Аналитика


Награда нашла героя – Уильям Браудер поплатился за "акт Магнитского"?
Политика | В России | За рубежом

История с "делом Магнитского" не ограничилась симметричными недружелюбными законодательными актами со стороны США и России. На следующей неделе Тверской суд Москвы начинает слушания по делу Сергея Магнитского. На этом фоне довольно неожиданно прозвучало заявление МВД об объявлении в международный розыск и возбуждении уголовного дела в отношении Уильяма Браудера по обвинению в незаконном приобретении акций "Газпрома". Ущерб от действий инвестора оценивают в 3 млрд руб. Эксперты видят в таком заявлении политический контекст, но сомневаются в том, что Браудер попадет в руки российского правосудия. Подробности - в материале Накануне.RU.

По официальной информации, повестка главе инвестиционного фонда "Hermitage Capital" Уильяму Браудеру уже отправлена по дипломатическим каналам. Однако мало кто сомневается в том, что Браудер отвергнет столь "любезное приглашение". Он не замедлил и вслух высказать свою позицию по этому вопросу. В интервью ВВС он заявил, что не собирается ехать "в пыточную камеру", где с ним будут обращаться "как с Магнитским". Кроме того, он обвинил президента Путина в подготовке "множества уголовных дел" в свой адрес, которые являются "местью за кампанию по борьбе за справедливость в отношении Сергея Магнитского". Браудер назвал попутно Путина "крупнейшим олигархом" и пообещал приложить все усилия для распространения действия "акта Магнитского" по всей Европе, как это было "в случае с апартеидом в ЮАР".

В чем же суть претензий российских силовиков? Следственный департамент МВД обвиняет его и погибшего в тюрьме юриста фонда Сергея Магнитского в незаконном приобретении многомиллионного пакета акций "Газпрома" в тот момент, когда действовал мораторий на их покупку в отношении иностранных компаний и лиц.

С 1997 года для иностранных инвестиционных фондов в России действовал запрет на покупку акций компаний с госучастием. Чтобы обойти закон фонд Hermitage Capital зарегистрировал в России сеть из 20 компаний, через которые в 1998-1999 годах были куплены 7 процентов акций "Газпрома". На скупку фонд потратил около 200-300 млн долларов. Интересно, что свою бурную деятельность фонд начал вести в России сразу после дефолта, перед наступлением которого пропали 4,8 млрд долларов выделенных МВФ для стабилизационных операций Банка России. Перед исчезновением, деньги были переведены на счет Republic National Bank, принадлежащий компаньону Браудера Эдмонду Сафра. Впоследствии перемещение денег отследить не удалось, а сам Сафра погиб в результате пожара в Монако.

Ценные бумаги "Газпрома" официально покупал не фонд, а офшорные фирмы в Калмыкии (ООО "Дальняя степь", ООО "Сатурн Инвестментс"), созданные юристом Браудера Магнитским еще в 1996 году. Следствие считает, что незаконные налоговые схемы, позволявшие получить деньги для покупки акций "Газпрома" разрабатывал Сергей Магнитский, а гендиректором некоторых компаний был Уильям Браудер.

По мнению экспертов Накануне.RU, возбуждение нового дела против Браудера носит во многом политический характер, однако и по своей сути они справедливы.

Доцент МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат экономических наук Андрей Кобяков|Фото:"Если вы спрашиваете, считаю ли я обвинения справедливыми, то – да, считаю. Абсолютно уверен, что большинство работавших здесь "инвестиционных" структур в 90-е годы занимались совершенно хищническим бизнесом. Впрочем, не только у нас, они тем же самым занимались во время приватизации в Бразилии, Мексике, где угодно. Эти структуры известны, методы работы известны, все эти подставные фирмы, все эти способы ухода от налогов, все эти несуществующие инвалиды, с помощью которых можно было получать налоговые льготы. Само по себе обвинение абсолютно справедливо", – рассказал Накануне.RU экономист, доцент МГУ им. Ломоносова Андрей Кобяков.

Политолог, проректор РЭУ им. Плеханова Сергей Марков считает, что возбуждение нового уголовного дела и обвинение в международный розыск Браудера – это "естественная реакция российской государственной машины "

"Браудер организовал беспрецедентную атаку на российское государство. Он организовал, проспонсировал принятие "акта Магнитского", сейчас лоббирует принятие "акта Магнитского" в ряде стран Евросоюза. При этом, наглость Браудера просто колоссальна. Он действует по принципу Геббельса – чтобы в ложь поверили, она должна быть чудовищной. В частности, Браудер пытается всех убедить, что Магнитский был борцом с российской коррупцией. Хотя, на самом деле, все совсем наоборот – это Браудер является одним из бенефициаров российской коррупции", – заявил Накануне.RU политолог.

При этом, Марков отмечает, что действия Браудера напоминают "рейдерство в отношении России", и в ответ он получит "беспощадную войну".

"Вообще, Браудеру следует поизучать историю России. Он бы знал тогда, что те, кто позиционировал себя как враг России, были уничтожены все. И Браудера ждет полное разорение, нищета и тюрьма", – считает эксперт.

