Аналитика


Какая нефть, такие и разговоры: подступы к "трудным" ресурсам завалены проблемами
Экономика | Ханты-Мансийский АО - Югра | Ямало-Ненецкий АО | Тюменская область | Уральский ФО | В России

Создание в Югре научного полигона "Баженовский" для изучения и освоения трудноизвлекаемых запасов самой насыщенной сланцевой свиты в России – едва ли не единственная хорошая новость совещания по ТРИЗам, прошедшего накануне в Ханты-Мансийске. Предполагается, что в перспективе сланцевая нефть заменит те объемы традиционной нефти, которые будут у нас сокращаться. Участники совещания пришли к выводу, что США своими действиями на Украине и в других частях планеты начали "перестройку мировой энергетической безопасности". В то время как в Штатах идет "нефтяная лихорадка", не кто-нибудь, а российский Минфин устроил нашим нефтяникам "план Барбаросса". Об этих и других проблемах отрасли - в материале Накануне.RU.

В то время, как в концертном зале "Югра-Классик" нефтяники Тюменской области под фанфары отмечали свой профессиональный праздник, в соседнем кабинете губернаторы, министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской, полпред президента в УрФО Игорь Холманских, опытнейшие эксперты отрасли и руководители предприятий ТЭКа разрабатывали маршруты подхода к скрытым в недрах богатствам. Главные препятствия: отсутствие экономического интереса со стороны компаний, дефицит собственных инноваций и техники и недостаток компетенций регионов. Рушить эти стены нужно немедленно: ТРИЗы – главный ресурс для увеличения добычи нефти.

Совещание на тему "Трудноизвлекаемые запасы Западной Сибири – новые экономические горизонты России" нигде, кроме как в Югре, пройти не могло. В автономном округе добывается 67% российской нефти, именно на его территории находится большая часть ТРИЗов страны, в том числе баженовская свита, месторождения которой занимают территорию в миллион квадратных километров. Промышленная добыча "трудной" нефти в России до сих пор не ведется, несмотря на ее огромные запасы - у нас  находится 40-50% мирового объема ТРИЗов. Сергей Донской, выступая на совещании, отметил, что извлекаемые запасы одного "бажена" оцениваются в 3 млрд т, а объемы ресурсов – 11 млрд т. Международные агентства дают еще более оптимистичные прогнозы: 20 млрд т извлекаемых запасов и 140 млрд т – ресурсы.

"Освоение запасов наращивается. В 2010 г. из отложений баженовской свиты было добыто 630 тыс. т нефти, в 2011 г. – 523 тыс. т, в 2012 г. 500 тыс. т, а в 2013 г. – уже 725 тыс. т. В настоящее время округу передано 67 лицензионных участков, в разрезе которых находится комплекс баженовской свиты", - рассказал он.

(2004)|Фото: Фото: Накануне.ru

По словам Донского, для эффективного освоения трудноизвлекаемых запасов нефти баженовских отложений необходимо проведение активной государственной политики, включая внедрение организационных и технологических инноваций.

Одной из таких инноваций стал полигон "Баженовский", который в Югре откроется в рамках соглашения, подписанного между правительством и Минприроды. Научно-исследовательская площадка предназначена для апробации технологий работы с ТРИЗами. Она расположилась в Сургутском районе, в 80 км от Ханты-Мансийска на территории перспективного Фроловского района нефтяной провинции "бажена". Это второй подобный полигон в России, при поддержке Минприроды и Роснедр такая же площадка создается в Томской области на базе лицензионного участка "Газпром нефти". Размер югорского полигона – 150 кв. м, он соседствует с лицензионными участками "Газпром нефти", "Сургетнефтегаза" и французской Total. Как рассказал руководитель Научно-аналитического центра рационального недропользования Александр Шпильман, в проект до 2020 г. будет инвестировано 4,5 млрд руб.

