Аналитика


Сергей Черняховский: Уход Магомедова – ослабление позиций Медведева
Экспертное мнение | В России | Северо-Кавказский ФО

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Президент Владимир Путин дал указание временно исполняющему обязанности главы Дагестана Рамазану Абдулатипову создать "эффективную команду, сбалансированную, в том числе по этнической составляющей" взамен той команде, которую Абдулатипов успел уже отправить в отставку. Экс-главу Дагестана Магомедсалама Магомедова Путин назначил заместителем главы администрации президента. Теперь врио главы Дагестна размышляет, как эффективней создать команду из молодых специалистов, которых, по его словам, придется отправлять учиться в Москву, а бывший глава Дагестана, между тем, "сливается" с федеральной элитой.

В Дагестане ситуация сложная и запущенная, причем в 90-ые годы она была менее запущенной. Республика вообще уникальна, к ней первой не подходит формула прямых выборов главы республики, и по структуре элитно-этнической она очень напоминает структуру Ливана. В этом отношении само назначение Абдулатипова – это попытка элиты "сшить": с одной стороны, он сам оттуда, но, с другой, он не представитель национальных кланов, он связан с российской федеральной элитой.

Все то, что он говорит сейчас, само по себе правильно. Ему нужно заниматься не клановыми разборками, а кадровой политикой, и нужно посылать людей в Москву, а куда же еще – не в Америку же!

Тем не менее, сложно считать Абдулатипова хорошим руководителем-прагматиком, у него, казалось бы, не было в жизни особых провалов, но и позиция его была на определенных этапах не безупречная, и, в общем-то, не было каких-то особых успехов. Он же отвечал у нас за межнациональные отношения, и ничем позитивным его деятельность не запомнилась.

Считается, что Магомедовы были особо приближены к Медведеву, и считается, что уход Магомедова с этого поста – это ослабление позиций Медведева. Его новое назначение в Москве сделано для того, чтобы это не было обидой для региональных кланов. Кроме того, появляется момент слития национальной элиты и федеральной элиты. Ну и, естественно, в известном смысле осущесМагомедсалам Магомедов, глава Дагестана|Фото:riadagestan.ruтвляется перевербовка: медведевское окружение контроль над Дагестаном утрачивает, его человек ушел, и получается, что администрация президента дала ему больше.

Это традиционная "имперская" политика, от которой отошли в последние 20 лет – не разносить местные элиты, а впитывать в себя. В конце 18-ого века, когда Россия соединила Крым с собой, крымская аристократия хотела быть при России, быть в петербуржской элите, быть частью великой империи. А так они получались троюродными племянниками у Стамбула. Но им понравился больше Петербург. Так же грамотно делали с присоединением Грузии – когда всех грузинских князей оставили в своем статусе, приравняли к высшему рангу российской знати, хотя там князья были нескольких разрядов. То же самое всегда делали московские цари, когда Иван Калита еще всех объединял – они всегда представителей местной элиты поднимали в центр, вводили в свой круг.

А что получится у Абдулатипова на месте – неизвестно. Он в чем-то напоминает Обаму со своим желанием "со всеми договориться", а я боюсь, что во всех этих республиках нужны Кадыровы, а не Обамы. Но, с другой стороны, там, в принципе, дагестанцы тяготеют к относительному спокойствию и уверенности, это спокойный кавказский народ, не слишком импульсивный.

Политолог Сергей Черняховский для Накануне.RU