Аналитика


Национализация - как ответ на алюминиевый шантаж. Чем могут помочь экономике заводы "Русала"
Экономика | Свердловская область | Центральный ФО | Сибирский ФО | Уральский ФО | В России

Закрытие производств, социальная нестабильность – это главные аргументы, используемые металлургами для шантажа государства. Угрозами с одной стороны и обещаниями с другой они добились членства в ВТО, в результате чего вновь пришли обивать пороги правительства с просьбами о рефинансировании возросших долгов. В числе постоянных просителей льгот и поблажек - глава "Русала" олигарх Олег Дерипаска. Алюминиевый гигант выдвинул новый ультиматум правительству - свободная торговля мощностью сибирских ГЭС в обмен на работу Новокузнецкого и Саяногорского завода. Изношенность имущественных фондов заводов, построенных еще в советские годы, отсутствие энергосберегающих технологий и, как следствие, нерентабельность большинства производств – результат "эффективного" управления олигархическим менеджментом активами, которые считаются стратегическими. Выход из ситуации эксперты видят в национализации предприятий.

Представители "Русала" выступили с заявлениями о новом сокращении мощностей. Вслед за Волховским, Волгоградским, Уральским, Богословским и Надвоицким заводами алюминиевое производство может быть закрыто на двух сибирских заводах. Судьба Саяногорского и Новокузнецкого заводов в руках правительства. Если чиновники в очередной раз поддадутся на шантаж "Русала" и примут предложения Минэнерго по изменению правил продажи мощности на сибирских ГЭС, заводы не будут остановлены.

Предложение заключается в том, чтобы уже с апреля разрешить реализовывать 50% мощности на свободном рынке, по цене, не привязанной к тарифу. С 2016 г. по регулируемым ценам будет отпускаться уже только 20% мощности. "Русал" опять же лоббирует свои интересы: на "реформе" станции "Евросибэнерго" заработает от 3 до 7 млрд руб. Холдинг EN+, в который входит сеть поставщиков энергии, является основным акционером "Русала".

"Если изменения не примут, то в таком случае последствия для энергосистемы и для всех остальных потребителей будут более тяжелыми. У нас сейчас Саяногорский и Новокузнецкий алюминиевые заводы работают на грани рентабельности. Мы будем вынуждены их закрыть так же, как закрыли часть заводов на Западе. Это очень серьезные последствия для региона - надо понимать, что 84% полезного отпуска электроэнергии в Хакасии приходится на Саяногорский алюминиевый завод. То есть это недовыручка электросетевых компаний", - цитирует "ИТАР-ТАСС" замгендиректора UC RUSAL Максима Балашова.

Компания уже реализует программу по снижению объемов производства алюминия. Учитывая, что к концу 2014 г. выпуск металла в общей сложности упадет на 17% (в течение года снижение составит 9%), ряд мощностей так или иначе придется консервировать. 8% падение объемов в течение 2013 г. стало результатом прекращения работы алюминиевых цехов на пяти заводах. В Сибирском округе работает пять заводов "Русала", планируется снижение мощностей второй площадки Новокузнецкого, Хакасского, Иркутского, Саяногорского алюминиевых заводов общим объемом 131,4 тыс. т.

"Производство нерентабельно" – с такой формулировкой останавливались все без исключения производства "Русала". Дерипаска развеял насаждаемый последние 25 лет в России миф о том, что государственное управление менее эффективно, чем частное. Экономисты видят причину нерентабельности не только в падении цен, но и в том, что, заботясь о собственном обогащении, топ-менеджеры забыли о модернизации производства. Изношенность фондов повлияла на рост убытков. Стоит отметить, что это общая тенденция:  в России лишь 15% алюминия выпускается на современных мощных электролизерах, в это время доля такой техники в странах с развитой промышленностью составляет от 80 до 100%.

