Вашингтон нисколько не стесняясь и не скрывая своих истинных целей, продолжает вмешиваться в российско-украинские отношения и, буквально, принуждает к пособничеству другие страны вопреки их собственным экономическим интересам. США удалось сломать хребет Болгарии и затормозить строительство "Южного потока", который, вкупе с уже существующими газотранспортными сетями, позволил бы снизить зависимость поставок газа все в ту же Европу от настроений бандеровцев с Западной Украины. Задача в очередной раз поставить подножку России оказывается превыше интересов "партнеров" США по ЕС.
От "Южного потока" Европа отказаться не сможет, другой вопрос, согласится ли "Газпром" в обмен предоставить очередные преференции Украине. Монополия, еще не завершившая "войну" по потоку южному, не торопится расширять северное направление – две нитки "Северного потока" уже готовы к полной загрузке, но еще в 2012 г. "Газпром" говорил о строительстве третье и четвертой ниток. Планировалось, что меморандум о строительстве Nord Stream AG (СП "Газпрома"- 51%, Wintershall Holding и E.ON Global Commodities — по 15,5%, Gasunie и GDF Suez — по 9%) подпишет до конца 2013 г. Проблема в том, что газопровод проходит по территории Европы и требует расширения узких мест в уже существующей инфраструктуре, что вновь упирается в решения ЕС.
На фоне постоянных стычек с еврокомиссарами и американских санкций, Россия все теснее сближается с Востоком: подписан крупнейший за всю историю газовый контракт с Китаем, к нему и странам АТР прокладывается морской путь, увеличивается товарооборот между странами, а следом за этим на восток могут развернуться и газовые трубы.
Транзит российского газа через территорию Украины с каждым годом уменьшается, сейчас через территорию соседней страны экспортируется менее 50% прокачиваемого газа. В 2014 г. "Газпром" планирует поставить в Европу через газотранспортную систему Украины как минимум 70 млрд кубометров газа, хотя годом ранее объемы прокачки были на 16 млрд кубометров больше. По данным Фонда энергетической безопасности, падение транзита в 2013 г. по отношению к 2008 г. составило 33 млрд кубометров – это 28%. Основная причина – появление альтернативных маршрутов – "Северный поток", запущенный в 2011 г., и "Ямал – Европа" через территорию Белоруссии.
"Северный поток", проходящий по дну Балтийского моря в Германию, нарастил мощность в 2012 г. С открытием второй нитки протяженностью 1224 км, газопровод стал способен транспортировать до 55 млрд кубометров газа в год. По информации монополии, в 2013 г. по северному маршруту было экспортировано 23,7 млрд кубометров топлива. На июньской пресс-конференции "Газпрома", посвященной энергетической безопасности Европы, заместитель председателя правления Александр Медведев сообщил, что с ноября 2013 г. газотранспортная система "Северный поток", включая сухопутные продолжения в Германии – "ОПАЛ" и "НЕЛ", технически может функционировать в полном объеме. Только с начала 2014 г. по "Северному потоку" транспортировано 15 млрд кубометров газа.
Председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер во время ввода в эксплуатацию второй нитки "Северного потока" объявил о том, что совет директоров одобрил расширение трубопровода:
"Сегодня акционеры "Северного потока" рассмотрели предварительные результаты технико-экономического исследования строительства третьей и четвертой ниток газопровода и приняли решение, что их строительство является экономически целесообразным и технически осуществимым. До 31 января будущего года планируется подписать меморандум по созданию новых газотранспортных мощностей через Балтийское море в Европу. Одна из ниток может быть предназначена для поставок российского газа в Великобританию. И мы видим интерес со стороны наших британских партнеров к этому проекту", — сказал Алексей Миллер.
Однако, в установленные сроки меморандум так и не был подписан. Год назад на Петербургском международном экономическом форуме Александр Медведев и вице-президент GDF SUEZ Жан-Франсуа Сирелли подписали документ, предусматривающий сотрудничество компаний по изучению возможности расширения газопровода "Северный поток", увеличение его мощности также обсуждалось с представителями Нидерландов и Великобритании. Но конкретных решений по проекту нет до сих пор, так как еврокомиссия не дает в полную силу использовать существующие нити.
