Аналитика


Дело литовской шахидки: из террористок – в комбатанты
Политика | В России | В бывшем СССР

В эти дни внимание общественности Литвы привлекает судебный процесс над обвиняющейся в терроризме девицей с говорящей русскому уху фамилией Эгле Кусайте. Эта весьма симпатичная двадцати с небольшим лет, воспитанница вполне добропорядочной семьи, по утверждению прокуроров, отправилась в Россию, где собиралась взорвать себя в людном месте. В столичном аэропорту ее, "вооруженную" адресами, паролями и явками чеченских боевиков и учебными пособиями по изготовлению и применению взрывчатых веществ, соответствующие органы и задержали. Поначалу, видимо, с испуга, девушка сразу во всем призналась, выложила явки и адреса, фамилии помощников и организаторов... Но теперь, по прошествии более трех лет, с неудавшейся террористкой хорошо поработали очень дорогие адвокаты, которые так ловко выстроили защиту, что первое признание оказалось "полученным под давлением", а желание стать шахидкой - не более чем стремлением развлечься, поиграть в опасные игры. А разработанный, как утверждают специалисты, умелой рукой план диверсии сродни невинной забаве, утверждает Кястутис Стунгис, один из высокооплачиваемых столичных адвокатов.. Подробности – в материале Накануне.RU.

Любопытна трансформация позиции прокуратуры: от безоговорочного обвинения в терроризме с многими годами за решеткой до смягчающих обстоятельств в наивности Эгле, которая якобы не понимала того, на что ее толкали эмиссары бандподполья. Со всей серьезностью рассматривается версия, которая может с ног на голову поставить весь процесс: поскольку в России идут боевые столкновения между властью и подпольем (!?), Кусайте следует квалифицировать не террористкой, а комбатантом - лицом, принимающим участие в вооруженном столкновении сторон. Террорист и комбатант - что называется, почувствуйте разницу, этот малознакомый термин сразу снимает изуверскую нагрузку, даже - набрасывает на фигуранта этакий романтический флер защитника свободы, борца за независимость. То есть человека, достойного самого глубокого уважения.

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU

У нашего читателя, привыкшего анализировать происходящее, напрашивается вопрос: где Чечня и где Литва, где истоки этой патологической русо- и россияфобии, что может объединять простую литовскую девушку, воспитанную на христианских ценностях, и басаевских отморозков, не гнушащихся устраивать терракты в родильных домах, школах и театрах? Боюсь, не стану оригинальным, если не соглашусь с большинством литовского журналистского корпуса, пытающегося свести этот случай к, мягко выражаясь, неадекватности бедной девушки, к временному затмению сознания: все это от лукавого, комплекс кусайте - результат государственной политики свободной, гордой независимой Литвы, где русофобия, антироссизм цветут пышным цветом.

Основы этой политики стали закладываться с первых дней существования второй республики. Еще в первую чеченскую войну в войсках, в российских масс-медиа рассказывали о литовских снайперах (в том числе женщинах), на их руках кровь не одного десятка российских воинов. В ходе процесса над Кусайте всплыла фамилия одного из них - Линаса Велавичюса, погибшего, как говорят в Литве, "в боях за независимость Чечни" восемнадцать лет назад. Ну и что, возразят оппоненты титульной национальности, мало ли где и в следствие каких фобий не гибнут выходцы с "земли Марии", у нас же свобода и демократия. Да нет, не все так просто, дело в том, что Линас был признан героем, с помощью и на средства государства его останки перевезены на родину и ему здесь установлен памятник. Защита не зря вспоминает Велавичюса и прочих "героев" - по ее мнению, все они являются комбатантами, к этому же разряду следует отнести и девицу Эгле.

