До предвыборной кампании в парламент остается чуть больше двух лет, а это означает, что заинтересованным игрокам самое время начинать подготовку. Вопрос контроля информационного пространства в подготовительных мероприятиях - не только не последний, а один из первых. А потому удивляться, что в среде топ-менеджеров центральных СМИ (пока не коснулось большой федеральной ТВ-тройки) наблюдается смена караула, не приходится.
Но кто сказал, что только центральные СМИ будут участниками будущей битвы за парламент, а после и за президентское кресло?
В российских регионах, к счастью ли, к огорчению ли, но до сих пор неприлично много СМИ. И далеко не все из них потеряли так называемую информационную составляющую (новостные программы и редакции) в процессе перерастания дикого рыночного капитализма в более упорядоченный , но не менее жестокий государственно-монополистический капитализм. Более того, даже бодро начавшаяся в бесславную эпоху президентства Медведева цифровизация телевидения пока не достигла одной из целей. Региональные телеканалы продолжают работать. Нервничают, конечно, так как ни первый (обещанный одному избранному регионалу), ни второй, ни даже третий мультиплексы своих дорогих (в прямом смысле слова - денежном) объятий распахивать перед ними не собираются, но работают.
Посему интерес к региональным газетам, телевизорам и информсайтам активизируется. Просто это рупор, через который тот самый избиратель, что еще так-сяк ходит на выборы, получает информацию. Причем, информацию под региональным углом зрения. Хотя повестка дня в регионах и муниципалитетах все более коррелируется с федеральной, но вот тот самый региональный акцент - это большой простор возможностей. Возможностей влияния на выбор рядового электората. А, если учесть быстрое развитие интернета, то не всегда уже и на рядовой.
Народная мудрость гласит - на чужой роток не накинешь платок. Но это что касается, так сказать, частной жизни граждан. В случае со СМИ, все несколько более прозрачно. Региональные СМИ получают деньги на пропитание своих акул пера, камеры и микрофона из вполне понятных источников: государственные контракты с властью (областной, муниципальной), контракты с бизнес-структурами (но крупных мало, всем явно не хватает), реклама и разнообразные гранты (как правило, с родословной, ведущей за бугор).
Кстати, баланс независимости каждого регионального СМИ зависит именно от того - сумел ли выстроить равновесие между этими источниками редактор. Но сейчас не о свободе слова. В эту глупость верят (если и правда верят), только самые лицемерные либералы и по привычке, родом из 90-х, часть граждан.
Зададим вопрос. Если читатель захотел бы взять под контроль какое бы то ни было горнило свободы слова, что бы он сделал? Ответ очевиден - взял под контроль источники финансирования. Потому как в этом случае чего-то там покупать (акции, доли) в смысле собственности этих самых региональных СМИ вообще ни к чему. Кто девушку ужинает, тот ее, как известно, и танцует.
Посмеем утверждать, что именно попытку поставить под контроль один из основных источников финансирования региональных и муниципапьных СМИ из федерального центра мы и наблюдаем.
Доказательства.
Медведев у нас, как известно, после президентства с айфоном под мышкой не стал безработным, а как давний товарищ ныне действующего президента был трудоустроен председателем правительства России. Думается, больших политических амбиций этот маленький (это мы про рост в физическом смысле - не подумайте дурного) человек, несмотря на то, что его всерьез не воспринимают даже бывшие рьяные сторонники, не утратил. Если исходить из амбиций, то как же не готовиться к будущим выборам? Думается, именно этим можно объяснить возбудившийся интерес правительства и самого Медведева к региональной прессе.
В течение нескольких недель успели прозвучать призывы премьера к приватизации региональных СМИ и предложения Минфина ограничить влияние региональных властей, в первую очередь, финансовое на ту же региональную прессу.
Эксперты, правда, как обычно строят разные, зачастую противоположные версии такой атаки на региональные СМИ, но понятно пока только одно – губернаторам стоит готовиться к новым форматам работы в информационном поле, и эти атаки неслучайны.
