Аналитика


Аэропортовая "Санта-Барбара" получила неожиданное развитие: меморандум отменен, Басаргин готов к новому конкурсу
Экономика | Приволжский ФО

Реконструкция Большого Савино еще не началась, но уже успела наделать много шума. Демарши депутатов, коллективные письма парламентариев в адрес губернатора Виктора Басаргина, словесные дуэли между депутатами заксобрания и правительством и громкие заявления контролирующих органов – в этой "Санта-Барбаре" было все. Кульминация сериала в виде одобрения депутатами плана приватизации уже позади. Постепенно стали уходить с первого плана и "герои", которые хоть как-то держали интригу: краевая прокуратура не дала хода своим протестам, а транспортная проиграла в суде. Внезапно победное шествие губернатора и "Реновы", сумевших продавить свою позицию, было остановлено самим "режиссером": сегодня Виктор Басаргин принял решение отменить итоги конкурса по отбору инвестора, обнулив процесс строительства терминала. Подробности - в материале Накануне.RU

"В начале декабря я провел несколько встреч по дальнейшей судьбе пермского аэропорта в правительстве Российской Федерации, с инвесторами, с экспертами крупнейших консалтинговых компаний, включая "Эрнст энд Янг". И, еще раз проанализировав ситуацию, понял, что, двигаясь в сегодняшней схеме работы, мы всегда будем иметь над головой "дамоклов меч" в виде постоянных придирок со стороны противников проекта и людей, использующих его как аргумент в переговорах совсем по другим вопросам. Все это чревато тем, что проект может застопориться на любом этапе", - написал сегодня Виктор Басаргин.

Пост губернатора преисполнен печали, его риторика резко отличается от той, что Басаргин использовал, обличая всех критиканов прогнозного плана приватизации.

"Пусть прозвучит обидно, но считаю, это уже не забота о том, чтобы проект был реализован качественно, а действия по его срыву. Потому что, откладывая начало проекта, мы рискуем тем, что наши соседи за эти два года разовьют свою инфраструктуру, оттянув на себя пассажиров, и Пермский край никогда не сформирует пассажиропоток выше 1,5 млн человек в год. Под такой объем инвестор не придет, и вся финансовая нагрузка ляжет на бюджет, и сколько тогда времени понадобится на реализацию проекта, сегодня даже подсчитать сложно", - написал губернатор перед первым чтением проекта в октябре, когда депутаты единожды уже продемонстрировали свое отношение к выбранной схеме инестирования.

Напомним, принятие плана приватизации не состоялось на сентябрьской "пленарке" из-за протестного ухода депутатов. В течение всего дня парламентарии пытались собрать кворум, но сделать этого не удалось. Депутаты, равно как и Федеральная антимонопольная служба (после претензий "Базэл Аэро" возбудила дело по признакам нарушения закона "о конкуренции" в отношении губернатора, аэропорта "Пермь" и инвестора "Кольцово-Инвест" (входит в ГК "Ренова" Виктора Вексельберга), были недовольны процедурой отбора инвестора и условиями инвестиционного меморандума. Конкурс, по их мнению, был непрозрачен, а сам имущественный комплекс аэропорта, по условиям соглашения, будет передан инвестору после окончания строительства без процедуры торгов.

После ухода с пленарного заседания депутаты продолжали спорить во время работы профильных комиссий. На одной из них выступил начальник управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев.

"На наш взгляд, попытка вынести вопрос на Законодательное собрание — это один из элементов того большого антиконкурентного соглашения, которое, по нашему мнению, заключено ответчиками ещё в начале 2012 г., задолго до той процедуры отбора, которая формализовала это соглашение", - заявил Тенишев. Косвенным подтверждением его слов может стать тот факт, что в компьютерах сотрудников международного аэропорта ФАС обнаружила переписку с инвестором "Кольцово-Инвест", которая велась задолго до заключения меморандума.

И тем не менее депутаты Законодательного собрания Пермского края проголосовали за утверждение прогнозного плана приватизации государственного имущества края в первом чтении, одобрив первый этап - внесение 100% акций актива края в уставной капитал "Корпорации развития Пермского края" (КРПК).

Перед вторым чтением, помимо личных встреч с депутатами, правительство организовало для них экскурсию в екатеринбургский аэропорт "Кольцово", реконструкцией которого занималась "Ренова".

"Если мы не реализуем проект в течение 2-3 лет ближайших, то наши соседи сделают это быстрее и перехватят все пассажирские потоки: это и Коми, и Киров, и Удмуртия, Уфа развивается достаточно активно. Цель поездки - не убедить, а показать итоги работы. Чтоб у каждого появилась возможность поразмыслить над тем, какое решение необходимо принимать в ближайшее время. Каждый для себя примет решение: быть патриотом своего края либо ждать каких-либо гарантий от инвестора. Если инвестор вкладывает 8 млрд руб., как он может хотеть потерять или "закопать" эти деньги?" – выступил Виктор Басаргин перед екатеринбургскими журналистами.

PR-акция принесла свои плоды – парламентарии проголосовали за проект во втором чтении, но внесли в него свои коррективы. Депутаты приняли поправку Олега Жданова, которая состояла в том, чтобы передать корпорации только 75% акций, остальная часть останется в руках краевого правительства. Это позволит сохранить контроль за реализацией проекта по строительству нового терминала пермского аэропорта, сообщил Жданов.