"Непоследовательные действия Еврокомиссии приводят к неэффективному использованию существующей газотранспортной инфраструктуры в Европе: ввиду существующего ограничения заявки, транспорт газа не должен превышать 50% от суммарной транзитной мощности газопровода "ОПАЛ", - сказали представители "Газпрома" на пресс-конференции.
По мнению старшего аналитика по нефтегазовому сектору "Уралсиб Кэпитал" Алексея Кокина, даже в сегодняшних условиях, когда отказ от транзита газа через Украину стоит одним из первых вопросов на федеральной повестке, ускорить расширение "Северного потока" будет сложно.
"Существует проблема дальнейшего распределения газа. Если увеличить мощность газопровода, то необходимо проделать то же самое с трубопроводом на территории Германии и расшивать узкие места. Поэтому сейчас основной фокус на "Южном потоке". Ускорить работы невозможно и потому, что дело везде упирается в решение Евросоюза. А позиция ЕС по всем направлениям одинакова – он критически относится к увеличению рыночной доли "Газпрома" в Европе и требует независимого оператора, который бы управлял трубопроводом. Поэтому никаких быстрых решений сейчас не будет", - рассказал Накануне.RU Алексей Кокин.
Даже при нынешней мощности северного газопровода ввод "Южного потока" позволит более, чем наполовину отказаться от транзита через Украину. Мощность "Южного потока" – 63 млрд кубометров, он пролегает через акваторию Черного моря в страны Южной и Центральной Европы – Сербию, Болгарию, Венгрию, Словению, Италию. Также трубопровод предполагает два отвода из Сербии – на Хорватию и Республику Сербскую. "Газпром" предполагал, что первый газ по "Южному потоку" будет поставлен в конце 2015 г., а на проектную мощность он выйдет к 2018 г. Некоторые эксперты считают эти сроки сверхоптимистичными. На переговорах с Еврокомиссией "Газпрому" предстоит решить два спорных момента: о допуске к трубе других производителей газа (сейчас именно по этой причине "Северный поток" наполовину пустует) и назначении независимой управляющей организации. Монополия наверняка не будет идти на уступки, ровно как и "комиссары", с таким трудом прогнувшие Болгарию. Впрочем, вопрос может решиться довольно быстро, если за принципиальным соблюдением ЕС правил третьего энергопакета стоит банальный политический шантаж.
"Претензии Евросоюза касаются не столько самого "Южного потока", сколько тендеров на его строительство, которые провела Болгария. Формально они были выведены из-под действия антимонопольного третьего энергетического пакета, так как подписаны были за несколько недель до конца года, предшествующего году введения пакета. Особенность заключается в том, что сейчас можно построить трубу, но она будет функционировать так же, как и труба "Северного потока", – половину придется резервировать для независимых поставщиков в Евросоюзе, которых нет. Это приведет к лишним издержкам, и транспортировка около 30 млрд кубометров принесет не те деньги, на которые рассчитывал "Газпром". Ключевой фигурой в переговорах является Болгария, это первая страна, куда зайдет подводная часть "Южного потока", которая уже строится. Сейчас нам явно вставляют палки в колеса, но если Болгария удержит свои позиции, "Южный поток" удастся достроить. Тем более, что по некоторым данным демарш Еврокомиссии вызван тем, что она хочет усилить свои позиции в переговорах между Россией и Украиной. И когда соглашение о поставках газа на Украину будет заключено, ситуация стабилизируется, и "Южный поток" будет достроен. В долгосрочной перспективе приостановка строительства может никак не отразиться на сроках сдачи объекта", - рассказал Накануне.RU директор Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.
"Газпром" ведет переговоры с Еврокомиссией о полной загрузке трубы "Северного потока", и при условии, что "Южный поток" будет загружен полностью, России не составит труда отказаться от транзита газа через Украину. По словам аналитика по нефти и газу Виктора Стрекова, после этого поставки на территорию Украины могут осуществляться реверсом.
"Учитывая важность строительства, "Газпром" сможет в срок запустить газопровод, если только ЕС не задается целью намеренно сорвать сроки. Сложно представить себе более политически ангажированный проект в России, чем "Южный поток". Следовало ожидать, что Брюссель, который находится в фазе активной дружбы с Украиной, будет использовать этот инструмент для того, чтобы выкрутить руки Путину. Сейчас мы стоим перед выбором: либо продолжать бесплатно поставлять газ на Украину, либо на неопределенное время отложить единственную возможность для обретения независимости от этой транзитной страны", - говорит Стреков.