Кстати, будучи президентом наш Дмитрий Анатольевич вообще резко требовал от всех чиновников - уйти из советов директоров госкомпаний (сейчас они туда возвращаются), а от региональных руководителей избавиться от "газет, пароходов". Нынче же в день печати премьер-министр Дмитрий Медведев высказал светлую мысль о том, что региональные СМИ нужно усиленно приватизировать, передавать в частные руки. А уже сегодня стало известно, что Минфин будет контролировать также траты региональных властей на региональные СМИ. По информации, озвученной сегодня, губернаторам будет запрещено тратить бюджетные деньги на "самопиар и улучшение своего имиджа" в "независимых" изданиях, если администрация имеет подконтрольные медиаресурсы (как правило, к таковым относятся областные каналы и газеты).
И совершенно не важно для экономящего каждую народную копейку Минфина (потом он с трудом сбереженное складирует в американских ценных бумагах, чтоб не дай бог, не пошли денежки на подъем российской экономики), что вообще-то по сложившейся практике СМИ, которые выполняют функцию позитивного "пиара" губернатора и областной власти по госзаказам, рассказывают о реализации социальных и экономических программ, о выполнении тех же "майских указов" президента Путина и, зачастую, формируют позитивное отношение к федеральным институтам власти через региональный материал. Еще одна функция, которая присуща всем подконтрольным изданиям – обеспечение того самого "равного доступа" к СМИ участникам предвыборных кампаний. Получается, что губернаторы-"растратчики" за свой счет пиарят и всевозможную оппозицию, и федеральную власть.
Однако, по мнению Минфина, такие траты в условиях ухудшающейся экономической ситуации регионы должны пересмотреть. Порвать отношения с местной прессой, что повлечет, видимо, "рост конкуренции", "свободу слова" и улучшение "инвестклимата" на местах.
Особенно ,конечно, инвестклимата. Это ж такая важная вещь! Его все улучшают и улучшают, а он такой-сякой никак не хочет улучшаться. Инвестиции иностранные, как ни колупни любую, оказываются на поверку российскими деньгами, уведенными в оффшоры российскими же олигархами и , проделав сложный, очень непрозрачный путь, вернувшимися в российские же регионы.
Заметьте, планами деоффшоризации, о необходимости которой громко заявил президент в своем послании, в Минфине никто совершенно не озабочен, никаких инструкций не поступает, инициатив не выдвигается. Ну что там действительно думать, ну какие-то миллиарды долларов. Ерунда! Да и трудно их возвращать на родину, опасно даже, можно друзей обидеть. А вот миллионы рублей, которые тратят региональные бюджеты, чтобы СМИ местные рассказывали не о том, как граждане отзываются реально все о том же Медведеве или Минфине, например, а о хорошем и плохом в области строительства детсадов, ЖКХ-программ,и да (о ужас!) об усилиях местных властей по выполнению практически непосильных для многих регионов "майских указов" - это надо немедленно пресечь!
Для тех, кто помнит на каких лозунгах Ельцин шел во власть, аналогия напрашивается. Тогда ЕБН и все его умные и глупые сторонники рвали глотки в борьбе с привилегиями партаппаратчиков. Добились сами видите чего - яхт, самолетов, счетов с нулями для абсолютно других людей. Правда, все это есть только у сотен из тех, кто в сторонниках ходил миллионными толпами.
Но разве кто-то умеет учиться у собственной истории? Может, и умеет, только не сограждане, увы.
Представим, на секунду, что все губернаторы по команде Минфина - тире - Медведева стали продавать имеющиеся в собственности регионов и муниципалитетов СМИ и одновременно свернули финансирование госзаказа на информирование своего населения.
Случилось.