"Десятки лет олигархи снимали сливки, проедали ренту, вывозили капитал в офшорные юрисдикции. Когда наступили сложные времена, оказалось, что никто не занимался производством: не внедрялись ресурсо-, трудо- и энергосберегающие технологии, не повышались нормы капиталоемкости производства, не появилось новых станков и технологий. В итоге, когда ценовая конъюнктура ухудшается, издержки начинают расти, а предельный доход – сокращаться. Сырьевые олигархи вновь выстраиваются за помощью к государству. За последние пару лет цены на основные металлы: никель, медь, алюминий, и даже золото упали на 30-45% и продолжают перманентно снижаться. Поэтому ситуация для металлургической отрасли крайне тяжелая. Средние расходы в отрасли достигают официально 60%, неофициально 80%. По большому счету все производственные фонды морально и физически устарели, они абсолютно неконкурентоспособны при цене алюминия до $2200, а на сегодняшний день цена на алюминий $1800", - оценивает ситуацию экономист Владислав Жуковский.

Напомним, что Олег Дерипаска вместе с такими представителями металлургического сектора, как "Мечел" и "Евраз", уже обращался к правительству с просьбой профинансировать долговые обязательства компании. Аналитик "Инвесткафе" Андрей Шенк рассказал Накануне.RU, что закредитованность "Русала" ограничивает возможности компании к повышению рентабельности:

люминиевая промышленность во многом зависит от мировых цен на алюминий, и из-за больших запасов металла на складах, цены остаются под давлением даже несмотря на растущий дефицит металла на мировом рынке. При этом другим способом повысить рентабельность алюминиевого бизнеса является сокращение затрат, однако на заводах "Русала" потенциал снижения себестоимость ограничен. Есть возможность развивать производство продукции с высокой добавленной стоимостью, однако у "Русала" потенциал ограничен низкими возможностями инвестировать средства в новые проекты из-за чрезмерно высокой долговой нагрузки".

При этом, в ближайшее время роста цен на металлы не ожидается, угроза нависла не над отдельными производителями, а над государством, которое будет вынуждено поддерживать умирающие производства, за свой счет проводить переобучение уволенных сотрудников и платить кредиты за олигархов. Дешевле и эффективнее национализировать активы.

Сейчас мировой рынок не нуждается в алюминии, по разным оценкам произведенного металла хватит на год потребления всеми развитыми странами. Однако, внутренний рынок оставлять без работающих производств нельзя, считают эксперты. Алюминиевая отрасль – стратегическая, один из основных поставщиков продукции на оборонные предприятия. Как отмечает экономист Валентин Катасонов, ошибочной была сама идея приватизации таких производств.

"Сейчас нельзя допустить их закрытия, за ним может последовать перекупка активов каким-нибудь иностранным капиталом . Нельзя было допустить даже приватизации, так как производители военной продукции получают алюминий по ценам, которые по основным индикаторам на порядок выше, чем в советское время . А это вопрос обороноспособности и национальной безопасности. Я не говорю о социальной стороне вопроса, увольнении работников", - рассказал Накануне.RU эксперт.

Основные направления потребления алюминия в России – машиностроение, в том числе авиа- и автомобилестроение, строительство, в меньшей степени – упаковка и потребительские товары. В транспортном машиностроении металл "работает" на выполнение оборонзаказа. Напомним, в 2013 г. ассигнования на гособоронзаказ выросли в 1,6 раза до 1,5 трлн руб. По линии Росатома, СВР, ФСКН и ФСО гособоронзаказ выполнен на 100%, общий процент исполнения – 98%. Только по Росатому за 2013 г. допзаказ оборонных предприятий вырос на 22%, что принесло дополнительные 67 млрд руб.

Порядка 85% алюминия, произведенного российскими компаниями, экспортируется за рубеж, в то же время Россия закупает заграницей продукцию из алюминия с добавленной стоимостью, доля выпуска которой у отечественных заводом ниже, чем у зарубежных ( у "Русала" порядка 43%). Национализация активов позволит не только решить последнюю проблему, но и удешевить сырье для внутреннего рынка.

"Сейчас у заводов высокие издержки, так как не выстроены межотраслевые связи. Алюминиевая промышленность получает очень дорогое электричество, а дорогое электричество - потому что у нас стали дорогие энергоносители. В это же время международный валютный фонд и всякие наши "партнеры" требуют, чтобы Россия, согласно правилам ВТО, подняла внутренние цены на энергоносители на уровень мировых. Это смерть нашей экономики и промышленности, не только алюминиевой. Заявления наших властей, которые соглашаются на такие меры, я рассматриваю, как преступление. Если заводы станут государственными, мы вновь вернемся к тем ценам, которые были в советское время, будет заинтересованность", - считает Валентин Катасонов.

