Добровольная передача российских детей на иностранное усыновление сравнима со сдачей населения в плен, которая происходит во время войны, считает уполномоченный по правам ребенка в РФ Павел Астахов. По его словам, у России есть и силы, и средства, чтобы самостоятельно решить проблему сиротства и не поддаваться влиянию европейских моделей существования семьи, которые все чаще противоречат традиционным ценностям. Концепцию государственной поддержки семьи детский омбудсмен представил в Челябинске на Всероссийском форуме "Южный Урал – Россия без сирот!", передает корреспондент Накануне.RU.
Он рассказал, что четыре года назад, когда на федеральном уровне началась разработка плана господдержки семьи как естественной среды воспитания ребенка, многие отнеслись к этому настороженно. В частности, были высказаны опасения насчет увеличения расходов бюджета, также неоднозначно была воспринята и идеологическая составляющая программы. Однако, по словам Астахова, цель программы была довольно проста - обеспечить каждому ребенку право на папу и маму.
Он отметил, что лозунг "Чужих детей нет" существует в стране со времен СССР, однако сейчас он воспринимается посредственно, многие считают, что проблемы детства конкретно их не касаются.
По словам Астахова, институту уполномоченных по правам детей приходится решать проблемы, которые накопились со времен создания детских домов, когда социальная политика приобрела статус вопроса государственной важности. То есть, идет "оплата старых долгов".
Он отметил, что европейские страны не всегда идут по тому пути, который приемлем для России, вместе с тем, называя это прогрессом. В качестве примеров детский омбудсмен привел концепцию отказа от биологической семьи, когда неважно, кто родители, а важно, "кто воспитал", садики для "детей с неопределенным полом", другие формы создания "семьи". Такой информационный фон, по мнению Астахова, сбивает молодежь с толку и уничтожает ориентиры, которые с трудом им прививаются.
"Наша политика, как государственная, так и общественная, построена на том, чтобы культивировать образ традиционной российской семьи", - отметил он.
Омбудсмен заявил, что невозможно отмерять историческое пространство отрезками в год-два, нужно смотреть на заветы предков, прошлые поколения.
"Вся история России связана с бесконечными войнами, потрясениями. Не было у России 30 лет спокойных – то война, то гражданская война, то революция, то опять война, потом разруха, потом "холодная война", которую нам навязали. Конечно, нам никто не даст спокойно жить", - считает Астахов.
Однако, по его словам, в этих условиях просыпаются самые лучшие человеческие качества. По мнению омбудсмена, сейчас вновь предпринимаются попытки развязать "холодную войну", но безрезультатно, а санкции, которыми грозят России, являются "комичными".
"Мы двигаемся в правильном направлении. Сегодня нам надо собирать наш народ, нашу страну. Но это возможно только с определенными целями, поставленными президентом. Все, кто слышали историческую речь президента в Кремле на послании Федеральному собранию, услышали те слова, которые так долго ждали. Ждали, когда вспомним о нашем самосознании, о нашей совести, об ответственности перед памятью предков, перед будущими поколениями. Сегодня дан новый старт, новый отсчет времени. Перспектива обозначена – мы должны только укрепляться. Пусть вокруг весь мир будет против нас, хотя этого не будет, потому что, безусловно, в мире абсолютное большинство нормальных людей, которые придерживаются традиционных ценностей. На них мы должны опираться", – заявил уполномоченный.
Астахов сообщил, что, несмотря на критику проводимых реформ, нужно "отделять зерна от плевел". Он рассказал, что на последний доклад о положении детей в России, который представляется в ООН каждые пять лет, поступило 13 альтернативных вариантов документа от представителей гражданского общества. Это, по его словам, рекорд.
Омбудсмен сообщил, что прошлогодняя дискуссия разделила общество на согласных и несогласных с присутствием иностранного усыновления в системе, и тех, кто полагается на свои силы, оказалось больше.
"Никогда Россия не отдавала своих детей за рубеж. Но огромное количество нашествий на нашу территорию заканчивалось тем, что "угоняли" наших людей и насильно забирали детей. Мой отец в 11 лет стал узником немецкого концлагеря, где провел четыре года, под Франкфуртом. Детей забирали, чтобы ставить на них опыты, брать кровь для немецких солдат", - пояснил Астахов.
По его словам, "насильно отбирали население" и в более ранние времена.
"И вдруг в какой-то момент мы сами стали добровольно отдавать. Почему? Потому что сами не справляемся? Русские перестали верить в свои силы? Тех, кто заявляют, что мы не проживем без иностранного усыновления, я отправляю к нашим ветеранам, которые проливали кровь, чтобы отстоять самостоятельность России. Им объясните, почему вы считаете, что без заграницы мы все погибнем? Не погибнем", - считает уполномоченный.
В качестве примера Астахов привел Ивановский международный детский дом, созданный в 1933 году, где воспитывались только иностранные сироты. За годы его существования там было воспитано более 4,5 тыс. из 87 стран. Это лучший пример отношения в России к детям, считает омбудсмен.
"Мы создали целую индустрию, которую надо срочно реформировать. Но как реформировать то, что 100 лет существует – это очень тяжело. Когда комбинаты выстроены – на 100 человек детей 300 человек работающих. Огромные деньги тратятся на это, а результат? Половина детей не устраивается в жизни, не может семьи создать, или вторичное сиротство воспроизводят, бросают своих детей, как их когда-то бросили", - заявил Астахов.
Он отметил, что задача стоит не в том, чтобы сделать стерильное, идеально общество, сироты будут всегда, пока социум агрессивен к ребенку – техногенные катастрофы и ЧП случаются постоянно. При этом Астахов отметил, что за прошлый год на 20% стало меньше пьющих людей среди россиян.
"Пьющая и нищая страна будет плодить сирот – вот какой лозунг нам навязывают! Мы не пьющие и не нищие. Мы страна, которая встала с колен. Мы страна, которая объединяет русских людей. Мы должны противопоставить свою работу таким лозунгам", - отметил он.
Омбудсмен сообщил, что работа по сокращению количества детских домов будет продолжена. Должен быть один детдом, но самый лучший. Астахов призвал вспомнить опыт Макаренко, который воспитал из детей-сирот героев войны.
"На первый план выходит воспитание и образование. Невоспитанный человек опасен для общества, он готов на правонарушение, по незнанию или умышленно. Мы будем строже и строже относиться к тем, кому вверяем воспитание детей", - заявил уполномоченный.
Астахов сообщил, что за последний год число детских домов сократилось на 30%. Число детей, которые попадают в детские дома, также стало уменьшаться. Если в 2008 году в банке данных детей-сирот было 140 тыс. человек, то на начало 2014 года там числится 105 тыс. Министерство образования отчиталось, что в 2013 году 40 тыс. родителей были лишены родительских прав, но несколько лет назад их число достигало 80-100 тыс. в год. Это очевидный прогресс, считает Астахов.
Он отметил, что необходимо усиливать социальную работу. Сейчас разрабатывается федеральный реестр детей-инвалидов. По словам Астахова, еще одной сложной задачей стоит снижение количества отказников в больницах. В этом плане необходимо проводить работу с медперсоналом, чтобы врачи не предлагали сдать ребенка на попечение государства, а учили, как помочь "особенным" детям. Для этого, по мнению Астахова, надо изменить ментальность, мышление людей. Он пояснил, что специалисты и программы по лечению и реабилитации таких детей существуют, но по инерции движение происходит от противного – откажись, пусть государство воспитывает.