Президент Владимир Путин объявил, что 2014 г. будет Годом культуры в России. Согласно этому указу, правительство Российской Федерации создаст организационный комитет и продумает план мероприятий на "культурный год". Государственные мужи обещали выделять гранты на новые музейные проекты, поддерживать талантливую молодежь. Но министр культуры России Владимир Мединский сказал, что предстоящий Год культуры должен коснуться не только чиновников, а каждого жителя страны. Большое внимание будет уделено регионам: финансированию краеведческих музеев, местных культурных центров, поддержке преподавателей и экскурсоводов. Эксперты Накануне.RU согласились дать наказ Владимиру Мединскому – что нужно сделать, чтобы за Год культуры не стало стыдно, а либералы снова "не излапали нашу память".
Ушедший 2013 г. был богат на околокультурные скандалы. Особенно запомнились "Белые ночи" в Перми, после которых печально известного Марата Гельмана сняли с должности директора "Музея современного искусства PERMM".
Скандал вокруг предолимпийской выставки принес "мировую славу" "креативному художнику", просто-напросто скопировавшему картинки с западных карикатур времен Холодной войны.
Однако понятно, что в общей картине - это "цветочки". Несмотря на внимание к музейным проектам, такие объекты мира искусства как театры и выставки давно не являются частью масскульта, потому что они практически не влияют на общество в целом, считает наш постоянный эксперт, редактор портала "Однако" Виктор Мараховский:
"Я буду говорить только о масскульте, вспоминая 2013 г. Были негативные моменты, но главное из позитивных - в этом году были поставлены некоторые препятствия на пути у деструктивного масскульта. Если мы вспомним, например, такие квазиисторические фильмы, как трилогия Никиты Михалкова, то там речь шла о конкретном культурном веянии, посредством таких фильмов разрушалось само по себе культурное поле. В этом году все же таких провалов не было".
Но выявилась другая проблема. Виктор Мараховский считает, что за последние 20 с лишним лет самоуничижения русская нация не воспитала настоящих творцов, способных на "масштабное полотно", на хоть сколько-нибудь значимый вклад в культуру. Да что говорить о вкладе в то, чего особо и нет, если рассматривать культуру народа, как часть государственной политики – за 20 лет сформировалась школа творцов, набивших руку на работе как раз против государства. Так, всячески поощрялись потуги режиссеров изобразить мир своей страны в как можно более мрачных тонах, неприятных моментах, что резонно возникал вопрос – это либо наше Министерство культуры такими мазохистски хитрыми путями пытается воспитать любовь к Родине, либо платит в большей степени совсем не наше Министерство культуры. Ладно, если бы платили, но ведь многие готовы отдать по любви продукт пищеварения собственной ненависти к России и брезгливо кинуть его на экраны страны, а самому глотать соленые слезы по погибшей Родине где-нибудь в Каннах.
Извращенное сознание таких "творцов" не готово принять что-либо с маркировкой "идеология", настолько прочно вбита в наши головы идея о неправильности и непростительности государственной цензуры, хотя на западе, который 20 лет и вбивал нам такие идеалы, в подобных фильтрах не видят ничего плохого. Да и Бог с ними, с иностранными киноиздателями и их культурой, хватит уже оглядываться и смотреть – как у них, вернемся к "нашим баранам", которых иногда действительно хочется так назвать, ведь Министерство культуры вкладывает деньги в создание хоть сколько-нибудь патриотического кино, но совершенно не следит за качеством исполнения.
"Может быть, мое мнение кому-то не понравится, но, тем не менее, оно от этого не изменится: сегодня под словом "культура" иногда понимается много того, что раньше даже близко к этому слову применяться не могло, - говорит наш эксперт, писатель Николай Стариков. - И именно для Мединского сейчас нелегкое время - все к нему приходят требовать денег, и все говорят, что будут делать патриотические проекты. Например, выставка биеннале в Москве - наша партия выступала, чтобы колоссальные бюджетные средства не тратились на непонятные будки с надписями и коллекцией хлама китайского художника, которые там раскладывались. Мое мнение таково: если еще кто-то хочет внести какую-то неожиданную лепту в русскую культуру, он имеет на это право, история все расставит по своим местам. Но только, пожалуйста, пусть делают это за собственный счет. А вот деньги налогоплательщиков на эту ерунду тратить не нужно".
Создание фильмов сегодня, конечно, никак не может соответствовать заявленным президентом идеалам о формировании новой "русской идеи", и поиск идентичности пока не поддается контролю. Хотя есть и положительные моменты: если в новом фильме Федора Бондарчука советские солдаты уже не валяются пьяными и не насилуют немецких детей – уже хорошо. Но то, что никакого особого духа патриотизма в них нет – понятно каждому, ведь солдаты сражаются за Катю, как написал в своем микроблоге вице-премьер Дмитрий Рогозин:
"Они сражались за Катю. У меня от фильма "Сталинград" и в целом от творчества Феди Бондарчука такие же ощущения. Излапали либералы нашу память".