"Это первый, самый дорогостоящий этап: сейсморазведка, бурение скважин. Постепенно свои технологии и инвестиции будут вкладывать и компании", - пояснил он, отметив, что "бажен" – это и место для проведения НИОКРов. Собственные разработки отечественным нефтяникам необходимы не только из-за пресловутых западных санкций, дело в том, что "передовые" северо-американские технологии добычи сланцевой нефти дают низкий процент нефтеотдачи – не больше 6-7%, из-за чего почти полные скважины приходится консервировать. На данном этапе в баженовской свите уже пробурено больше 140 скважин (в том числе горизонтальных), накопленная добыча которых 7 млн т, но практически все они работают на истощение, создать систему поддержания давления в них невозможно.

"Полигон позволит сохранить лидирующие позиции Югры и России по добыче нефти. Создание полигона позволит сформировать и опробовать модели ускоренного освоения ТРИЗов на научной образовательно-производственной базе организаций ХМАО и распространить на другие регионы страны. Мы наладим процесс внедрения инновационной продукции и технологий, что особенно важно при введении различных санкций", - подчеркнул на совещании Сергей Донской.

В пользу ускоренного освоения говорят цифры: запасы всей традиционной нефти России оцениваются в 17 млрд т. По словам гендиректора Всероссийского научно-исследовательского геологического нефтяного института Алексея Варламова, ее запасы будут сокращаться.

"В перспективе сланцевая нефть заменит те объемы традиционной нефти, которые будут у нас сокращаться. В мире технологии создания искусственной системы поддержания давления в пласте позволили подойти к добыче сланцевой нефти. Нетрадиционных жидких углеводородов добывается уже 280 млн т., по прогнозу до 2030 г. этот объем удвоится. Россия занимает незаметную долю в общей добыче. Реальный шаг по изменению ситуации – открытие полигона", – сказал он.

Извлекаемые запасы участка полигона составляют порядка 2 млн т., рассказала губернатор Югры Наталья Комарова. По ее словам, главная ценность - не в объемах добычи, а в том, что на участке можно будет опробовать современные технологии добычи. С этим согласились представители фонда "Сколково", также принявшие участие в совещании.

"Развитие испытательных полигонов, для стартапов, проведение испытаний на полигонах и в реальных условиях необходимо для доказательства технологий и получения статистической базы. Это самая главная предпосылка для того, чтобы прийти в нефтяные компании и предложить технологии. В ряде других стран такие полигоны активно развиваются, среди них Норвегия, которая реализует масштабный проект, полигоны внедряет департамент энергетики США", - сказал вице-президент фонда "Сколково" Николай Грачев.

Без упоминания США не прошло ни одно выступление. Наталья Комарова назвала действия политического оппонента России попыткой перекроить архитектуру мировой энергетической безопасности.

"Мы видим попытку выдвинуть вперед отдельные страны в ущерб другим. Выводы подтверждает доклад Международного энергетического агентства, в котором есть прогноз, что к 2020 г. на США будет приходиться 20% мирового предложения нефтепродуктов. За счет удержания 88% мировой добычи сланцевой нефти США войдет в круг стран-экспортеров нефти. Эксперты агентства прямо указывают, что укрепление Америки будет происходить на фоне ограничения в доступе к инвестициям и технологиям действующих лидеров нефтяного рынка. Собственно, за примером далеко ходить не надо. И антироссийские секторальные санкции являются частью такой стратегии циничного сдерживания", - эмоционально выступила Наталья Комарова.

В Югре работает большое количество зарубежных предприятий ТЭКа, этот как нефтяные компании, осваивающие российские недра в сотрудничестве с отечественными гигантами, так и "дочки" зарубежных нефтесервисных корпораций. Последний Наталья Комарова особенно не жалует, неоднократно она обвиняла их в захвате рынка, на котором теперь не может развиваться российский сервис. Наталья Комарова отметила, что с западными партнерами, такими, как Exxon Mobil, Shell, Тotal, работа будет продолжаться, по ее словам, "язык технологического диктата" в сегодняшней ситуации неприемлем.

Накануне.ru(2009)|Фото: Фото: Накануне.RU

"Мы способны отделить сомнительную политику от честного бизнеса и предлагаем честный бизнес для добросовестных партнеров. Межведомственное и межрегиональное партнерство по увеличению разработки ТРИЗов, в соответствии с национальными программами, должно строиться на согласованных действиях, основа которых – поддержка отечественных производителей, стимулирование применения инноваций", - сказала Комарова.

