Аналитика


Антимонопольщики грозят топливным дефицитом, а на Урале частный капитал строит крупнейший НПЗ
Экономика | Тюменская область | Уральский ФО

На фоне то и дело возникающей информации о возможном дефиците топлива в России особый интерес представляют российские НПЗ. В Уральском федеральном округе, где добывается более 60% российской нефти и более 90% природного газа, в настоящий момент нет крупных НПЗ, и даже сам тюменский регион, поставляющий природные богатства, вынужден закупать нефтепродукты. Ситуация должна измениться в связи со строительством Антипинского НПЗ – проекта частного, к которому приложил руку сокурсник Путина.

По прогнозам антимонопольщиков, в 2015 году дефицит топлива в стране может вырасти в 70 раз и достичь 3,7 млн тонн. Минэнерго в свою очередь сообщает, что большинство регионов России стабильно обеспечиваются топливом, что есть постоянные запасы на период от 10 суток и более, за исключением Омской области, где традиционно запасы незначительно снижены.

Пессимистичные прогнозы антимонопольщиков в частности основываются на том, что нефтяные компании не успеют модернизировать нефтеперерабатывающие заводы для выпуска новых топлив "Евро-5" и "Евро-4".

По данным ФГУП "Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса", в УрФО нет крупных НПЗ.

Переработкой нефтяного сырья занимается "Сургутский ЗСК" мощностью около 8 млн тонн конденсата в год и 13 мини-НПЗ суммарной мощностью по первичной переработке около 5,5 млн тонн нефтяного сырья.

"УрФО так сформирован, что там практически нет заводов. Крупнейшие НПЗ остаются в Башкирии и Омске", - отметил в беседе с корреспондентом Накануне.RU старший аналитик по нефти и газу ФК "Уралсиб" Алексей Кокин.

Однако, ситуация должна поменяться после завершения проекта строительства Антипинского НПЗ.

В перспективе, Антипинский НПЗ может стать единственным частным, а не государственным проектом с мощностью переработки 7,5 млн тонн в год (с 2013 года), качеством нефтепродуктов, соответствующим стандарту Евро-5 (с 2014 года), и глубиной переработки до 94% (с 2015 года).

Отметим, что Тюменская область сосредотачивает большую часть запасов нефти и природного газа. Однако вынуждена завозить светлые нефтепродукты из других регионов в объеме около 1,2 млн тонн, в частности, с Омского НПЗ (550 км от Тюмени), Уфимского НПЗ (800 км) и Пермьнефтеоргсинтеза (600 км).

Как сообщила Накануне.RU помощник председателя совета директоров ЗАО "Антипинский НПЗ" Мария Яшметова, по состоянию на сегодняшний день Антипинский НПЗ не производит бензин.

Завод ориентирован пока на производство дизельного топлива. "Переход на выпуск высокооктановых бензинов стандарта "Евро-5" запланирован с пуском установки риформинга бензина с непрерывной регенерацией катализатора и блоком изомеризации в 1-2 квартале 2016 года. С 2016 года объем выпускаемых высокооктановых бензинов стандарта Евро-5 составит 500 тыс. тонн в год", - отметила Мария Яшметова.

Антипинский НПЗ, по данным открытых источников, принадлежит группе New Stream, контролируемой бизнесменом Дмитрием Мазуровым. Среди акционеров группы – сокурсник Путина профессор Санкт-Петербургского государственного университета Николай Егоров. По некоторым данным, он владеет долей около 10% компании. Два других акционера — председатель совета директоров Антипинского НПЗ Дмитрий Мазуров (владеет контрольным пакетом) и член совета директоров, председатель комитета по коммерческой деятельности Михаил Берещанский. На сайте АНПЗ указано, что Егоров является заместителем председателя совета директоров, председателем юридического комитета.

Антипинский НПЗ|Фото: Тюменская область сегодня

Возможно, благодаря именно хорошим связям завод может стать вскоре крупнейшим нефтеперерабатывающим предприятием в Уральском федеральном округе.

Завод расположен вблизи развитой логистической сети: имеется доступ к ж/д и автоинфраструктуре. В 2018 году после пуска мощностей по переработке газойля в товарный продукт завод можно будет считать полностью готовым.

