В 2014 г. на геологоразведочные работы (ГРР) из федерального бюджета выделено 37,5 млрд руб., цифра по сравнению с 2013 г. увеличилась на 11,5%. Большая часть суммы – 16,5 млрд руб. предназначены на нефть и газ. Суммы более, чем скромные, особенно, учитывая, что государство берет на себя обязанности по финансированию геологоразведки. Частные компании вкладывать тоже не торопятся, в итоге в 2012 г., по данным Союза нефтегазопромышленников России, длина пробуренных поисково-разведывательных скважин составила 700 тыс. м. Для сравнения: средняя длина скважин во времена ГРР в Советском Союзе составляла 7,5 млн м. Неудивительно, что эксперты бьют тревогу по поводу сокращения добычи в нефтегазовой отрасли.
В том числе и о патовой ситуации с геологоразведкой и мерах по ее стимулированию завтра пойдет речь на выездном совещании Совета Федерации, участие в котором примут спикер верхней палаты парламента Валентина Матвиенко и губернаторы Тюменской области, Ямала и Югры Владимир Якушев, Дмитрий Кобылкин и Наталья Комарова.
Заявленная тема совещания Совфеда - "Роль топливно-энергетического комплекса Западной Сибири в развитии экономики РФ". Повестку встречи диктуют женщины. Главный лоббист обнуления НДПИ для трудноизвлекаемых запасов нефти губернатор ХМАО Наталья Комарова вновь вернется к своей коронной теме, как рассказали Накануне.RU в пресс-службе губернатора, в повестке стоит вопрос налоговых льгот для представителей нефтяной отрасли. Обсуждать будут и другое предложение Натальи Комаровой: ранее она обратилась к президенту с идеей создания государственного учреждения по разработке оборудования для ТЭКа, теперь тему подхватила Валентина Матвиенко.
"Одна из любимых тем Валентины Матвиенко – организация производства на территории России отечественного нефтесервисного оборудования. Оборудование производится за рубежом, и поэтому оно довольно дорогое. Сложилась инициативная группа по созданию центра разработки нефтепромыслового оборудования, тема постоянно обсуждается", - пояснили в пресс-службе.
Снятие барьеров в геологоразведке – вопрос, который губернаторы и сенаторы также затронут в ходе завтрашней встречи в Тюмени. Как мы сообщали ранее, добыча нефти в регионе, как на Ямале, так и в Югре, постепенно снижается, что неминуемо ведет к уменьшению доходов федеральной казны. При этом ресурсов для наращивания добычи не так много, Роснедра уже провели аукционы на крупнейшие северные участки недр, в плане на 2014 г. весьма скромные месторождения.
По словам директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, необходимо обратить внимание на то, что в России действительно заканчивается традиционная нефть. Государство не вкладывает достаточных средств в разведку, заняться ГРР не рискуют и частные компании – нет выгодных для этого условий. Несмотря на то, что налоговые преференции уже действуют для трудноизвлекаемой нефти, соблазн заняться ею все еще невелик – отрасль требует новых изменений.
"В прошлом году определенные изменения по ТРИЗам были приняты, но они недостаточны и вызывают полемику. Да, согласен с тем, что и у средних компаний появляется возможность заняться ТРИЗами, но пока законодательная база не будет полностью проработана, реальных подвижек не будет. Например, сейчас много говорят про Баженовскую свиту, но реальных прорывов там все еще нет. За последнее время несколько иностранных компаний выразили готовность принимать участие в разведке недр. Они готовы работать в ХМАО, приносить свои технологии. К примеру, компания Total, которая участвует в разработке трудной нефти в Канаде, готова применить технологии на Бажене. Именно сейчас настало время изменить подход", - поделился своим мнением с Накануне.RU эксперт.
Нулевая ставка по НДПИ для трудной нефти не позволяет небольшим компаниям подступиться к ТРИЗам, уверен аналитик по нефти и газу ФК "Уралсиб" Алексей Кокин. "95% добычи приходится на крупные корпорации. Для большинства компаний вопрос добычи ТРИЗ даже не стоит, потому что слишком велики риски и затраты, связанные с разведкой. Вложения в ТРИЗ оправданы только для более крупных корпораций", - считает Кокин.
Частные компании по той же причине не вкладывают в менее рискованную геологоразведку традиционных запасов. Свою роль играют сразу несколько факторов. Помимо высокого уровня риска, это существование советских запасов (по расчетам Союза нефтегазопромышленников наиболее остро вопрос их пополнения встанет к 2025 г.) и недофинансирование отрасли государством. На выходе страна, с потенциально огромными запасами нефти, не является лидером по доказанным запасам "черного золота", уступая место Саудовской Аравии, Венесуэле и Канаде.
Хотя и 35,7 млрд руб. на геологоразведку, выделяемых из федерального бюджета в 2015 г. – не самый плохой показатель. В 2008-2011 гг. цифра была втрое меньше. Но и этого недостаточно. В результате более чем 20-летнего недофинансирования отрасль оказывается в "яме", вызванной недостаточной разведкой новых месторождений. Пока все держится на советском заделе.
"Есть две простые схемы: либо государство берет на себя необходимость финансирования геологоразведки (доказывает запасы и продает), либо создает условия для того, чтобы этим могли заниматься частники. В России декларируется первая схема, но она не работает: посмотрите бюджет, там расходы смешные на геологоразведку. В таких условиях мелкие и средние компании должны получать возможность допуска к участкам, проводить там разведку и иметь возможность эти участки продавать. Но у нас отсутствует правовая база для этого. Это одна из сторон. Можно то же самое сказать про сквозные лицензии. В результате в России больше нечего продавать, государство прошлось по крупняку в 2012 г. и не оставило ничего в загашнике.
Необходимо менять режим, и отдавать отрасль частному бизнесу. Гарантировать ему возврат инвестиций, снизить риски, прописать сквозную лицензию, создать правовую базу. Тогда у компаний появится возможность более активно получать лицензии", - рассказал Накануне.RU Константин Симонов.
Оппоненты таких мер усматривают опасность в новой партии налоговых послаблений, а бюджет все же зависим от нефтянки. Выход они видят в привлечении к сотрудничеству зарубежных компаний для исследования малоизученных, но потенциально интересных месторождений.
"Для зарубежных инвесторов некоторые российские залежи представляют интерес, даже несмотря на жесткий налоговый режим. Пример – сотрудничество "Роснефти" и компании ExxonMobil на месторождениях Карского моря, заявленный объем инвестиций –$2,2 млрд. Уверен, что и Бажен обретет зарубежных инвесторов и для этого не придется прибегать к таким инструментам, как возврат 60% от суммы средств, вложенных в разведку. Это будет критично для бюджетов, в первую очередь, региональных", - рассказал Накануне.RU аналитик по нефти и газу Виктор Стреков.
Член военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ Виктор Гузь считает, что наращивание темпов геологоразведки – задача нефтяников, и предлагает свои изменения в действующее законодательство.
"Я считаю, что нужно обязать нефтегазовые предприятия вкладывать процент прибыли или доход, полученный по льготам от НДПИ, в геологоразведку. Есть законные рычаги – сделать такую меру обременением при выдаче лицензии на разработку нового месторождения. Они появляются, не в таком количестве как раньше, но все же есть. Недавно в Астраханской области нашли огромное месторождение с запасами в 300 млн т нефти, рядом есть потенциальные месторождения, в том числе, трудноизвлекаемые. Будет разумно , продавая такие месторождения на аукционе, сделать обременение "при условии вложения в геологию". Это поможет нарастить объемы", - сообщил Накануне.RU эксперт.