В конце концов, такая история - как подал нам ее Бондарчук-мл. - могла произойти с любыми солдатами и на любой войне, фильм не помогает самоидентифицироваться русскому человеку, русский так и остается отбросом на страницах мировой истории, жителем страны на задворках цивилизации, и только этим он и интересен, что вот он, такой же, как и все - любит женщину (ну, и слава Богу, что женщину, что хоть не за Мишу они сражались).
"Федор Бондарчук в очередной раз доказал, как хорошо отдыхает природа на детях гениев, - высказался по этому поводу наш эксперт, политконсультант Анатолий Вассерман. - Насколько мне известно, Федор Сергеевич остался клипмейкером, он не умеет и не пытается снимать действительно масштабные фильмы, а снимает то, на что у него хватает сил - а хватает, в общем-то, на очень немногое. Он снял фильм не о Великой битве, а о событиях, которые могли происходить хоть где - в любой войне в человеческой истории. Культурным шоком обернулась попытка взяться за дело, которое заведомо не по росту".
Конечно, понять, кто такие солдаты СССР, дело для гламурных режиссеров непосильное, но ворчать тут мы больше не будем, сколько слов уже было сказано – спасибо уже и за то, что закончился период очернения прошлого, тотального презрения к советскому периоду истории. Этот сдвиг все же начался в 2013 г., и, возможно, станет хорошим заделом для Года культуры, считает Виктор Мараховский:
"Единственный положительный момент 2013 года – это замечательный художественный фильм "Легенда номер 17", который, в отличие от "Сталинграда", действительно стал сенсацией, он хорошо прошел, замечательно окупился. Но таких фильмов и таких режиссеров у нас очень и очень мало. Таким образом, перед Министерством культуры, перед людьми и перед государством сейчас стоит задача не то что с ноля, а из каких-то отрицательных величин создать и вырастить их - понятно, что за следующий год это не получится, это работа многолетняя - нужно именно поколение культурных деятелей, являющихся создателями, не дегустаторами, не разрушителями, не постмодернистами, а именно создателями чего-то нового".
С каких пор за культуру огромной страны отвечает один человек? – возмущается писатель Николай Стариков. Каким образом Владимир Мединский может насадить сверху то, что должно прорасти само собой из богатой почвы, ведь культура должна быть чем-то естественным?
"Я бы не стал на многоуважаемого Владимира Мединского складывать груз ответственности за всю культуру, а все-таки как-то, не умаляя его должности, заслуг и знаний, разделить эту ответственность между всеми гражданами России, которые, во-первых, хоть как-то относятся к культуре, во-вторых, считают себя культурными людьми. Я думаю, что ответственность за культуру лежит на каждом, начиная с элементарных вещей: бумажку бросить в урну, не выкидывать из окна автомобиля пустые бутылки, которые можно в большом количестве видеть в лесах. И заканчивая тем, чтобы не проводить провокационные выставки, не выдавать "каляки" за высшее достижение искусства, изгаляясь над чувствами верующих по России, по культуре, по развитию страны".
А роль Мединского – руководство, модерирование официальной культуры, которая на наших глазах начинает изменяться.
"Управление стало более структурированным, более патриотическим, более направленным на русские ценности, - рассказал Накануне.RU руководитель Центра стратегических исследований религии и политики современного мира Максим Шевченко. - Хотелось бы, конечно, еще больше видеть, читать про Россию, про наши уникальные ценности русского народа, других народов России. Хотелось бы пожелать, чтобы минимизировали западную культуру, практически свели ее к нолю, современную поп-культуру, не классическую я имею в виду, а попсу – к нолю. А культуру нормальную, настоящую, ее поднять на высокий уровень, культуру современную, в том числе культуру народов России и постсоветского пространства".
Эксперт в качестве "наказа" предлагает Министерству культуры задуматься над проведением в Москве в Кремле недели украинской культуры, по мнению Максима Шевченко, это поддержит ту часть Украины, которая настроена на союз с Россией, и даст им большие козыри в руки.
Основной наказ для министра культуры состоит в том, чтобы наша страна не ограничивалось одним годом, Максим Шевченко предлагает провести столетие культуры: "Года культуры мне как-то маловато, и передайте Владимиру Мединскому, что я желаю ему долгих лет культуры в России, и в том числе под его руководством".
"Для того, чтобы 2014 г. стал Годом культуры, - категоричен Анатолий Вассерман, - нужно отогнать поганой метлой большую часть тех, кто именуют себя деятелями российской культуры, в частности, если хоть какое-то отношение к празднованию Года культуры будет иметь бывший министр культуры Швыдкой или Марат Гельман, или еще кто-нибудь из "специалистов " по культуре того же толка, то ничего похожего на реальную культуру у нас и вовсе не останется".