АНПЗ подключен к магистральным нефтепроводом АК "Транснефть" общей мощностью 6 млн тонн в год, с учетом развития предприятия, включая третью очередь.

Между тем, по информации Накануне.RU, Антипинский НПЗ намеревается купить у "Транснефти" малозагруженный нефтепровод, чтобы использовать его для перекачки светлого топила в Курганскую область, а оттуда – уже в систему продуктопродов. Об этом сообщил Накануне.RU источник в нефтяной отрасли. Однако, конкретики в этом вопросе пока нет, потому что, по его же данным, "Транснефть" предлагает другой вариант – компания купит участок трубы (около 400 км) и Антипинский завод будет поставлять топливо "Транснефти". На самом НПЗ эту информацию официально не комментируют.

По мнению старшего аналитика по нефти и газу ФК "Уралсиб" Алексея Кокина, для НПЗ доступ к "трубе" удешевит и упростит транспортировку своей продукции. "Это вопрос логистики. Эти отводы из системы транснефтепровода не всегда используются на полную мощность. Это даст улучшенное топливное насыщение Курганской области, но Курганская область – это не самый крупный регион потребления", - заметил эксперт.

"В масштабах России Антипинский НПЗ вряд ли повлияет на общий баланс нефтепереработки, но локально, для Тюменской области, Югры, этот завод сможет облегчить доступность топлива", - добавил он.

Депутат Тюменской областной думы Владимир Сысоев в беседе с корреспондентом Накануне.RU отметил, что, в первую очередь, нужно отдать должное инвесторам, которые в свое время решились вложить средства в нефтепереработку на юге Тюменской области. "Это был, конечно, парадокс: нефть есть, а переработки нет", - подчеркнул Сысоев.

Антипинский НПЗ|Фото: АНПЗ

"Антипинский НПЗ уже работает, хотя выпускает только дизель. Насколько известно, у него заказы на полгода вперед расписаны. С учетом того, что в Тюмени реконструируется здание международного аэропорта для создания межрегионального и международного транспортного хаба, наверное, НПЗ стоить подумать о выпуске аэрокеросина", - советует Владимир Сысоев.

"Сейчас на НПЗ трудятся около 800 человек, а с выходом на проектную мощность предполагается организация 1,5 тыс. рабочих мест. Согласитесь, это достаточно серьезный показатель. Являясь одним из крупных налогоплательщиков, безусловно, компания является очень серьезным организатором процесса занятости населения", - пояснил значимость НПЗ для региона депутат Тюменской областной думы Виктор Буртный.

Депутат думы ХМАО Сергей Дегтярев, в свою очередь, скептически заявил, что находящийся "под боком" НПЗ не окажет влияния на Югру. "Могут быть найдены новые источники, но на сегодняшний день округ, где добывается основная доля российской нефти, себя топливом обеспечивает полностью, топливного дефицита нет", - говорит Сергей Дегтярев.

Югорский депутат также отмечает, что возможное сотрудничество округа и завода будет зависеть от руководства НПЗ. "Это все будет зависеть от маркетинговой работы на НПЗ. Если они будут предлагать сниженные цены, будут сотрудничать в этом направлении с округом, конечно, это все будет очень выгодно. Но в первую очередь все будет зависеть от руководства НПЗ", - добавляет Сергей Дегтярев.

Тем временем, нефтяников будут продолжать подталкивать к модернизации НПЗ, однако строительство все новых перерабатывающих мощностей пока отнюдь не выглядит тенденцией.

"Мы видим, что есть ряд компаний, которые постоянно модернизируют НПЗ, например, "Роснефть", ЛУКОЙЛ, "Башнефть", "Альянс" и др. Следовательно, такой прогноз (о дефиците топлива, – прим. Накануне.RU) может делаться, чтобы дать правительству возможность и хороший аргумент, чтобы еще раз подтолкнуть и ускорить процесс модернизации", - отмечает аналитик ФК "Уралсиб" Алексей Кокин.

"К 2016 году многие проекты по модернизации НПЗ должны выйти на плановые показатели. Хотя в любом случае всегда могут возникнуть некоторые сложности в отдельных регионах, где тот или иной НПЗ может опаздывать", - добавляет старший эксперт Института энергетики и финансов Сергей Агибалов



Дарья Вдовиченко