Известный исламовед, исполнительный директор программ Всемирного Русского Народного Собора Роман Силантьев рассказал корреспонденту Накануне.RU, каким должен быть "Русский марш", чтобы он мог решать реальные проблемы, пользоваться массовой поддержкой населения и не раздражать националистические чувства других народов России.
Вопрос: Накануне очередного "Русского марша" глава Федерации мигрантов России Мухаммад Амин Маджумдер призвал московские власти запретить это мероприятие, при этом он отметил, что если запретить шествие националистов не удастся, то необходимо хотя бы изменить дату проведения мероприятия. Мигрантам не нравится само название акции, а также то, что она проводится в День народного единства. Роман, как Вы оцениваете подобные заявления?
Роман Силантьев: Когда мигранты выступают против слова "русский", это только ухудшает отношение к мигрантам. Если им не нравится фашистко-националистический элемент на "Русских маршах", об этом надо прямо сказать, а не придираться к названию. Это глупо и недальновидно, на мой взгляд.
Вопрос: Тогда разве не получается, что мигранты не правы по форме, но правы по сути? То, что фашистско-националистический элемент на мероприятии есть, этого никто не отрицает. Как Вы относитесь к "Русскому маршу"?
Роман Силантьев: Сам по себе "Русский марш" ничего плохого в себе не несет, но то, что мероприятие периодически наполняется фашистским и экстремистским душком, очень печально. Я считаю, "Русский марш" вполне можно направить в здоровое патриотическое русло, а не превращать его в манифестацию против других народов и демонстрацию странных идеологий. На это мероприятие собирается очень много разных людей, большинство нормальных, но имидж им создает ненормальное меньшинство. Если же организаторы хотят, чтобы оно имело будущее и нормально воспринималось людьми, они должны следить за тем, кто к ним ходит и с какими лозунгами. Пока у значительного большинства марш ассоциируется с радикальными элементами.
Вопрос: А есть тенденция на то, чтобы "ненормальное меньшинство" перестало задавать тон?
Роман Силантьев: Я не вижу там особо негативных и позитивных тенденций. По-моему, там все так же как и раньше. Люди приходят разные, например, с лозунгами: "Хватит кормить Кавказ". Но я хочу сказать, что объединение против чего-то никогда не работает. То же движение "Против нелегальной миграции" включало в себя и православных, и атеистов, и язычников, и они довольно быстро переругались. Объединяет только любовь и уважение к чему-то. А альянсы "против", как правило, неустойчивые. Поэтому мне кажется, что "Русский марш" должен быть за русских, а не против нерусских.
Вопрос: Не кажется ли Вам, что после того как "Русский марш" стал традицией, логично будет, если появятся "башкирские", "калмыкские", "тувинские" и прочие марши? Что таким образом все народы страны разойдутся по своим маршам, произойдет раскол на национальной почве?
Роман Силантьев: Так они давно есть, эти марши. "Русский марш" - это марш, который хронологически появился позднее всех остальных маршей. Они появились еще на рубеже 80-х и 90-х и ходят ими уже 20 лет.
Вопрос: В конце 80-х, скорее, были национальные демарши.
Роман Силантьев: Я прекрасно знаю, что такое, например, татарские националисты, башкирские националисты, кавказские. Может, их мероприятия и называются по-другому, но по сути это то же самое, что "Русский марш". В Казани подобные "марши" проходят по несколько раз за год.
Вопрос: Но разве тот факт, что русские стали ходить на марши позже остальных народов, отменяет то, что сейчас разделение по национальному признаку опасно для страны?
Роман Силантьев: Опять-таки, что считать разделением. Выступления за права русского народа, а не против прав другого народа - это нормально. Потому что это вполне в рамках правового поля, когда русские высказываются о проблемах своего народа и просят их решить, если же они считают, что счастье наступит только после дискриминации других народов - вот это уже вне рамок.
Вопрос: А так ли необходим именно "Русский марш", может, проблемы у русских и у других народов России одни и те же и незачем решать их поодиночке, разделяясь по национальному признаку?
Роман Силантьев: Нет, особые проблемы есть. Русофобия – главная из них. По масштабам она превосходит и антисемитизм, и исламофобию. Еще Всемирный Русский Собор, который я представляю, поставил перед собой как главную и прямую задачу именно борьбу с русофобией. Если "Русский марш" также будет занят борьбой с русофобией, а не разжиганием других фобий - пользы будет больше, чем вреда.
Вопрос: Вы считаете, такая форма выступления востребована сейчас массами?
Роман Силантьев: Сложно сказать, потому что люди могут не любить одновременно и мигрантов, и фашистов, поэтому могут просто не поддержать фашистское мероприятие против мигрантов. Отношение к радикальным националистам резко отрицательное, и если на митинг в Митино против мечетей люди массово выйдут, то на "русские марши" они уже не пойдут.
Вопрос: Успех проекта известного национал-социалиста Марцинкевича, который ловит в сети педофилов, кажется, говорит об обратном - в России человек может признаться открыто, что он национал-социалист, и при этом не потерять значительной поддержки населения. Разве нет?
Роман Силантьев: Если помнить, чем Марцинкевич занимался раньше и чем занимается сейчас, то можно заметить явную позитивную тенденцию. Если бы у нас фашисты вместо того, чтобы ловить гастарбайтеров, начали ловить педофилов и наркоторговцев, жить, наверное, стало бы легче.