Об ответе на мощную информационную атаку со стороны Браудера говорит и профессор, доктор политических наук Сергей Черняховский. По его словам, вся история с "актом Магнитского" была нацелена на то, чтобы прекратить следственные действия в отношении деятельности его компании в России. Однако, вероятно, даже сам Браудер до конца не уверен, к чему приведут следственные действия российских правоохранителей.

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU "При той активности, которую проявила компания Браудера, осуществив, по сути, масштабную информационную атаку в защиту своих интересов, у них есть очень серьезные опасения по поводу того как будут идти все эти расследования. Весьма непросто лоббировать в конгрессе США и международных структурах интересы защиты памяти Магнитского, человека, который тоже вызывает ряд вопросов. Понятно, какие на это были затрачены средства, понятно, какие с этой стороны ощущаются угрозы", – предполагает политолог.

Никто в связи с этим не сомневается, что в скором времени последует ответ США и Великобритании. Как известно, Браудер, несмотря на свои американские корни, имеет британское гражданство, в Великобритании же зарегистрирован его фонд. Однако, мнение экспертов разделилось в оценке возможных шагов представителей Запада.

"Список Магнитского" они уже приняли, истерика по этому поводу в обеих палатах Конгресса состоялась. Кто же сейчас задним числом признает, что все эти обвинения в адрес России были на пустом месте? И как можно запятнать "кристальную" репутацию того же Магнитского, если он там фактически уже героизирован, стал жертвой "страшного режима". Поэтому, я думаю, что политический ответ тут совершенно очевиден. Они будут стоять в этом вопросе до конца", – уверен Андрей Кобяков.

По его мнению, даже в случае, если некоторые представители американского истеблишмента признают вину Браудера, то они легко смогут заявить об "избирательном правосудии", поскольку в 90-е годы у большинства иностранных инвесторов были примерно такие же методы работы.

"И на это действительно нечего ответить. Почему посадили Ходорковского, а всех остальных, кто занимался подобными нарушениями – нет? Это называется "избирательное правосудие" и за ним видится месть или политические мотивы. При этом, никто же не оспаривает, что Ходорковский действительно не выплачивал налоги. Вся нелепость этой ситуации – скрещиваются мечи, искры от них летят не по поводу того, справедливы или нет сами обвинения, а почему они имеют избирательный характер", – приводит он пример.

С таким подходом не согласен Сергей Черняховский, который уверен, что масштаб предъявляемых обвинений достигает таких величин, что его вполне могут признать международные структуры. Именно этого и опасался Браудер, когда начинал кампанию по дискредитации правосудия и переводу дела из юридической и экономической плоскости в политическую. Такая позиция легко позволяет парировать любые нападки со стороны России как "политические" и "ангажированные". Однако, если его "подвиги" будут документально подтверждены и признаны международным юридическим сообществом, последствия для Уильяма Браудера могут оказаться весьма безрадостными.

"Браудер – это не безродный международный авантюрист, он выходец из американской политической элиты. Там есть нормы, которые надо соблюдать в отношениях друг с другом, но можно нарушать в отношениях с другими. А есть те нормы, которые в принципе нарушать нельзя, потому что это уже выход заграницы. Поэтому, я думаю, что ситуация может по-разному развиваться", – поясняет свою позицию Черняховский.

политолог, проректор РЭУ им. Плеханова, член Общественной палаты РФ Сергей Марков|Фото:Накануне.RUЕще одну проблему в этом деле озвучил Сергей Марков. Он отметил, что по экономическим преступлениям в России введен срок давности, и для той эпохи, к которой относятся обвинения Браудера, он уже подходит к концу. Поэтому, в первую очередь, нужно внести законодательные поправки, отменяющие срок давности по экономическим преступлениям, нанесшим урон государству свыше 100 млн руб. А на этом фоне собрать доказательства вины Браудера – уже не самая сложная задача. При этом, Марков еще более оптимистично предполагает, что при смене политических обстоятельств Браудер вполне может оказаться перед российским судом.

"Самое главное – доказать его виновность, снять срок давности. Конечно, сразу его не выдадут, но в конечном счете, жить в международном розыске никакого удовольствия нет. Рано или поздно его выдадут. По-другому сложатся политические обстоятельства и будет сидеть Браудер, как миленький, в российской тюрьме. Они должны запомнить, что Россию победить нельзя. Браудер – полный дурак, несмотря на то, что он гениально организовал "акт Магнитского", – не сомневается Марков

Политолог Виталий Третьяков риторически задается вопросом, кто все это время покрывал Браудера: "Только сейчас нашлись и свидетели, и подписи (включая подписи Магнитского) - и всё так стремитепльно закрутилось. А кто целых десять лет мариновал или прикрывал это дело? К тому же, дело, которое, как оказалось, нанесло - через смерть Магнитского - гигантский политический ущерб России? Если это были внешние силы, то какие? Если внутренние (люди внутри России или конкретно - внутри, например, Калмыкии), то кто?"



Сергей Табаринцев-Романов