Министр образования Дмитрий Ливанов заявил о своем намерении модернизировать Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Глава Минобрнауки предлагает исключить из ЕГЭ тестовую часть – блок А, ввести устный экзамен по всем гуманитарным предметам и перевести госэкзамен с письменной формы на полностью электронный формат. Кроме того, в связи с присоединением к России Крыма, изменения коснутся и порядка поступления крымских выпускников в российские вузы. О том, чем могут обернуться попытки видоизменить заведомо провальный проект Единого государственного экзамена, и почему крымчанам сложно будет интегрироваться в систему российского образования, в интервью Накануне.RU рассказал президент Всероссийского фонда образования, профессор Сергей Комков.
Вопрос: Сергей Константинович, что Вы думаете об инициативе Ливанова исключить из ЕГЭ тестовую часть?
Сергей Комков: Это не инициатива Ливанова. Просто уже стало совершенно очевидно, что тестовая "угадайка" под названием ЕГЭ привела российскую школу в тупик. Кроме того, российская система образования с середины 90-х годов тупо следует американским стандартам. Именно там, начиная с середины 60-х, активно применялось тестирование. И это привело к тяжелейшим последствиям. Поэтому в январе 2009 г. Барак Обама потребовал отменить все виды тестирования в средней школе. И лишь пять лет спустя этот посыл дошел до наших "реформаторов". Для всех ведущих экспертов в области образования изначально было понятно, что тестирование не может дать объективной оценки реальных знаний учащихся. Я пытался доказать это еще в 2001-м г., когда только начинался "эксперимент" с ЕГЭ. Совершенно очевидно, что итоговая аттестация за курс средней школы должна быть разноплановой: и письменные задания, и устные ответы, и практические работы. Это и есть так называемая форма традиционных классических экзаменов.
Вопрос: Означает ли отмена тестовой части и введение устного экзамена то, что Минобразования фактически отказывается от ЕГЭ как такового? Ведь, по сути, это будет уже не тест…
Сергей Комков: Изначально ЕГЭ разрабатывался и внедрялся как единый тестовый экзамен. И занимался его разработкой Федеральный центр тестирования при Минобрнауки. Поэтому уход из этого экзамена тестовой части означает конец самого ЕГЭ. В новом виде это уже будут модернизированные классические выпускные экзамены. О том, что конец ЕГЭ неизбежен, мы говорили уже 10 лет назад. Но министерские чиновники с маниакальной настойчивостью продолжали его внедрение. И поломали тем самым многие ребячьи судьбы. И чуть было не сломали всю систему высшего профессионального образования.
Вопрос: Оправдана ли необходимость перехода на электронный формат экзамена?
Сергей Комков: Что такое "электронный формат" экзамена, сегодня не знает никто. Это очередная американская разработка. И боюсь, что здесь чиновники опять наломают дров. Потому что массовая российская школа к этому не готова. Это не применялось еще даже в экспериментальной форме. Этим одно время увлеклись в США, но очень быстро эта идея лопнула. Потому что все равно потом сделанные в электронном виде задания распечатываются и прикладываются к материалам экзамена. Они становятся частью "портфолио". То есть, суть заключается в том, что выпускник вместо пера и бумаги использует клавиатуру компьютера. Не более того. Были попытки создать и более сложные варианты, но они пока не прижились.
Вопрос: Ранее Дмитрий Ливанов заявлял, что, помимо результатов ЕГЭ, при поступлении в ВУЗы будет учитываться и портфолио школьника, а сейчас зашли серьезные разговоры о введении устной части. Правильный ли вектор выбрало Министерство образования, или проще было бы отменить ЕГЭ и вернуть традиционный устный экзамен по "билетам"?
Сергей Комков: Идея "портфолио" опять-таки принадлежит не господину Ливанову. Она давно уже существует в США. И мы предлагали ввести систему "портфолио" в России еще в 2005 г. Но надо четко понимать, что "портфолио" необходимо не для итоговой аттестации за курс средней школы, а для поступления в ВУЗы. А сам выпускной экзамен за курс средней школы должен проходить по традиционной классической форме. Будут ли при этом использоваться экзаменационные билеты или какая-либо иная форма, не суть важно. Главное, чтобы экзамен по каждому выпускному предмету полностью отвечал задачам выяснения степени усвоения выпускником знаний по данному предмету. Результаты же выпускных экзаменов становятся частью "портфолио" и учитываются при поступлении в тот или иной ВУЗ.