Кажется, Аристотель говорил - что природа не терпит пустоты. Кто всю эту СМИ-ораву купит? Олигархи? А им зачем? У них все схвачено, за все заплачено в федеральных СМИ. В тех, что принадлежат или "национальному достоянию" или напрямую возглавляемому Медведевым правительству.
Ответ совершенно очевиден. Те региональные СМИ, кои не помрут за период их продажи, будут куплены и окажутся в руках, которые по родословной окажутся принадлежащими зарубежным хозяевам. Если это исход нежелательный, например, для президента, то остается один вариант - купить придется все тому же правительству Медведева и содержать тоже. Вопрос - и что сэкономит в таком случае казна?
Если попытаться найти серьезное объяснение вдруг проснувшемуся интересу федералов к финансированию региональных СМИ, то без экспертного мнения не обойтись. Простой и практичный разум сам найти объяснение затрудняется. А часть экспертов уверена, что подобные (медведевским) заявления мало связаны с реальной экономией в региональных бюджетах, а в большей степени - с политической обстановкой в стране.
По мнению профессора, доктора политических наук Сергея Черняховского, желание Медведева приватизировать региональную прессу можно связать с попыткой ограничения "регионального сепаратизма" и ограничением "информационной монополии", что приводит к появлению "несменяемых губернаторов, неподконтрольных власти".
Однако, есть и другой момент – до старта избирательной кампании в парламент остается около двух лет, а, значит, самое время начать готовить информационное поле.
"Скажем, "Дождь", который, как считается, создавался на личные деньги Медведева, появился в 2010 году – за два года до парламентской и президентской кампаний. Вот это обоснованный шаг, который создает информационные позиции перед выборами", – отмечает в беседе с Накануне.RU политолог.
Чем занимается этот самый "Дождь" отлично видно прямо сейчас.
Если региональные СМИ выставят на торги, то часть из них все-таки смогут купить. Спрашивается - кто и зачем? Ответ опять в недавней российской истории. Имена Гусинского и Березовского еще не все забыли. Так вот приватизированные местные СМИ в дальнейшем, естественно, будут использовать как рычаг давления (естественно, на власть) местные элиты, близкие тому или иному федеральному клану.
"Например, постоянно идет речь о том, что Медведева поддерживает группа Магомедовых. Сейчас для упрочения своего положения меры предпринимает Абдулатипов. Естественно, что эта группа была бы заинтересована контролировать больше СМИ в Дагестане, для того, чтобы ограничивать Абдулатипова и противостоять ему. Это гипотетический вариант, и подобных ситуаций можно нарисовать довольно много", – приводит пример эксперт.
Ну, хоть в Дагестане может будут рисовать яркими красками образ российского премьера, который постоянно теряет влияние. Кстати, как и его пресс-секретарь Наталья Тимакова. Чему, кстати, способствует и жесткая атака на выпендрившийся в очередной раз (не ожидали, видимо, такого разноса - до сих пор же все сходило с рук) телеканал "Дождь".
При этом, надо понимать, Дагестан лишь пример. Абдулатипов уж явно не единственный губернатор, чье влияние в регионе может ограничить некая финансово-промышленная группа. Поэтому, можно готовиться к тому, что при выполнении озвученного Медведевым сценария, начнется гоббсовская "война всех против всех", и в первую очередь, против действующих властей.
Именно такой пример сегодня перед глазами российской власти наглядно демонстрируется на Украине. Но разве чужой пример кому наука?!
С таким очевидным прогнозом во многом соглашаются и региональные эксперты.
"Для того, чтобы обеспечить независимость, многие идут либо на шантаж, либо занимаются скандалами. Далеко ходить не надо, телеканал "Дождь" показал образец такой работы. Интересно, что было бы, если бы они провели опрос не про Ленинград, а про Холокост. Однако, в большей части случаев, контракт на информационное обслуживание, который заключается с областными или муниципальными властями – едва ли не единственная возможность поддерживать региональные СМИ", – рассказал Накануне.RU уральский политолог Анатолий Гагарин.
