Аналитика


В России началась рецессия, а правительство и не думает о мобилизации экономики
Экономика | В России

Прогноз роста российской экономики официально ухудшился. Общий рост ВВП во втором квартале Росстат оценил в 0,8% при прогнозе в 1,1%. Минэкономики пришлось привести в соответствие с новыми цифрами и свои показатели: по данным последнего мониторинга, ведомство оценило прирост по итогам семи месяцев только в 0,7%, хотя еще в первом полугодии показатели были на одну десятую позитивнее. Несмотря ни на что, чиновники не признают фактическое наличие рецессии, хотя глава Минэкономики Алексей Улюкаев уже мягко подводит к этому выводу. В своей статье о механизмах обеспечения дополнительных расходов бюджета, он написал, что "состояние российской экономики балансирует между стагнацией и рецессией". Для того, чтобы экономика поднялась выше уровня "околонуля", он предложил увеличить дефицит бюджета, вызвав неоднозначную реакцию экспертов, которые предложили ведомству перейти от ведения статистики к мобилизации экономики.

Пришло то время, когда темпы роста российского ВВП исчисляется не процентами, а сотыми и десятыми. При общегодовом прогнозе меньше 1%, который, как можно вспомнить, в конце 2013 г. был куда более оптимистичным, Минэкономики месяц за месяцем продолжает считать "убытки". Так, по последним данным за июль ВВП сократился на 0,2%, поэтому полугодовой отчет с резюме "стране удалось избежать технической рецессии" уже неактуален. Стоит отметить, что тогда же ведомство Улюкаев сказало об отсутствии факторов роста, оживить экономику не в силах и пресловутые инвестиции, которые пошли на спад по итогам прошлого месяца, подводит и "сырьевая игла" – цены на нефть в последнее время снижаются.

Минэкономики подтверждает рецессию, хотя почему-то называет ее стагнацией. Мы в течение трех лет наблюдаем неуклонное снижение темпа роста экономики  это рецессионное явление, рассказал Накануне.RU д.э.н., профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН Олег Сухарев.

"Минэкономики планировало по 2014 г. инфляцию в 5%, в 2015 г. – 4,5% и 4% в 2016 г. Судя по всему, эти прогнозы тоже будут пересмотрены. Уже по июлю инфляция составила 7,5%, прогноз должен быть как минимум на уровне 6,5%. Я не могу представить, как наша страна может обеспечить инфляцию в 4% при существующей структуре российской экономики. Такая цель экономической политики контропродуктивна. Сначала Минэкономики ориентировалось на оценку темпа роста в 1-1,5 % теперь дает более реальную оценку около 0,5%- 0,7% роста ВВП. Рост будет примерно на таком уровне, худший сценарий – уход в минус. Но дело в том, что сама возня около процента не решает проблем. Когда-то у нас был рост 4,4% ВВП, по сравнению с ним 0,8% - мелочь. По расчетам Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук, для того, чтобы Россия конструктивно решала социальные проблемы, необходим минимальный темп около 3%, а лучше выше", - говорит Олег Сухарев.

Эксперты объясняют отсутствие в отчетах Минэкономики царапающего слух слова желанием не портить настроение политическому руководству. Поэтому правительственные отчеты давно не являются аргументом для аналитиков и бизнесменов. Цифры говорят сами за себя: в 2011 г. по итогам первого квартала рост ВВП был на уровне 5,5%, три года спустя – 0,8%. Это уже не стагнация, и не депрессивно-предкризисное состояние, а рецессия.

"Изначально нельзя было говорить, что темпы роста ВВП в текущем году будут 2,5-3%, все нормальные экономисты уже понимали, что идет мощнейшее затухание экономической активности. Статистическая ошибка в пределах трех раз нормальна для студентов-первокурсников экономического факультета лесотехнического колледжа, но не для высокопоставленных чиновников. Нам третий год подряд обещают рост инвестиций на 3-5%, а по факту только за первое полугодие мы имеем спад капитальных вложений на 2,5%. Шесть лет Центробанк говорит, что в российской экономике нет структурных дисбалансов, и проблемы с бегством капитала имеют краткосрочный конъюнктурный характер – только за первое полугодие 2014 г. утекло $ 75 млрд. Сейчас в Министерстве экономики очнулись и поняли, что будет не стагнация, а рецессия. Постепенно чиновники начали оглашать истины, о которых экономисты говорят давно. В конце года мы зафиксируем рецессию, вместе с тем рост промышленного производства, который Минэкономики оценивает в 0,5%, может быть даже больше – до 1%. Это результат оживления в низкопередельных сырьевых экспортных отраслях, которые завязаны на добывающей промышленности", - оценивает ситуацию независимый экономист Владислав Жуковский.

Минэкономики должно заниматься не высчитыванием десятых и сотых долей роста или падения ВВП, а планом мобилизации российской экономики в условиях долгосрочной тенденции "войны всех со всеми". Как рассказал Накануне.RU экс-замглавы Счетной палаты России, экономист Юрий Болодырев, нужно готовиться к продолжению санкционной войны объединенного Запада, включая Японию и, возможно, Южную Корею, против России.

"Санкционная война будет развиваться. В этих условиях вопрос десятых и сотых долей прироста и падения ВВП – глубоко второстепенен. На первый план выходит качество показателей, способность противостоять санкционной войне, способность не болтать об импортозамещении, а реализовать его. Министерство экономики должно стать министерством содержательной экономики, а не очковтирательства. Игра нашей власти в поддавки со скупщиками краденного и следовательно наша обязанность выплатить акционерам "ЮКОСа" более $50 млрд долларов ударяет по нашему бюджету существенно больнее, чем сотые и десятые доли падения ВВП. Соответственно, ударяет по нашему населению. Чиновники просто это не хотят показывать, и прикрывают играми в рост и падение ВВП", - рассказал он.

