Аналитика


"Ушел последний человек, который связывал нас с перевалом Дятлова напрямую"
Общество | Свердловская область | Тюменская область | Приволжский ФО | Уральский ФО | В России

27 апреля умер Юрий Юдин, известный как "единственный выживший" в экспедиции Дятлова в 1959 году. Тогда, в феврале 59-го года, на Северном Урале тургруппа из студентов разбила лагерь на Горе Мертвецов. Все 9 человек погибли: по одной из версий, что-то напугало опытных туристов и, порвав палатку изнутри лезвием, они выбежали ночью босиком на снег. В итоге тела студентов и их руководителя были найдены в разных местах, вниз по склону, у всех были разные телесные повреждения. Как рассказывают поисковики – "на лицах застыл ужас".

С тех пор ученые и различные исследователи, геологи, журналисты, писатели и просто заинтересованные со всего мира пытаются понять, что произошло на горе Холат-Сяхыл. Об этой трагедии пишут книги и снимают фильмы.

У случившегося есть несколько основных версий: метеорологическая, которая объясняет все сходом лавины; конспирологическая, в которой рассматриваются разные варианты, почему военные хотели "убрать" студентов с "засекреченного" объекта; мистическая версия – Гора Мертвецов является ритуальным объектом народа манси, проживающего в тех местах многие века; уфологическая версия – свидетели утверждали, что в то время с разных точек фиксировали "летающие шары".

Но у каждой версии, даже самой простой и все объясняющей, находятся противники среди специалистов, которые опровергают все доводы. Таким образом, еще никому не удалось доподлинно установить, почему погибли "дятловцы", лыжники Уральского политехнического института (УПИ, Свердловск), вышедшие под руководством опытного инструктора.

Ближе всех к месту странной коллективной гибели был десятый участник экспедиции, Юрий Юдин. Он вышел вместе с товарищами совершать лыжный поход, но по дороге из-за приступа радикулита вынужден был вернуться в город. И Юрий Юдин потом всю жизнь сожалел, что сошел с дистанции, и никогда не считал себя "счастливчиком". Об этом рассказал в интерьвю корреспонденту Накануне.RU близкий друг и коллега по исследованиям Юрия Юдина – тюменский писатель Олег Архипов.

Автор уже изданной книги "Смерть под грифом "Секретно"" сейчас работает над второй частью книги о "Перевале Дятлова", он был последним, кто говорил с Юрием Юдиным в день его смерти, и последние слова Юдина были о той экспедиции. Близких родственников у "выжившего дятловца" нет. Будто в извинение перед погибшими друзьями, вся его жизнь – это попытка разобраться в причинах их гибели. Его жизнь была посвящена расследованию, которое он вел самостоятельно, каждый день вспоминая экспедицию 59-ого года.

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Юрий Юдин|Фото:

Вопрос: Смерть Юрия Ефимовича менее таинственна, чем смерть дятловцев? Ведь говорят, что в последнее время как раз заметно усилился его интерес к трагедии, он начал заниматься собственным расследованием.

Накануне.ру, Накануне.RU, баннер(2015)|Фото: Фото: Накануне.RU Олег Архипов: Он стал заниматься собственным расследованием с сорокалетнего возраста. Тогда у него были определенные вопросы, далее он ознакомился с делом, появилось еще больше вопросов, и он начал снова общаться с людьми. И расследование велось не только в последнее время, перед смертью, нет - он жил этим последнее десятилетие. Но он занимался этим каждый день, встречался с людьми, разговаривал, анализировал, работал с документами, ездил в командировки, у него был очень активный подход к этому, и он приветствовал, когда новые люди приходили "в тему".

Вопрос: Проводить самостоятельное расследование, наверное, было трудно? Ему не "ставили палки в колеса"? Не поступали угрозы, чтобы он прекратил свою деятельность?

Олег Архипов: Нет, но в последний год жизни он больше обо мне заботился, спрашивал, когда мы виделись – а мы очень много виделись, часто общались, созванивались постоянно - он спрашивал, не препятствуют ли мне. Мы по многим параметрам смотрим на случившееся с одной стороны, хотя и были расхождения во мнениях, но мы согласны с тем, что дело было гораздо раньше 6 февраля, а официально это было сделано гораздо позже, потому что только 26 февраля были найдены вещи и палатка, а 27 – первые трупы. Я сейчас работаю как раз по этому "начальному" моменту. Он не говорил, что ему угрожали, а люди вообще старались идти ему навстречу, по его рассказам, он общался с компетентными людьми, у него был достаточно широкий круг знакомых, он делал записи постоянно, анализировал все прочитанное, читал все книги, которые выходили по теме, даже если его взгляд с точкой зрения автора не совпадал. Он всегда разбирал книгу – делал пометки на полях книги, анализировал.

Когда мы в последний раз общались - это было в Екатеринбурге в декабре, буквально перед новым годом на съемках фильма РТР - несколько дней мы очень плотно общались, он прочитал мою книгу "Смерть под грифом "Секретно"". И на полях книги он сделал конспект, он разбирал каждую страницу: "плюсы", "минусы", с его точки зрения, разбирал все очень детально. Не зря на его последней опубликованной фотографии в моем ЖЖ – он сидит и работает. У него всегда были с собой распечатки дела (он приезжал в Екатеринбург - у него всегда были с собой эти документы), над которым он в очередной раз сидел, анализировал, писал, всегда был в работе, потому что эта боль утраты была у него в глазах. Он сам говорил мне: "Чем больше времени проходит, тем больше зовет меня к себе 59-ый год, те события".

Вопрос: Это значит, что всю жизнь он нес некое чувство вины?