Размер скидки на газ для Украины станет для Газпрома орудием достижения стратегически важных целей, связанных с запуском ответвления от "Северного потока", газопроводом "ОПАЛ" и выводом "Южного потока" из-под нормы третьего энергопакета ЕС, считает содиректор "Инвесткафе" Григорий Бирг.
"Газпром" довольно гибок и готов предоставить Украине скидку на газ в обмен на достижение таких стратегических целей, как гарантия стабильности в поставках газа в Европу. Также Газпром в очередной раз покажет, почему необходимы газопроводы в обход стран-транзитерв – Северный и Южный потоки. В связи с этим ЕС не должен препятствовать их реализации", – рассказал он Накануне.RU.
Эксперты видят еще несколько возможностей для того, чтобы перекинуть украинский транзит. В апреле 2013 г. президент Владимир Путин дал поручение Алексею Миллеру вернуться к проработке проектов газопровода "Ямал – Европа-2". "Я так понимаю, что при реализации этого проекта снимутся все озабоченности наших польских друзей и повысится надежность снабжения Венгрии и Словакии", – сказал Путин. Газопровод "Ямал – Европа" проходит по территории четырех стран – России, Белоруссии, Польши и Германии. Его продолжение подразумевает строительство газопровода от границы Белоруссии по территории Польши до Словакии. Мощность – до 15 млрд кубометров в год.
"Сейчас, я думаю, нет уже вопросов относительно того, что "Южный поток" просто необходим. И необходима также труба "Ямал-Европа-2" через Белоруссию с корректированным маршрутом: она должна идти на юг Польши, потому что там существует еще "дырка": юг Польши – Словакия – австрийский хаб Баумгартен. И тогда мы полностью закрываем и по объемам, и по маршрутам украинскую тему. Украина теряет бизнес, который мог ежегодно ей давать $4 млрд. Это просто транзитные деньги, ничего не надо делать, только подставляй карман. Но это не наша проблема. И как раз история с трубой показывает, как можно за политикой убить экономическую выгоду. Превратив трубу в политический лозунг, Украина сама заставила Россию строить альтернативные трубы и закрыть фактически тему о транзите. Я всегда был сторонником того, чтобы решить трубопроводную тему, но теперь понятно, что, к сожалению, сделать это невозможно. Новый президент Украины не сможет, даже если захочет, отдать трубу России, потому что это вызовет очередную истерику у выпущенного из бутылки майдановского джина. Все, мы закрыли тему трубы, о газотранспортном консорциуме уже можно не говорить", - оценивает ситуацию директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
При необходимости Россия может действительно "заморозить" Европу: дополнительные вложения в инфраструктуру позволят перенаправить газ с ямальских месторождений, который сейчас идет в "Европу", на страны АТР.
"Для обеспечения поставок в Китай будет строиться газопровод "Сила Сибири", который пойдет от восточных месторождений, которые не особо запитаны на Запад. Но эти перемычки можно построить. Надо помнить, что строится второй газопровод "Алтай" (из Западной Сибири до Новосибирска с последующим продолжением до российско-китайской границы, - прим.), который может "питаться" от ямальских месторождений – то есть в него можно пустить газ, идущий в Европу. Его мощность порядка 30 млрд кубометров и по различным направлениям его можно расширить до 60 млрд кубометров", - рассказал Дмитрий Абзалов.
Что бы там ни говорили, снижение поставок в Европу без пропорционального увеличения по другим направлениям ударит по карману монополии. Сейчас резерв для увеличения поставок есть – Россия подписала контракт с Китаем на поставку 38 млрд кубометров газа в течение 30 лет. Учитывая разворот страны на Восток и растущее потребление энергоресурсов в странах АТР, не исключено, что это не последний крупный газовый контракт. Во времена ухудшения отношений с Украиной и Европой обсуждался, так называемый, западный маршрут, строительство которого в нынешних условиях могло бы быть оправдано.
"Западный маршрут – некая перемычка между нынешними месторождениями "Газпрома" и трубопроводом в Китай. Он пока является гипотезой, строительство обсуждают, но никаких конкретных решений не принято. Теоретически западный маршрут, который мог бы отбирать объемы газа в Западной Сибири и отправлять в Китай, стал бы сильным аргументом при ведении переговоров в Европе. Но, думаю, до 2020 г. подвижек в проекте не будет", - рассказал Кокин.