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU

Литва считала и считает до сих пор Чечню независимой республикой, стонущей, по аналогии с порабощенной Литвой, под кровавым сапогом русского оккупанта. Джохар Дудаев, неудавшийся диктатор кавказской республики, здесь пользуется уважанием и никак иначе, как на государственном уровне. Он тут считается невинно убиенным в борьбе с оккупантами (шахидом по мусульманской традиции), его именем назван сквер в центре Вильнюса, многочисленные преференции получили и продолжают получать его вдова, когда посещает Литву, а также сыновья. О них следует сказать особо. Более года назад в машине, за рулем которой находился один из братьев Дудаевых, были обнаружены несколько фальшивых паспортов, что и стало сенсацией местного масштаба. Однако о том, чем закончилось дело, ни газеты, ни телеканалы не сообщили. Некоторые журналисты по этому поводу высказывают догадку, что дело замяли, чтобы не портить имидж неустрашимого борца с империалистической Россией. В городах Литвы множатся чеченские колонии, которые постоянно пополняются все новыми "политическими беженцами", получающими помощь от государства, о которой малоимущие собственные граждане только могут мечтать – социальное жилье, продукты питания...

Чеченский вектор отличается поразительной стойкостью, он, по сути, остается неизменным при любой власти, при консерваторах порой выдвигается на первый план, при их оппонентах социал-демократах отступает в тень, но с повестки дня не снимается, как козырный туз в рукаве. В конце минувшего года к власти пришла левая коалиция во главе с соцдемами, у ней практически конституционное большинство и, разумеется, именно коалиция дирижировала формированием органов Сейма - руководства, комитетов и прочее. В том числе - парламентских групп по связям с отдельными странами. Тут главное – интерес, депутаты сами выбирают себе страну, с которой они хотели бы общаться. В сфере интересов народных избранников оказалось более пятидесяти самых разных стран со всех континентов, причем самым большим вниманием отмечены США, Германия, Япония и другие мировые лидеры, групы интересов которых состоят из десятков депутатов. Не обойдены вниманием и такие малые страны, как Латвия, Хорватия, Люксембург... Тщетно искал в списке Россию, ближайшего соседа, вес которой в мировой политике и экономике трудно переоценить и экспорт-импорт Литвы с которой превышает половину внешнеторгового оборота - она оказалась не интересна как Сейму в целом, так и членам законодательного органа. Зато есть группа по связям с Чеченской республикой... Ичкерия, причем одна из многочисленных, в ней около десятка депутатов во главе с известным россияненавистником, историком и политологом по совместительству Арвидасом Анушаускасом. Парламентариев нисколько не волнует, что собираются дружить с призраком, поскольку такой страны нет и что прежде лежащие в руинах чеченские города на глазах поднимаются за счет опять же российских денег, что идею Ичкерии разделяют всего несколько сотен "шайтанов, которые до сих пор носятся по горам", как оценил ситацию недавно руководитель Чечни Рамзан Кадыров. Заигрывание с политическими призраками? А ведь еще Шекспир в своих произведениях четко показал, что подобные забавы заканчиваются, как правило, трагически.

В своем последнем интервью, данном местным журналистам в связи с праздником восстановления независимости страны (11 марта) президент Даля Грибаускайте вылила очередной ушат грязи на восточного соседа векового врага: "Мы прекрасно понимаем, что имеем дело с путинской Россией, соседом, от которого мы зависим: поднимает нам цены, выкручивает руки, оказывает влияние на политику..." Доказать, что эти слова бывшего преподавателя высшей совпартшколы отмечены большой политкорректностью, мудростью (а как – то слово отзовется?) и прозорливостью, пожалуй, вряд ли бы кто взялся, ну кто ожидает, что глава государства возьмется пилит сук, на котором сидит экономика страны?

Ну да ладно, ведь ее Превосходительство не вольна как в политике, так и в ее артикулировании. А вот представим, что Россия оккупант и бандит с большой дороги (а кто еще горазд выкручивать руки?) вдруг объявила претензии на Клайпедский край как часть Восточной Пруссии, отошедшей, в соответствии с международными договорами, после войны к России. Представляю, какой вселенский вой подняла бы маленькая, но очень обиженная страна, как ловко с подачи заокеанских политттехнологов, прописавшихся на берегах Балтики, использовала бы этот предлог, чтобы обвинить Россию во всех смертных грехах. Впрочем, больше того, что уже повешено на восточного сеседа, вряд ли возможно.

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU

И после всего этого антироссийского шабаша с невинным видом удивляться: и откуда берутся эти "не совсем адекватные" Кусайте и провокаторы типа депутата Анушаускаса, от которого недалеко ушла госпожа президент. А интрига остается: бедная Эгле Кусайте, этот пластелин в руках политиков, кто она - террористка или комбатант?



Валерий Мокрушин