Если говорить о выборах, то и здесь властям придется непросто. Тренд на "повышение конкуренции" никуда не ушел, как и его родитель. Куратор внутренней политики Кремля Вячеслав Володин вчера еще раз подтвердил этот тезис во время встречи с главами тех регионов, где пройдут крупные выборы. Поэтому, "ограничение информационной монополии" приведет к тому, что в игру вступят более сильные, а , главное, не связанные по рукам и ногам ограничениями властной вертикали, соперники, обладающие серьезными, в том числе и медийными, ресурсами. Вот только жертвой тут может стать та самая региональная пресса, которая не попала в поле зрения "крупной рыбы" и не смогла конкурировать с более наглыми и беспринципными коллегами. Та, которая не искала повод для хорошо оплачиваемого шантажа, а , как деревенская дурочка, пыталась писать и рассказывать об экономике региона, врачах, учителях, людях труда,ветеранах, своих земляках и т.д.
Есть, конечно, и альтернативная версия. Истинные причины удара по взаимоотношениям властей и СМИ могут быть связаны с желанием "приструнить" поднимающий голову губернаторский корпус.
"Федеральные власти упрочивают элементы контроля над властями региональными по всем направлениям. Это связано с тем, что на региональные власти перекладывается все больше обязанностей – выполнение майских указов, и т.д., при этом, практически не передается финансовых полномочий. И в региональных властях уже зреет фронда, потому что их ставят в безвыходное положение, там слышится уже глухой ропот. И если напрямую региональные власти не позволяют себе перечить федеральному центру, хотя уже и такое бывает, например, по поводу введения социальных норм на потребление электроэнергии и т.д., то в региональных СМИ, которые подконтрольны администрации, прямо или косвенно, голос региональной администрации звучит в полную силу. И чем больше такая фронда будет формироваться, тем громче будет звучать ее голос в региональных СМИ", – рассказал Накануне.RU директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.
То есть, перераспределение полномочий приводит ситуацию к тому, что "грызущиеся" в Москве кланы опасаются за устойчивость вертикали власти в регионах. Но и делиться с регионами "тугриками", уводимыми во все те же оффшоры, с местными товарищами не собираются.
Схожий процесс, если говорить о перераспределении полномочий и СМИ, был и в начале 2000-х, когда Владимир Путин только приступил к формированию "вертикали".
В частности, наблюдатели вспоминают проект Глеба Павловского "Страна.ру", который позволял, используя медиаресурсы, контролировать губернаторов, многие из которых привыкли действовать в 90-е по другим лекалам. Информационная дубинка позволила приучить глав регионов к новым правилам, но через какое-то время утратила свой первоначальный смысл – в 2002 году Павловский продал проект ВГТРК, и сейчас портал не имеет отношения к политике. Тем не менее, опыт был достаточно поучительный. Кстати, на Урале этот опыт был не просто поучительным, а невероятно эффективным, правда, ныне обернувшийся уголовным делом для прошедшей школу Павловского бывшего редактора Пановой. Но это региональная частность.
"Кланы на федеральном уровне между собой грызутся, но когда появляется опасность того, что регионалы выступят единым фронтом с консолидированной позицией, то здесь все федеральные кланы забывают о распрях, и выступают единым фронтом", – отмечает политолог.
Каковы бы ни были цели правительства, мотив экономии звучит в данном случае не просто не убедительно, а смехотворно. Особенно в сравнении с олимпийскими цифрами и предстоящими футбольными денежными тратами.
По словам представителей Минфина, это позволит сэкономить сотни миллионов и даже миллиарды рублей, но спасет ли это региональные бюджеты? Уж не говоря о сравнении с утекающими через крупные и мелкие бизнесы по-прежнему в оффшорные гавани реальными деньгами.