Олег Архипов: Нет, это сложней, это очень сложно для понимания, ведь у него был какой срыв на кладбище: когда хоронили ребят, он чувствовал, что должен был быть с ними. Так как я его достаточно хорошо знаю, мы общались с ним на такие темы, которые он с другими людьми даже не поднимал, я могу сказать так: он, наверное, все бы отдал, чтобы остаться с ними, он отдал бы все, если бы можно было вернуть время назад.

Вопрос: То есть, совершенно не было ощущения "чуда", что ему повезло, раз он остался в живых случайно?

Олег Архипов: Ни в коем разе, ни в коем разе. Это неправильное понимание. И при мне с ним общались журналисты на эту тему – не было у него радости, и не потому, что ему эти вопросы надоели, он к журналистам очень терпеливо относился, вообще, к любым людям терпеливо и понимающе относился, потому что приветствовал интерес к теме, приток людей, новых умов. Но возвращаясь к теме – при мне много раз задавали ему этот вопрос, "счастливую" судьбу упоминали, но он, на самом деле, счастливой ее не считал. У него было только огорчение.

Вопрос: А как вообще сложилась его жизнь после этой трагедии на Горе Мертвецов?

Олег Архипов: Вы знаете, он об этом не любил говорить. И я никогда не задавал таких вопросов. Во-первых, сразу же после окончания УПИ он уехал. Его оставляли для научной работы, ему давали квартиру в городе, что по тем годам было даже сверх любых ожиданий - люди шли даже на фиктивные браки, чтобы остаться в Свердловске, а его остаться уговаривали, его научный руководитель очень просил. Но окончив экономический факультет в УПИ, он уехал в Соликамск, и там его тоже очень хорошо встретили как молодого специалиста. Он многое сделал для этого города, он почти всю жизнь проработал на магниевом заводе, в конце трудовой деятельности он был заместителем главы города по экономическим вопросам.

Вопрос: А какой точки зрения на случившееся он придерживался? Он ведь до конца был уверен, что это убийство?

Олег Архипов: В этом деле нет единого мнения, потому оно и не разгадано. Его точка зрения такая, что были какие-то испытания оружия, и ребятам "помогли" уйти из жизни. И он это подчеркивал во всех интервью. Он приводил десятки подтверждений, фактов в пользу своей версии, при этом, никакого "зла" к власти он не имел, он был до конца сторонником советской власти – это факт. Он терпеливо выслушивал другие мнения, он вообще был очень терпимый человек, но свое мнение не менял. Он детально изучал все мелочи - вот их он приводил и в телевизионных интервью.

Вопрос: А как он отнесся к американской постановке "Тайна перевала Дятлова"?

Олег Архипов: Он ее не видел. Вот смотрите – мы общались в середине декабря, через несколько дней я уехал к себе в Тюмень, он уехал к себе и слег, как раз перед новым годом. На съемках фильма РТР "Тайна горы Мертвецов. Перевал Дятлова" – он там здорово выглядит, очень хорошо, все это отметили – он был как на подъеме, полон сил, бодр, весел, уверенный голос, а после съемок он приехал домой и слег. Первое время, когда мы созванивались, он думал, что он еще встанет, что это временно - такое уже было, нужно отлежаться. Но вот коммерческий фильм Ренни Харлина он не видел, но он видел фильм с РТР. Он всегда следил, как освещают перевал Дятлова в кино и на телевидении, какие книги выходят, он всегда просил говорить, что и где происходит, звонил, так и спрашивал: "Олег, что происходит в нашем мире исследовательском?" Его интересовало буквально все.

Вопрос: Даже когда тему использовали для широких масс, превращая в легенду, миф, просто страшилку?

Олег Архипов: Его некоторые считают довольно простым человеком, но на самом деле, это не так. Это был человек со своей точкой зрения. Принципиальный до самых мелочей, таких людей я мало видел в своей жизни, но он понимал, что эта волна массового интереса, хоть со многим он и не согласен, но она нужна. Любой всплеск интереса к теме - он понимал, что это просто необходимо - чем больше людей будет вовлечено в эту тему, тем большая часть активного гражданского общества будет расследовать эту тайну.

Вопрос: Но все же, к какой точке зрения единственный свидетель 59–ого года склонялся? Кто виновен в смерти дятловцев – если им “помогли” уйти из жизни, то кто? Манси, военные, бежавшие зэки?

Олег Архипов: Еще раз оговорю, что это его версия, не моя – он никогда не изменял этой точке зрения, той, что я озвучивал выше, он только искал ей подтверждение. Как ему казалось, в 1959 году были секретные испытания оружия, и ребята просто оказались не в том месте, не в то время, и он не исключал, что невольным свидетелям помогли после этого уйти из жизни. Я не разделяю его точку зрения о зачистке. Я ему предоставлял свои аргументы, но он терпеливо и спокойно отстаивал свою версию.

Вопрос: Когда вы с ним общались последний раз? Расскажите, как это было?

Олег Архипов: Я разговаривал с ним последний, вечером в пятницу, и он опять и опять напоминал мне о тех моментах, о которых говорил всегда, он был в сознании, но очень слаб, и говорил он очень слабым голосом. На прощание он сказал мне - это была его присказка - он знал, что я работаю над книгой и по ночам, всегда говорил: "Звони в любое время дня и ночи!"

Мы понимали, что он не вечный, и все же, для нас это большая трагедия, потому что ушел последний человек, который связывал нас с перевалом Дятлова напрямую. Теперь мы, просто активные исследователи, не имеем права опустить руки и должны докопаться до истины, но на это, возможно, уйдет не один десяток лет.


Посмотреть это видео в более высоком разрешении



Елена Рычкова