Через несколько дней подойдет к концу самая масштабная избирательная кампания последнего десятилетия. Более, чем в 30 регионах страны предстоит избрать глав регионов, в том числе, трех уральских губернаторов. С учетом того, что тюменского главу выбирают также жители ХМАО и ЯНАО, фактически выборами будет охвачено пять из шести субъектов УрФО. Вопреки обыкновению и ожиданиям, избирательная повестка не входила в число топовых, события на Украине, санкции и связанные с этими темами события во многом затмили процессы выборов. Кроме того, по мнению экспертов, учитывая количество и качество кандидатов в губернаторы, практически везде результаты выборов понятны, даже парламентские партии отнюдь не везде выставили своих претендентов. "Выборы без выборов", вопреки ожиданиям после возвращения губернаторских выборов, становятся "одними из", однако можно отметить, что переформатирование губернаторского корпуса определенно идет на пользу регионам. Подробности - в материале Накануне.RU.
Фактически, все выборы, которые проходят в округе, оказались досрочными. Однако, если Олег Богомолов в Курганской области и не скрывал, что уйдет в отставку, и возглавлять Зауралье больше не намерен, в Челябинской области отставка Михаила Юревича оказалась неожиданной. Обсуждая ее, эксперты задним числом рассказывали, что "ее, конечно, ждали", но непосредственно процесс смены руководителя показал, что ждали ее "когда-то потом" и практически никто не ждал именно сейчас. Довольно неожиданной стало и пожелание тюменского лидера Владимира Якушева переизбраться досрочно, хотя задолго до этого обсуждалась "досрочка" "кого-то из" глав "тюменской матрешки", включающей также ХМАО и ЯНАО.
Благодаря тому факту, что персона главы региона осталась прежней, на политических процессах выборы губернатора в Тюменской области практически не отразились. Владимир Якушев как был, так и остался главой региона, хотя к должности добавилась приставка "врио", он продолжает открывать заводы и детские сады, встречаться с президентом, в такой форме демонстрируя своему избирателю, что за девять лет не утратил готовности к реализации масштабных проектов и имеет "наполеоновские" планы на развитие области.
В качестве оппонентов у Якушева оказались "дежурные" кандидаты от парламентских партий – лидер регионального отделения "Справедливой России" Владимир Пискайкин и депутат областной думы от ЛДПР Владимир Селюков. Коммунисты пошли на довольно рисковый шаг, пригласив принять участие в гонке свердловчанина, зампреда промышленного комитета Госдумы Павла Дорохина. Вряд ли это решение пошло на пользу местному КПРФ, поскольку кампания для многих превратилась в сериал с выяснением, была ли у кандидата погашенная судимость. В итоге, Дорохина вычеркнули из бюллетеней, а Якушев остался в нем в компании двух региональных парламентариев.
"Проценты его были незначительны. На явке (снятие Дорохина, - прим. Накануне.RU) может сказаться, но не на результате. Но с другой стороны, люди, которые хотели проголосовать за Дорохина, могут передумать и проголосовать за Якушева, потому что они все равно придут на выборы и будут голосовать. Частично голоса отдадут Якушеву, остальные могут "распылиться" и по другим кандидатам. Но в любом случае, у Дорохина электорат незначительный, и это распределение будет небольшим, часть же просто не придет на выборы", – высказал свое мнение Накануне.RU политолог Анатолий Гагарин.
"Он не успел обзавестись своими избирателями, не вел кампанию, которую проводят кандидаты на прямых конкурентных выборах. Те избиратели, которые симпатизируют коммунистам, в большинстве своем не знают даже его фамилии. На ход кампании, итоги это никак не повлияет, так же и про всех остальных кандидатов можно сказать, кроме действующего и.о. губернатора. Ничего удивительного и непредсказуемого на выборах не произойдет", – соглашается политолог Александр Пирогов в беседе с Накануне.RU.