Одним из самых скандальных эпизодов последних месяцев стала критика со стороны ОНФ губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина, который собирался потратить на "улучшение имиджа губернатора" за три года 680 млн руб.
Согласно документу, на основе которого озвучивалась эта информация, траты управления делами губернатора и правительства Сахалинской области составляют примерно 2,5 млрд руб. ежегодно. Также отдельной строчкой проходят расходы по общегосударственным вопросам – на них в течение трех лет каждый год будет выделяться 1,8–2 млрд руб.
Также в документе указано, что в 2014 году "на освещение деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Сахалинской области" выделено 3,2 млн руб., в 2015 году – 3,3 млн руб., а в 2016-м – 3,5 млн руб. Для решения тех же вопросов только на телевидении за три года планируется потратить почти 430 млн руб. Для печатных изданий суммы в год зафиксированы вдвое меньше – около 206 млн на три года. Также прописана строка "на другие вопросы в области СМИ". На какие именно, разъяснений нет, сумма финансирования из бюджета в 2014 году на эти нужды составляет 10 млн руб., в 2015-м — 12,3 млн руб., а в 2016 году — 12,8 млн руб. В итоге на освещение деятельности власти Сахалинской области и подконтрольных ему структур в 2014 году будет потрачено 206,7 млн руб., в 2015-м — 227,4 млн руб., в 2016-м — 247,7 млн руб., приводят данные "Известия".
Сравните 200 млн руб. в год на СМИ и сахалинский бюджет в 100 млрд руб. Проценты посчитаете сами? Когда посчитаете, не забудьте подумать - устраивая "фронтовые" вопли вокруг "сумасшедших" региональных трат на местные СМИ, не добиваются ли отвлечения вашего внимания от все той же больной-пребольной проблемы деоффшоризации экономики страны?!
В целом, согласно данным Минфина, которые ряд СМИ опубликовал в декабре прошлого года, суммарные траты регионов на СМИ превысили 32 млрд руб., - внимание - 10 из которых пришлось на Москву! Так и хочется поинтересоваться - "и эти люди будут учить нас не ковырять пальцем в носу"!
Из остальных регионов заметны ЯНАО (2 млрд руб.), Татарстан (1 млрд руб.) и ХМАО (чуть меньше 1 млрд руб.). В большинстве случаев, эти траты составляют менее 1% от расходов бюджета, при этом понятно, что полностью перераспределить деньги не удастся. Кроме того, из средств, предназначенных для СМИ, поддерживаются десятки районных изданий и газет, выплачивается зарплата сотрудникам, закупается техника в редакции и т.д.
Любопытно и то, что в затеянной атаке на региональные СМИ речь об оптимизации расходов на федеральные издания почему-то не идет. Так, в 2012 году бюджет государственных СМИ превышал 75 млрд руб., львиная доля которых шла на финансирование федеральных телеканалов. Что касается информагентств, то на долю РИА "Новости" приходилось примерно 2,6 млрд руб., ИТАР-ТАСС – чуть меньше 1 млрд руб.
"Это из разряда борьбы ОНФ с корпоративами госкомпаний. С точки зрения отдельно взятого человека, там суммы сумасшедшие – миллионы рублей, но с точки зрения трат отдельно взятой госкомпании они не велики. То же самое – и с пиаром губернаторского корпуса", – отмечает Салин.
"Это примерно то, что нужно инициаторам идеи приватизации – практически все озвучиваемые Медведевым либеральные идеи, вроде приватизации, внушают ему со стороны", – предполагает Черняховский.
А властям на местах, между тем, остается гадать - в какую такую невидимую "руку рынка" попадет при новом раскладе "информационная дубинка"? И заранее чесать места удара. Лишь самые хитрые из регионалов, буде приватизация всего и вся таки вдарит по местным рупорам "свободы слова", сумеют перенаправить направление удара в тот самый инициативный федеральный центр.
Сергей Табаринцев-Романов, Юрий Александров