Для того, чтобы укрепить экономическое сотрудничество с Китаем, на Ямале и в Сибири воплощаются в жить мега-проекты: это и газопровод "Сила Сибири" в Иркутской области (по словам президента, он станет крупнейшей стройкой современности), и завод НОВАТЭКа "Ямал СПГ", с мощностью 16,5 млн т топлива в год, идет строительство порта Сабетта, который станет частью Северного морского пути, и сухопутной дороги к нему – Северного широтного хода.
Эксперты не исключают, что из-за нового веяния во внешнеполитической политике России, отдельные проекты могут быть реализованы быстрее. Отметим, что порт Сабетта будет сдан уже в сентябре текущего года, в апреле строители заявили о 80%-ной готовности объекта. Первую очередь СПГ-завода планируется сдать в конце 2016 г., а скорость строительства самого сложного объекта – "Силы Сибири" – зависит от объемов инвестиций со стороны китайских компаний.
Между тем, решения, принятые бизнесом в рамках российско-азиатского сотрудничества, будут только способствовать привлечению инвестиций. Российские компании готовятся перевести расчеты в своих контрактах на юани и другие азиатские валюты из-за стремления сократить зависимость от доллара и западных финансовых рынков. Глава Deutsche Bank в России Павел Теплухин в интервью Financial Times отметил, что за последние несколько недель наблюдается рост интереса крупных российских компаний к различным продуктам в юанях и других азиатских валютах, а также возможностям проведения расчетов на территории Азии. Это подтвердил и исполнительный директор банка ВТБ Андрей Костин, сказав, что приоритетной задачей банка является расширение возможностей недолларовых валют.
"Учитывая масштабы нашей двусторонней торговли с Китаем, развитие расчетов в рублях и юанях является одним из приоритетных в повестке дня, и поэтому мы работаем над этим сейчас", - сказал он.
Масштабы торговли увеличиваются не только с Китаем. Министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка отметил, что развиваются российско-северокорейские связи.
"Двусторонний товарооборот России с КНДР увеличился в 2013 г. на 64,2% по сравнению с 2012 г., составив $112,7 млн. Мы понимаем, что такие объемы торговли и инвестиционного сотрудничества незначительны и не отвечают ни нашим возможностям, ни потребностям экономик России и КНДР. Поэтому мы ставим амбициозную задачу увеличить взаимную торговлю к 2020 г. до $1 млрд", - сказал министр.
В этой связи интересным выглядит тот факт, что крупнейший российско-китайский контракт в сфере ТЭКа до сих пор находится под завесой тайны. Алексей Миллер лишь сообщил общую сумму сделки с CNPC – $400 млрд. По одной из версий, цена за кубометр газа не озвучена по той причине, что стороны договорились проводить расчеты в юанях, а это сильнейший удар по доллару.
"Китай заключил достаточно много валютных свопов (вид сделки, позволяющий производить расчеты в разных валютах). Если Россия и Китай решили перейти на расчеты в рублях и юанях, при планируемом объеме поставок, это очень плохие новости для долларовой валюты. Переход на юани в расчете за энергоносители, для торговли на сырьевых биржах или на китайских рынках, усложнит процесс. С точки зрения усиления собственных финансовых позиций для Китая – движение правильное", - дал свою оценку ситуации Дмитрий Абзалов.
Однако, для российской стороны такая сделка была бы очень рискованной, считают эксперты. Экспортная экономика по-прежнему держится на долларе, а, значит, подавляющее большинство расчетов ведется именно в этой валюте. Использовать юани в экономике можно будет только для импорта китайских товаров, что делает экономику зависимой. Следует учитывать, что средства получает "Газпром", а, значит, компании придется теснее работать с Китаем – закупать их продукцию и, возможно, привлекать подрядчиков.
"Для меня было бы странно, если бы "Газпром" и Россия согласились на такие риски. Юани не могут использоваться для выплаты внешних обязательств, так как они тоже в долларах и евро. Самое главное: как в долгосрочной перспективе видится курс доллара по отношению к рублю, предсказать можно, а спрогнозировать, что будет с юанем, сложнее", - рассказал Алексей Кокин.