В это воскресенье в аэропорту Казани при заходе на посадку разбился пассажирский Боинг-737, летевший из Москвы в Татарстан. В результате крушения погибли 52 человека, из них из них - 26 пассажиров и 6 членов экипажа, в том числе сын президента Татарстана Рустама Минниханова Ирек и руководитель УФСБ РФ по Татарстану Александр Антонов. Следственный комитет уже возбудил уголовное дело, назвав предварительные причины авиакатастрофы, в их числе - ошибка пилотирования, техническая неисправность и неблагоприятные погодные условия.
"До 90-ых годов наша страна была великой самолетостроительной державой, у нас не было ни одного западного самолета. Мы эксплуатировали в гражданской авиации тысячи самолетов, ни один из них не был западным. Кроме того, на наших самолетах летало 36 стран мира. После 90-ых годов развитие авиационной сферы в стране прекратилось и авиастрой стал деградировать. Сейчас российская авиационная промышленность который год не снабжает самолетами наши авиакомпании, поэтому последние вынуждены покупать или брать в лизинг западные самолеты. Мы по умолчанию государства перешли в новую эпоху: сегодня 95% пассажирооборота в России выполняется на самолетах западного производства. Но ни одного государственного документа не было по этому вопросу, все произошло стихийно. При таком переходе министерства и ведомства, связанные с авиацией, должны были провести огромный пласт работы, надо было озадачивать государство, но этого не было, вот почему в Казани и упал Боинг-737.
Это замечательный самолет, который в мире производится больше всего, и он надежный, хороший, но для того, чтобы на нем летать, нужно переучивать наших летчиков и инженеров. Надо соответственным образом организовывать в России техническое обслуживание этих самолетов, только тогда зарубежные самолеты будут отвечать всем требованиям, которые к ним предъявляются во всем мире.
Сейчас на месте крушения Боинга работает комиссия, ее главная задача - определить причину, не виновных, а именно причину катастрофы. Я думаю, она будет выявлена. Нет сомнений, что найдут черные ящики, так как тела экипажа и пассажиров все целы, они не обгорели, а это значит, что самописцы в хорошем состоянии, но только после их расшифровки будет восстановлена реальная картина происшедшего.
Конечно, переход на западную технику - большая проблема. То, как мы это сделали, то есть перешли без дорожных карт государства, без всяких государственных планов, привело к дефициту летного персонала. Готовить летный персонал на эти типы самолетов очень непросто, летать на Боинге экипаж обучается в Америке, а на Аэробусе в Европе, техники, инженеры там же. Это недешевое удовольствие. Серьезный ремонт самолетов делается тоже не у нас. Таким образом мы обеспечиваем рабочими местами США и Европу. Это все последствия перехода от нашей техники к западной.
Экипажи у нас, как правило, готовятся в соответствии с международными требованиями ИКАО (Международная организация гражданской авиации), поэтому подготовку пилотов тоже тщательно проверят. Комиссия должна будет предоставить весь процесс подготовки данного экипажа: как и где он переучивался, где он тренировался на тренажере, а где на самолете, какие они прошли теоретические занятия и т.д. Также комиссия выяснит роль государственных регулирующих органов: какие меры были предприняты и т.д., потому что в этом году было уже три случая касания хвостовой установкой при входе на второй круг, а задача государственных регулирующих органов предпринять все меры, чтобы никогда больше подобных явлений не было. Сейчас произошел очередной такой случай, а это значит, действия этих органов были неэффективными, непрофессиональными и неконкретными, очевидно, что и контроля с за их исполнением тоже не было.
То, что за год до авиакатастрофы этот Боинг-737 совершил аварийную посадку в Казани из-за разгерметизации салона, никак не связано с аварией, которая произошла сегодня. Система герметизации очень сложная, но в данной ситуации она не влияла на полет, потому что на таких высотах, то есть высотах приземления, эта система практически не работает. Она нужна для того, чтобы создать для пассажиров и экипажа жизнеспособные условия, потому что на высоте 10-12 км круглый год – 60 градусов, там нет никакой жизни, там птицы не летают, и человек тоже долго не выживет. Поэтому к данной катастрофе эта система никакого отношения не имеет. Как бы там ее тогда ни ремонтировали, это не имеет никакого значения, потому что здесь совершенно другие причины крушения самолета. Очевидно, что в данной ситуации авиакатастрофа произошла из-за неправильных действий с чьей-то стороны или наоборот чьего-то бездействия.
Конечно, погодный фактор всегда влияет на полет, в данной ситуации погода была неидеальная, то есть 200 метров облака, снег с дождем и 5 км видимость, но эта погода не представляла никакой опасности для подготовленного экипажа, абсолютно никакой, это пионерская погода и высота тоже была хорошая. Однако, безусловно, это все требует особых условий пилотирования, был ли к этому подготовлен экипаж?
Вообще, с переходом на зарубежные самолеты мы сделали доброе дело только американцам и европейцам, предоставив им дополнительные рабочие места с высокой заработной платой. Президент говорит, что нужно создать 25 млн рабочих мест, а мы, бах, и отдаем эти места американцам и европейцам, вот так вот у нас выполняются указания президента".
Заслуженный пилот СССР, независимый авиационный эксперт Олег Смирнов специально для Накануне.RU