На днях апелляционная коллегия Верховного суда РФ рассмотрела заявление гражданина России Дмитрия Третьякова "О признании роспуска СССР неконституционным", которое 32-летний житель Тольятти подал в Конституционный суд в ноябре прошлого года. Ранее заявитель получил отказ в рассмотрении обращения от обеих инстанций. Примечательно, что в то же время проблемой заинтересовались депутаты Госдумы. Евгений Федоров и Антон Романов ("Единая Россия"), Иван Никитчук и Олег Денисенко (КПРФ), а также Михаил Дегтярев (ЛДПР) направили генпрокурору РФ Юрию Чайке запрос с требованием провести прокурорскую проверку событий, предшествующих распаду СССР. По словам Евгения Федорова, ответ на обращение позволит сравнить госпереворот 1991 г. с нынешним переворотом на Украине и проследить в этих процессах методы действий "пятой колонны". О том, что подвигло простого россиянина спустя почти 23 года доказать неправомерность роспуска СССР, и чего он намерен добиваться, рассказал Накануне.RU общественный деятель из Тольятти Дмитрий Третьяков.
Вопрос: Дмитрий Николаевич, расскажите о Ваших дальнейших действиях. Ваше заявление отклонили уже в двух инстанциях…
Дмитрий Третьяков: Сейчас я попробую апелляцию конституционно обжаловать, так как я лишен права на судебную защиту, если Конституционный суд встанет на мою сторону, он обяжет их принять мой иск, рассмотреть это дело. Если Конституционный суд мне также откажет, я подам в Международный, уже имею право. Я воспользуюсь конвенцией шестой и 13-ой статьей.
Я подавал иск в Конституционный суд о признании роспуска СССР неконституционным, суд сослался на то, что это не входит в их компетенцию. А сейчас в Конституционный подам заявление с другой формулировкой: "На действия Верховного суда". Напомню, Верховный суд мне отказал, потому что этот акт не затрагивает мои права. В апелляции отказано по тем же причинам. Сейчас я жду письмо – ответ Верховного суда, и с этим решением я обращусь в Конституционный суд. Потом я соберу два килограмма документов, заштампую и отправлю, приложу ответы, определения первой и второй инстанции, покажу, что мне отказывают, нарушают мои конституционные права, не рассматривают иск. Пусть рассмотрят.
Вопрос: Что подвигло Вас на этот шаг спустя почти 23 года после распада СССР?
Дмитрий Третьяков: Я это делаю не ради пиара, это была моя Родина и мое детство, и можно много гадать, какой будет результат. Но пока мы не пройдем весь этот правовой путь, мы не можем утверждать на 100%, какой будет результат.
Вопрос: Почему именно сейчас Вы решились на это? Связано ли это решение с недавними событиями – с присоединением Крыма?
Дмитрий Третьяков: Нет. Ранее я судился с областным военкоматом на право пройти медицинское освидетельствование и в процессе судебных разбирательств я стал четко разбираться в судебных тяжбах и решил теорию превратить в практику. В СМИ не указано, что именно подвигло меня обратиться по этому делу. Была такая неконституционная палата, которая называется Совет Республик Верховного Совета СССР, она была утверждена после августовского путча законом СССР, но, по сути, она противоречит статье 111 Конституции СССР за декабрь 1990 г. Именно эта палата под руководством Алимжанова распустила СССР, а не Горбачев, не троица в Беловежской пуще, они только подписали создание СНГ 8 декабря, а роспуск СССР произошел 26 декабря. Именно Алимжанов распустил союзные органы, принял декларацию об СНГ.
Вопрос: Вы не первый, кто решился на восстановление справедливости. Не так давно в Одессе за денонсацию беловежских соглашений о создании СНГ выступала Прогрессивная социалистическая партия Украины (ПСПУ) во главе с Натальей Витренко…
Дмитрий Третьяков: Это всего лишь заявление, а где действия? К тому же, это заявление не самой партии, а одесского отделения. Вот что я могу? Я не нахожусь в парламенте, я обычный человек, я могу только обратиться в суд. Более того, я обращался за помощью к левым партиям, движениям, выступающим за восстановление союза ССР, но ни одна из партий не пришла на суд. Это показывает, что в партиях и так хорошо. КПРФ, "Справедливая Россия" – эти партии так хорошо себя чувствуют в парламенте, на окладах, что они даже своего представителя на суд не прислали. В то же время они выдвигают лозунги о советском прошлом, на этом они избираются, пользуются поддержкой населения. На деле – это всего лишь популистические лозунги. Что касается Таможенного союза, экономического союза – это имитация, никак не затрагивающая простого обывателя. Полноценный союз – это когда флаг единый, герб, границы, армии, союзные органы. Это настоящий союз. Все остальное – это имитация непонятного узкого круга лиц.
Вопрос: Чего Вы хотите добиться своими обращениями в суд?
Дмитрий Третьяков: Я хочу услышать мнение народа. Затратно это будет или незатратно, но референдум надо провести. Я хочу пройти этот путь. Вообще это должны были сделать граждане СССР, более ста миллионов людей, которые на руках имели паспорт гражданина СССР, и более 13 млн членов комсомола. Это они должны были сделать, а они трусливо спрятали свои партийные билеты, паспорта и трусливо встроились в существующую систему. Они нарушили статус комсомола о правах и обязанностях о том, что нужно отдать свою жизнь за советскую Родину. Поэтому я хочу сказать, что количество не говорит о качестве. Что я могу, я сделаю, что из этого получится – посмотрим.
Вопрос: Как Вы оцениваете вероятность воссоздания союза?
Дмитрий Третьяков: Союз может быть восстановлен даже и с двумя республиками. В судебном обращении я потребовал, чтобы правительство России обратилось с предложением к другим бывшим союзным странам. Союз может быть восстановлен даже двумя республиками – Россией и еще какой-нибудь. Конечно, уже не будет такого состава, как раньше. Уже, возможно, не будет того союза, который был, но могло бы появиться что-то новое.
Вопрос: Как Вы думаете, настроен ли сейчас народ восстановить СССР?
Дмитрий Третьяков: Это я и хочу выяснить. Я хочу услышать мнение народа, потому что понимаю, что было нарушено советское законодательство, а суд всячески отказывается рассмотреть иск. Стыдно, на самом деле, за левые партии, которые даже на суд не решились прийти.