На вопрос, как обеспечить новый прилив сил в российскую экономику, попытался ответить сам Алексей Улюкаев. В недавно опубликованной статье он отметил, что стимулировать экономический рост можно за счет использования средств бюджета. Но где взять на это деньги, при условии, что распечатывать "кубышку" никто не собирается? Минфин видит решение в изменении налогового правила, Улюкаев категорически против и предлагает иной выход – увеличить предельный уровень расходов и направить средства на производственные статьи.

По его словам, казенные деньги необходимо направлять в секторы, максимально зависимые от государственных инвестиций: "Меняется и возрастает роль инновационного сектора экономики (машиностроение, связь, научные исследования и разработки, образование, здравоохранение), что связано с организацией импортозамещающих производств и локализацией выпуска ряда видов продукции. Эти высокотехнологичные производства способны сформировать дополнительный спрос на продукцию российских предприятий, придав импульс и стабильность существующему тренду роста".

Несмотря на внесение нового предложения, которое не вписывается в рамки фискальной политики, проводимой федералами в последние годы, Алексей Улюкаев все равно осторожничает. 2% от ВВП, которые он обозначил, как максимально возможный дефицит, не спасут экономику в том случае, если не будет налажен контроль за бюджетными ресурсами.

"Почему западные станы живут с дефицитом в 10% ВВП, а нам можно только 1-2%? У нас негативная экономическая конъюнктура, не хватает даже цены на нефть в $102 за баррель. Сейчас необходимо либо делать масштабную девальвацию и создавать скрытое импортозамещение, оставаясь в рамках ВТО, либо наращивать государственные инвестиции в экономику. С другой стороны, воровство в российском бюджете запредельно высокое и каждый третий рубль идет не по назначению, поэтому вместо инвестиций в экономику 1,5% ВВП – это почти триллион руб. – будет "списан" в утиль и выведен через оффшоры", - рассказал Накануне.RU Жуковский.

Сокращение расходов, но не фронтальное, когда все программы срезаются на одинаковый процент, а срезание "жировых прослоек" – еще один ресурс, предлагаемый Улюкаевым для высвобождения госинвестиций в экономику. Олег Сухарев предложение поддерживает и считает, что вкупе с увеличением дефицита, мера будет эффективна. "Алексей Улюкаев прав в том, что необходима оптимизация расходов и исключение непродуктивных направлений. Государственные инвестиции необходимо направлять на наиболее эффективные каналы их использования. Нужно оптимизировать бюджетные расходы с тем, чтобы направить средства на образование, экономику и инфраструктуру, тем самым обеспечив мультипликацию расходов без добавочной инфляции", - говорит эксперт.

Отметим, что к числу непроизводственных расходов можно отнести повышение зарплат чиновникам, которое происходит с завидной регулярностью (например, депутатам значительно прибавили жалование за счет монетизации льгот), а также вкачивание денег в нефтегазовые компании и госбанки. Правда, о том, что можно сократить именно эти расходы, Улюкаев не говорит.

Юрий Болдырев считает логику Алексея Улюкаева "совершенно недопустимой", по его мнению, в данной ситуации министр действует в интересах глобальных мировых ростовщиков. Он проводит аналогию с поведением председателя Центробанка России Сергея Дубинина, который так и не признался в главных причинах дефолта 1998 г.

"Вчера было аналогичное выступление Дубинина: вначале вроде человек о чем-то задумывается, как будто бы анализирует свои просчеты и ошибки, а потом, когда он описывает претенциозную ситуацию 1998 г., становится понятно, что все ставится с ног на голову. Он говорит не о последствиях преступления, связанного с раздутием пирамиды ГКО в интересах глобального ростовщика – об этом он говорит в последнюю очередь. Он говорит о стагнации и падении восточных рынках. Эти люди одной школы, они выдают черное за белое, переворачивают ситуацию с ног на голову, и говорят не о главном, а о глубоко второстепенном, подталкивая нас тем самым к тому, чтобы снова мы сдались в лапы глобальных ростовщиков. Главное, чем должно заниматься Министерство экономики (но под руководством таких, как Улюкаев, оно не может этим заниматься) - создание и разработка мобилизационных механизмов и критериев оценки развития экономики, но не по десятым и сотым долям прироста ВВП, в том числе спекулятивно достигаемого за счет увеличения дефицита бюджета и включения кредитов в доходы. Они должны заниматься созданием механизмов мобилизации экономики в новых условиях, прогнозируя длительное противостояние Западу. Вне зависимости от своего желания. Даже если бы они сегодня захотели сдаться, никто эту капитуляцию на приемлемых условиях не примет", - считает Болдырев.

"В России отсутствует национальная промышленная система, которая могла бы наращивать свое производство и создавать сильную внутреннюю экономику, независимую от внешних условий вроде цен на нефть, считает председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов. - И это в ситуации, когда цена на нефть пошла вниз, пусть не намного, но вниз. В такой ситуации вообще ничего не гарантировано, потому что абсолютная зависимость российской экономики от цен на нефть делает нас заложниками внешних рынков, где уже сейчас наращивание добычи нефти в США в совокупности с другими факторами может в любой день уронить цену на нефть и обрушить нашу экономику.

Требуется совершенно новое правительство – правительство развития, призванное восстановить национальную промышленную и хозяйственную систему в стране".



Алёна Ласкутова