Депутаты Госдумы на пленарном заседании 22 марта должны рассмотреть в первом чтении законопроект, создающий правовые основы для работы Росфинагентства, в доверительное управление которому будут переданы средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (ФНБ). А до этого его предполагается рассмотреть на специальных парламентских слушаниях, которые пройдут уже на следующей неделе. О том, что даст российской экономике новая структура, почему Центробанк управляет нефтяными сверхдоходами из рук вон плохо и чем может помочь в деле обретения финансового суверенитета Сергей Глазьев, если станет Главой ЦБ, корреспонденту Накануне.RU рассказал депутат Госдумы, "единоросс" Евгений Федоров.
Вопрос: Законопроект о Росфинагенстве, уже внесенный в Госдуму, вызвал споры среди парламентариев. Что Вы думаете по поводу этого закона?
Евгений Федоров: Действительно этот документ уже внесен в Госдуму и поставлен в повестку дня на 22 марта. В этот день мы будем рассматривать его в первом чтении. А пока мы рассмотрели его на комитете по бюджету и налогам и рекомендовали к принятию. Законопроект внесен Президентом РФ, и лично я считаю, что те решения, которые предлагает глава государства, можно расценивать как позитивные. Суть законопроекта заключается в том, что у Центрального банка будет изъята часть средств Стабфонда и Фонда национального благосостояния. Этими деньгами Центральный банк управляет не просто плохо, а откровенно во вред российским интересам. Судите сами: сейчас Центробанк размещает эти средства под 0,7% годовых в долларах и в евро. При этом инфляция и у нас, и на Западе значительно выше, так что, мы несем прямые потери. Работа агентства, даже если оно будет размещать эти средства под процентную ставку, соответствующую уровню инфляции, будет значительно более эффективна, чем работа Центрального банка. Хуже, чем ЦБ, невозможно работать, и это уже очевидно для всех. Кроме того, работа агентства позволит вывести часть международных резервов России из-под политического контроля США, а, точнее говоря, из-под совместного контроля США и нашего Центрального банка. Если размещать их в других финансовых инструментах, нежели тех, которые используются сейчас, толку будет больше.
Вопрос: Многие депутаты, например, "справедливоросс" Оксана Дмитриева, выступают против создания Росфинагентства и открыто говорят, что эта структура создается для "распила" денег ФНБ и Резервного фонда. Так ли это?
Евгений Федоров: Речь идет не о каких-то новых деньгах, а о тех, которые сейчас находятся в распоряжении Центрального банка. Эти деньги, как я уже сказал, практически дарятся американцам, а многоуважаемая Оксана Генриховна предлагает оставить все, как есть, и фактически говорит всем: "Ни в коем случае не стоит трогать кормушку, которую создал Центральный банк совместно с США по стерилизации российских резервов". Она выступает за сохранение существующего "статус-кво", но ведь понятно, что любая другая политика будет означать улучшение ситуации. В этой связи логично спросить у самой Оксаны Генриховны, на кого она работает, если запрещает трогать наши деньги в США?
Вопрос: Насколько высоки шансы того, что Госдума поддержит этот законопроект?
Евгений Федоров: Я думаю, что законопроект пройдет Думу, поскольку он из так называемого путинского "пакета суверенитета". Неслучайно, речь о мерах по укреплению финансового суверенитета шла в послании Президента, где, как мы знаем, много говорилось о суверенитете вообще. Сопротивление этому законопроекту идет от тех, кто каким-то образом связан с Соединенными Штатами, и заинтересован в том, чтобы мы по-прежнему платили дань Европе и США.
Вопрос: Что делать с нашим Центральным банком? Говорят, что его может возглавить известный экономист Сергей Глазьев, который сможет остановить антигосударственную политику этого учреждения…
Евгений Федоров: Чтобы остановить антигосударственную политику ЦБ, нужно менять Конституцию и законы, а не персонально его главу. Кадровая политика тут ничего не решает. Хотя я лично считаю, что если бы Центральный банк возглавил Сергей Глазьев, то это было бы очень полезным решением. Это означало бы начало долгой и тяжелой работы по переформатированию Центробанка на российские интересы. Я уверен, что эта работа будет наталкиваться на самое серьезное сопротивление. К сожалению, Центробанк с своей работе опирается на законы и Конституцию, по которой у него вообще особый статус. На самом деле в том виде, в котором сейчас существует ЦБ, он не имеет никакого отношения к российской экономике. Его единственная функция выкупать доллары и евро и стерилизовать их. Это фактически сборщик дани на территории России. И вот, представьте себе, эта роль предусмотрена законами и Конституцией. Если вам известно, то в свое время наш Центробанк создавали американские советники, именно для этих целей, и на принципах, которые когда-то были использованы Великобританией, чтобы контролировать колониальную Индию. Там тоже надо было собирать дань, и там для этих целей была создана структура, очень похожая на ту, что базируется в Москве на Неглинке.
Вопрос: Но одним Центробанком реформа, которая должна пройти, наверное, не ограничится...
Евгений Федоров: Да, конечно нужно менять все принципы российской экономики, и конечно, в этом смысле Сергей Глазьев тот, кто мог бы начать и ускорить работу. Это был бы большой шаг в сторону суверенитета. Если бы это случилось, то совместная работа Глазьева с депутатами Госдумы и Владимиром Путиным могла бы дать прекрасный эффект.