В целом, выборы в Тюменской области вполне укладываются в термин, который получил большую популярность в последнее время, характеризуя большинство выборов в стране – выборы референдумного типа, на которых избиратели не голосуют за того или иного кандидата, а выражают вотум доверия или недоверия лидеру региона.
Несмотря на то, что основные претенденты на пост Челябинской и Курганской областей - люди для политики такого уровня новые, они тоже сумели получить кредит доверия жителей своих регионов, и выборы там проходят по тем же канонам.
Борис Дубровский приехал из Магнитогорска и быстро завоевал популярность среди южноуральцев. Обещание Путину, что он "давил и будет давить", вкупе с колоссальным рабочим темпом, работой практически без выходных и с полным отсутствием желания "красоваться на экране", сформировали за неполные восемь месяцев имидж "очень крепкого" руководителя, у которого фактически нет конкурентов.
"Кампания прошла, как все губернаторские кампании, которые идут сейчас. Это установка Кремля: придать легитимность, но не потерять управляемость. В ситуации конфронтации со всем миром это вполне естественно. Все основные проблемы региона – типа войн элит, которые его раздирали, из-за которых, кстати, ушел предыдущий губернатор, Михаил Юревич, – он решил. Кампания у нас накладывалась очень специфически на то, что у нас идет реформа МСУ – 1 тыс. 100 кандидатов в городе и 170 депутатов будет. Понятно, что это все своеобразно и жестко проходило. На уровне губернаторских выборов человек решил проблемы, человек предъявился, человек победил. Вопросов нет. Ни у кого сомнений не возникает", – анализирует кампанию челябинский политолог Андрей Лавров.
Оппоненты у Дубровского так же не были сопоставимы с ним по своим возможностям и, прежде всего, по тому, что они готовы были предложить. "Справедливая Россия" сразу отказалась от участия, коммунисты выставили руководителя фракции в заксобрании Константина Нациевского, от ЛДПР – выставлен координатор регионального отделения Виталий Пашин. Четвертым кандидатом стал юрист Владимир Брижанин, выдвинутый от партии "Города России".
"Какие там могут быть сложности, когда три противника у него. Притом один из них – коммунист, который кроме того, как ему было хорошо в СССР, ничего не написал. Другой – лдпровец, притом далеко не первый, который и сказать-то ничего не может. Единственным событием было то, что у него украли "Лексус". "По пьяни", вероятнее всего. А третий его конкурент сказал, что надо закрыть все заводы. За счет этого, вообще-то, город и живет. Всех, соответственно, сделать безработными - и все будет хорошо. Зато чистый воздух будет. Как и везде в России, это будут выборы референдумного типа. Других вариантов у нас нет. Это кремлевская идея ", – говорит Лавров.
Эксперт отмечает, что несмотря на то, что Дубровский – новый для политики человек, он не стал проводить "кадровую революцию", а ведет "очень мягкую" ротацию элит. По его словам, с приходом Дубровского к руководству регионом, появились "новые веяния". В частности, усилилась ориентация на Китай, который все более активно выстраивает экономические отношения с Россией. Кроме того, большие ожидания связаны со строительством огромного логистического центра, через который будет проходить до 2 млн тонн товаров в год против нынешних 30 тыс.
Завоевал авторитет среди своих "сограждан" и временный глава Курганской области Алексей Кокорин. От остальных кандидатов в губернаторы его отличает огромный опыт работы на муниципальном уровне – в отличие от работающего два срока губернатора Якушева и бывшего топ-менеджера ММК Дубровского, Кокорин почти два десятилетия возглавлял 77- тысячный Шадринск. Кокорин "сражается" с тремя оппонентами – кандидатом от КПРФ Иваном Евгеновым, ЛДПР-овцем Юрием Александровым и "Патриотом России" Игорем Рюминым.
"Долгое время обсуждалось, что современные кампании – референдумного типа. В данном случае курганская кампания не отличается от других – на Урале все кампании сделаны по такому типу. Реальной конкуренции нет. С другой стороны, некоторые говорили, что против Кокорина выставлен сильный соперник от КПРФ. Да, сильный, но, как мне кажется, ему нечего сказать. Со стороны же кажется как? Что Кокорин – эффективный руководитель. А коммунисты ничего не могут сказать такого, чтобы о них такой же вывод сделали",– отметил в беседе с Накануне.RU политолог Алексей Князев.