Вопрос: Не так давно депутаты КПРФ предложили дать право школьникам выбирать между традиционной формой выпускного экзамена и ЕГЭ. Однако комитет Госдумы по образованию отклонил этот законопроект, сославшись на то, что это чревато пагубными последствиями для здоровья школьников: помимо выпускного экзамена, желающим продолжать обучение в ВУЗе все равно пришлось бы сдавать ЕГЭ. Как Вы оцениваете законопроект КПРФ и реакцию на него со стороны комитета по образованию?
Сергей Комков: Я хорошо знаю суть данного законопроекта. Речь идет вот о чем. Законодатель установил, что поступление в ВУЗ осуществляется исключительно по результатам ЕГЭ. Но не все школьники по окончании средней школы собираются поступать в ВУЗы. И это значит, что бессмысленно заставлять их сдавать столь сложный экзамен. В Европе в целом ряде стран давно существует система двойных экзаменов. В Чехии он называется "матурита". То есть, все сдают обычные выпускные экзамены. И лишь те, кто собираются дальше учиться в ВУЗе, сдают дополнительный экзамен. Именно из подобной ситуации исходили и авторы данного законопроекта.
Не надо всех поголовно толкать в ВУЗ. А обязательный для всех ЕГЭ делает именно это. И подобный подход становится, в конечном итоге, губительным и для выпускников, и для системы высшего профессионального образования. Поэтому думаю, что со временем ЕГЭ либо отомрет вообще, либо станет добровольным – лишь для тех, кто собрался поступать в ВУЗ.
Вопрос: После присоединения Крыма к России встал вопрос об интеграции полуострова в систему образования РФ. На данный момент рассматривается законопроект, по которому выпускники школ Крыма и Севастополя смогут сдавать выпускные экзамены по выбору - в форме ЕГЭ, а также в иных формах, которые установит Минобрнауки. Предполагается, что крымчане смогут поступить на дополнительные бюджетные места в российские вузы без сдачи ЕГЭ. Какой Вы представляете себе интеграцию Крыма в российскую систему образования? Какие правила должны быть установлены при поступлении крымских выпускников в российские вузы?
Сергей Комков: Крымской системе образования предстоит проделать очень непростой путь. Она все последние десятилетия строилась в полном соответствии с украинской системой, которая была серьезно заражена американскими идеологическими бациллами. Это в первую очередь касается предметов гуманитарного цикла. Сегодня основная масса боевиков "Правого сектора" - это молодежь, воспитанная в "новой украинской школе". Из них постарались максимально выбить интеллект и вложить в головы бредовые идеи национал-социализма. Поэтому они тупо носятся по приказу своих "командиров" по улицам, размахивая дубинами и выкрикивая нацистские лозунги. Фактически это – потерянное поколение, которое очень не просто будет интегрировать в нормальное общество. Крымчане, конечно, пострадали ото всей этой американской заразы в меньшей степени, так как в Крыму все-таки всегда достаточно велики были русские национальные традиции. Но в целом и у них система была построена порочным способом. Поэтому ее предстоит серьезно ломать. Что касается ЕГЭ, то его фактическая отмена для крымских выпускников означает, что может возникнуть очередная лазейка для российских мошенников. Которые очень быстро "пропишутся" в Крыму, и под эту марку пролезут в ВУЗы. В такой ситуации всего лишь нужно сделать ограниченный целевой набор в ВУЗы для выпускников крымских школ и не мудрить с ЕГЭ.
Вопрос: Дмитрий Ливанов также планирует создать в Крыму федеральный университет на базе Таврического университета имени Вернадского. Что Вы думаете об этом и о самой идее объединять несколько вузов в один федеральный? Можно ли назвать российский опыт объединения вузов успешным?
Сергей Комков: Вообще идея слияния ВУЗов достаточно опасна. С одной стороны, это, безусловно, дает повышение качества работы ВУЗов. Но, с другой стороны, это приводит к массе проблем. Одна из которых – фактическая ликвидация эффективных региональных отраслевых ВУЗов. Здесь мы опять тупо следуем американским стандартам. Что касается создания в Крыму своего собственного федерального университета, то это идея хорошая. Это должно быть универсальное учреждение высшего профессионального образования, позволяющее готовить весь спектр нужных региону специалистов. Выпускники крымских школ, пожелавшие получить высшее профессиональное образование, не должны уезжать из дома за тридевять земель. Они должны получать профессию, в первую очередь, востребованную у себя в регионе, не отрываясь надолго от привычной для себя обстановки. Только подобного рода подход будет способствовать истинному возрождению российского Крыма.