Также он отмечает, что появится разумная внутренняя политика, и экономика станет "большой корпорацией" со своими ценами, которые не будут привязаны к общемировым. Пока же российская промышленность получает металлы, в том числе и алюминий, по довольно высоким расценкам.

Аналитики отмечают, что национализация положительно отразится и на инфраструктурных проектах. Если государство возьмет под контроль металлургические компании, то стоимость таких инфраструктурных проектов, как Северный широтный ход, Транссиб может снизиться, предполагает аналитик Илья Стрельников.

"Одно дело вкладывать в развитие частной компании, другое – в госструктуру. Это прямые инвестиции в экономику. Когда металлургический завод будет работать в связке с ОПК или машиностроительным комплексом и получать госзаказы, не будет перепроизводства, а цены для предприятий-поставщиков оборудования или продукции значительно снизятся. Не исключаю, что модернизация большей части алюминиевых заводов, которые не обновлялись на протяжении 30-40 лет, будет затратной и их все же придется законсервировать. Но вложения будут оправданы с точки зрения экономического эффекта", - рассказал Накануне.RU аналитик.

Наглядным примером такого инфраструктурного проекта может стать высокоскоростная магистраль "Москва-Казань", первый вице-президент ОАО "РЖД" Александр Мишарин на днях на конференции заявил, что при ее строительстве будет создано 370 тыс. рабочих мест, 120 тыс. из них – в регионах в местах прохождения трассы. При этом 80% от объема реализации ВСМ будет представлять продукция российских предприятий.

"Это и металл, и бетон, и цемент, и строительные конструкции, и рельсы. Например, на "Транскате" почти все подготовлено, чтобы начать выпускать легированный контактный провод, который используется для высокоскоростного движения. Локомотивы также будет производить завод на Урале", - добавил вице-президент РЖД.

Надо ли говорить, что такие проекты, безусловно, оживят российскую экономику, которая затухает с каждым месяцем, и уже приходится констатировать, что правительство откровенно не справляется с задачей 5%-го роста экономики - а просто ждет некой "более благоприятной конъюнктуры".

Эксперт Андрей Шенк не видит возможности для национализации активов: "Во-первых, внутреннее потребление алюминия невысоко, во- вторых это будет дополнительной нагрузкой на бюджет, где вряд ли найдутся средства на развитие производства и реализацию программы модернизации".

Но и тут ответим критикам подхода национализации: нельзя забывать про нефтегазовую кубышку – ФНБ и Резервный фонд (напомним, на сегодняшний день вместе они составляют примерно 7 трлн руб.). Пока существенная их часть, вложенная в облигации зарубежных государств, фактически работает на модернизацию наших конкурентов, в том числе, США.

ставлять предприятия на плаву нужно, но при условии, что в течение трех лет произойдет их комплексная масштабная реорганизация", - считает Владислав Жуковский.

За возвращение в собственность государства алюминиевых заводов выступил и бывший глава Счетной палаты, экономист Юрий Болдырев. Однако, национализация, по его мнению, не должна иметь обратного хода.

"В рамках относительно закрытой национальной экономики можно планировать производство таким образом, чтобы распределять его равномерно на протяжении многих лет, чтобы внешний цикл колебаний конъюнктуры не воздействовал катастрофическим образом на производства. Если же речь идет об участии страны в мировом разделении производства, например, алюминия, на сравнительно открытых рынках, надо заранее представлять, что будут периоды подъема, когда возникнут сверхприбыли, и периоды спада, когда будут массовые убытки. Для более-менее ответственного государства, ситуация, когда частный собственник паразитирует на волне конъюнктуры и получает сверхприбыли, а затем доброе государство национализирует активы – неприемлема. Соответственно должны вводиться механизмы регулирования – и внешней торговли, и налогов, и тарифа, - которые бы делали эти производства не сверхприбыльными на высоте конъюнктуры, но и не убыточными на ее спаде. Национализировать надо не до следующего подъема, когда опять федерация закричит, что частный собственник эффективнее, а навсегда. Это требует совершенно других формулировок и постановок вопроса. Это не должна быть конъюнктура в интересах паразитирования на добром государстве", - высказал Накануне.RU свое мнение эксперт.



Алёна Ласкутова