Уже после заседания заксобрания в арбитражном суде состоялось рассмотрение иска Уральской транспортной прокуратуры к управлению Росреестра по Пермскому краю. Надзорное ведомство требовало признать незаконной регистрацию в Росреестре земельного участка площадью 33 га, предназначенного для строительства нового терминала аэропорта Большое Савино. Прокуратура, изучив документы, выяснила: согласно распоряжению правительства от 21 декабря 2011 г. имущественный комплекс "Пермские авиалинии" перешел в собственность края, но земельный участок в перечне передаваемых объектов не значился. Таким образом, площадка под строительство нового терминала, по мнению прокуратуры, должна оставаться в федеральной собственности. Однако, дело прокуратура проиграла.

В декабре должно было состояться заседание комиссии ФАС, от которой зависело будущее аэропорта. Представители службы на всех публичных площадках говорили о нарушениях, допущенных пермскими властями, однако, в то же время предлагали решить конфликт мирно. Руководитель ФАС Игорь Артемьев на встрече с губернатором Виктором Басаргиным заявил, что ФАС готова прекратить производство по делу, если краевые власти устранят нарушения антимонопольного законодательства.

Депутаты считают, что бескомпромиссная позиция ФАС в части расследования возбужденного дела подтолкнула губернатора к принятию решения по запуску нового конкурса. Хотя сам Виктор Басаргин "обвинил" в откате всех процедур постоянные придирки со стороны противников проекта и "людей, использующих аэропорт как аргумент в переговорах совсем по другим вопросам".

"Скорее всего, ФАС вынесла какое-нибудь предписание, губернатор узнал позицию ведомства. Это хорошее решение, будет более открытый и более прозрачный конкурс. Я думаю, что будет затруднительно построить аэропорт к 2016 г., более реальный срок – 2017 г. Депутатский конкурс будет курировать этот вопрос и дальше, депутаты вошли в совет директоров Корпорации развития, проект не останется без контроля", - рассказал Накануне.RU Андрей Старков.

Губернатор Виктор Басаргин не отказался от планов строительства аэропорта к 2016 г. Депутат Юрий Елохов в беседе с корреспондентом Накануне.RU отметил, что если правительство исполнит обещание, то он будет считать необходимым "поклониться и сказать, что проделана отличная работа".

"Конкурс был проведен "криво" и все, что мы предлагали - провести конкурс заново и если в этом варианте выиграет "Кольцово", - я не считаю, что это плохо. 23 депутата подписались под письмом губернатору, предложив иной вид приватизации, где было бы больше гарантий для края, и странный конкурс – это был один из неприятных моментов. Я рад этому решению и считаю, что те депутаты, которые всячески отстаивали иной вариант, были услышаны губернатором", - рассказал Накануне.RU депутат Юрий Елохов, отметив, что в новом варианте соглашения нужно увеличить гарантии для Пермского края, чтобы подстраховаться на случай появления недобросовестного инвестора.

Депутат Ксения Айтакова одобряет решение Виктора Басаргина, по ее словам, сейчас с учетом уже имеющихся замечаний со стороны депутатов, ФАС и прокуратуры будет соблюдена чистота всех конкурсных процедур.

"Мне кажется, это взвешенное решение, принятое после всех советов, претензий и рекомендаций, а не личная инициатива. Видимо, сыграл роль какой-то весомый аргумент. Мне кажется, сроки появления аэропорта до 2016 г. довольно оптимистичны, я с самого начала не была уверена в том, что терминал смогут построить за такой короткий срок", - рассказала Накануне.RU Айтакова.

Парламентарий Александр Дарницкий считает, что Виктор Басаргин просчитал все риски и "решил пойти по законному пути":

"Конечно повлияла ФАС и другие ведомства, а также дебаты в заксобрании. Решение усложняет и удлиняет процесс строительства нового терминала. Нужно понимать, мы не против строительства аэропорта, главное чтобы он появился и неважно кто его построит. На конкурс заявлялись три авиакомпании, которые способны это сделать , кто-нибудь из них должен стать победителем", – сообщил Накануне.RU Дарницкий.

Большинство опрошенных депутатов полагает, что победителем конкурса вновь станет "Кольцово-инвест", при этом ни один парламентарий не протестует против инвестиций компании, "главное – законность", - подытоживают парламентарии.

Исполняющий обязанности руководителя пермской УФАС Антон Удальев полагает, что нельзя решение губернатора ставить только в заслугу ФАС.

"Со всех сторон были определенные вопросы. Представительные органы власти, депутатский корпус - было огромное количество людей, которые задавали вопросы. Есть антимонопольная служба, которая интересовалась неоднозначностью и антиконкурентностью определенных действий органов исполнительной власти. Есть прокуратура Пермского края, которая также не понимает, что происходит. Принято правильное решение, которое позволяет достичь компромисса между всеми сторонами и пойти в правильное русло в дальнейшем. Нужно понимать, что сейчас никто не скажет: решение принято, можно отдохнуть, пусть делают, что хотят. Сейчас все стороны, которые были вовлечены, будут совместно контролировать процесс", - сообщил Антон Удальев Накануне.RU. Руководитель службы отметил, что оснований для дальнейшего расследования дела у федеральной службы нет и, вероятнее всего, оно будет прекращено в связи с добровольным устранением нарушений.

Получить оперативный комментарий в УК "Аэропорты регионов" Накануне.RU не удалось, однако в пресс-службе "Базэл Аэро" агентству сообщили, что компания планирует принять участие в повторном конкурсе по отбору инвестора, который, как пообещал губернатор, пройдет по всем правилам.

"Будем следовать традиционной, а оттого неспешной бюрократической цепочке: подготовка проектной документации - проведение конкурса - принятие нового меморандума", - написал Басаргин после провала своего "блицкрига".



Алёна Ласкутова