По мнению эксперта, в таких условиях, в какие были поставлены Кокорин и Дубровский, избирательная кампания начинается, фактически, с момента назначения. И вся дальнейшая работа должна быть направлена на создание впечатления о том, что человек вработался, видит проблемы и понимает, как их решать с "незамыленным" взглядом. В этом плане, муниципальная карьера Кокорина даже является преимуществом.
"Кампания Кокорина началась с его знаменитого выступления перед элитами. Там были собраны все чиновники, политики регионального уровня, главы, "единороссы". Очень четкое понимание проблем области было сформулировано на той встрече: и неэффективное управление, и системное отсутствие инвестиций, и то, что слишком мало времени уделялось формированию современной команды, которая может справиться с актуальными задачами. Впоследствии инвестиционный форум показал, что не все хорошо с подготовкой инвестиционных планов. Необходимо более предметно, более детально работать. А презентация в Китае была хорошим звоночком: видимо, учитывают ошибки. Думаю, что кампания прошла сложно. Но эта сложность была в том, что Кокорин – единственный губернатор, которого сделали таковым из руководителя муниципалитета. В основном ведь все – федеральные чиновники или представители бизнеса. Это уникальный фактор. Он близок к людям. Проблемы же решаются после выборов. Кредит доверия Кокорину велик", – считает Князев.
Вполне возможно, что в копилку рейтинга свою лепту внес также президент Владимир Путин, который в разной форме поддерживал уральских врио губернаторов. Так, в конце августа, Путин посетил чемпионат мира по дзюдо в Челябинске, а с Якушевым и Кокориным проводил личные встречи, выражая поддержку во всех начинаниях.
"Конечно, сегодня особое внимание уделяется команде национального лидера. Сразу человек, который вхож туда, становится лидером любой избирательной кампании. В данном случае это не только встречи. За ними – большая работа. Не каждый регион удостаивается внимания со стороны главы государства", – уверен Алексей Князев.
В целом, можно сказать, что несмотря на десятилетие "простоя", когда губернаторов не выбирали, в губернаторских кампаниях не ожидается ни ажиотажа, ни сюрпризов. Можно сказать, что идет плавное переформатирование системы, федеральный центр вводит в региональную политику новых игроков, "свежую кровь", которые имеют амбиции, взгляд со стороны и готовы к новым действиям и проектам. С другой стороны, определенно, ряд крупных финансовых групп расширяет свое влияние и способен форматировать более благоприятные условия для себя. Так, например, когда Дубровский возглавил Челябинскую область, многие эксперты припомнили, что он некоторое время трудился под началом Олега Сиенко на "Уралвагонзаводе", и большинство экспертов его оценивают, как "человека УВЗ". Якушев считается выходцем из команды Сергея Собянина.
До единого дня голосования остается четыре дня, однако президент после "перерыва на лето" отправил в отставку брянского губернатора. Формулировка достаточно жесткая – в связи с утратой доверия, однако она все чаще встречается при ротации губернаторов. В 2014 году около 20 регионов избирают своих губернаторов досрочно, а следующий год – последний перед федеральной кампанией по выборам в Госдуму. Судя по всему, нельзя исключать вариант, при котором Путин начинает волну отставок на следующий электоральный цикл.
Что касается УрФО, то оснований для дальнейшей ротации у руководителей регионов УрФО пока нет.
"2015 год покажет, в принципе. Там регионы развиваются, системных претензий я не вижу. Хотя, допустим, к Юревичу сильных претензий, которые копились бы много лет, тоже не было. Был конфликт с промышленниками, который привел к тому, что руководитель сменился раньше срока. Все может быть, но на нынешнюю дату ничего серьезного я не вижу", – размышляет Князев.
Михаил Лукашкин, Сергей Табаринцев-Романов