Стимулирование интереса недропользователей, готовых разрабатывать ТРИЗ – одна из основных тем, затронутых участниками совещания. Губернатор ХМАО на правах хозяйки предложила разработать стратегию ввода таких месторождений в эксплуатацию в рамках отдельного нацпроекта. Для этого необходимо разработать стратегию, и задействовать в ее реализации все ключевые федеральные ведомства, сказал она.

"Со своей страны мы, каждый из регионов, готовы взять на себя соответствующий участок работы. Например, в Югре сосредоточить компетенции, связанные с разработкой, разведкой добычей и переработкой нефти, научным сопровождением этих процессов. Для этого мы сегодня сосредоточили ресурсы своих компаний. В этом направлении работают наши ключевые предприятия. Например, "Сургутнефтегаз" провел более 200 мероприятий по современным технологическим процессам, новому оборудованию с эффектом более 10 млрд руб. Сервисные компании готовы обеспечить большой объем инновационных работ. Но это нуждается в мерах государственной поддержки: это производство современной буровой техники, материалов и комплектующих, необходимых для освоения трудноизвлекаемых запасов нефти", - сказала губернатор ХМАО и добавила, что конкретные меры уже проработаны на заседаниях Ассоциации нефтегазосервисных компаний и Союза нефтегазопромышленников России.

Все, что осталось регионам – отсылать депеши федералам, на отсутствие инструментов поддержки нефтяных компаний жаловались как главы регионов УрФО, так и эксперты. Исполняющий обязанности главы Тюменской области Владимир Якушев отметил, что начать добычу нефти в Тюменской области удалось благодаря преференциям, которые регион предоставил недропользователям. В начале 200-х юг области для них был крайне непривлекателен: месторождения мелкие и средние, расположены они среди болот, до которых не проложено ни одной дороги. В начале 2000 г. в области добывалось около 200 тыс. т нефти, и нарастить ее, дав жизнь Уватскому проекту, удалось только после изменения тактики работы с компаниями.

совещание ТРИЗ, Комарова, Якушев, Кобылкин|Фото: правительство ЯНАО

"Мы разработали системы бюджетного налогового стимулирования и административной поддержки. С 2004 г. совместно с недропользователями начали вкладывать деньги в развитие инфраструктуры. За десятилетний период (2004-2013 гг.) добыча нефти в Тюменской области увеличилась в восемь раз: в 2004 г. мы добывали 1,3 млн т., в 2013 г. – уже 9,6 млн т нефти. В 2014 г. планируется перевалить за планку 10 млн т", - рассказал Якушев.

Помощь недропользователям от правительства составила 95 млрд руб., бюджетный эффект – 500 млрд руб.

"Когда НДПИ стал федеральным налогом (его статус изменился в 2005 г., - прим Накануне.RU), у регионов не осталось ресурсов для стимулирования интереса нефтяников к проектам. Мы могли бы с гораздо меньшими проволочками реализовывать проекты", - сказал Владимир Якушев.

При этом, поддержка компаниям необходима на самом рисковом первом этапе разведки месторождений, на который приходится порядка 60% всех инвестиций. Якушев предложил рассмотреть работу в рамках государственно-частного партнерства.

Глава Тюменской области отметил, что экономику проекта помогают выстроить льготы по НДПИ, но, как справедливо заметил его коллега, губернатор Ямала Дмитрий Кобылкин, они применимы далеко не для всех проектов. К ТРИЗам на Ямале относится 2,4 млрд т запасов, это 56% от общего объема. Трудноизвлекаемая нефть на Ямале в различных объёмах присутствует в 124 из 162 нефтяных месторождениях.

"Принятые в Налоговом кодексе РФ нормы ограничивают меры стимулирования добычи. Они не распространяются на месторождения с выработанностью запасов более 1%. Таким образом, эти нормы практически исключают экономически эффективную добычу "трудной" нефти на поздних стадиях освоения месторождения. На территории ЯНАО практически все месторождения с трудноизвлекаемыми запасами эксплуатируются больше 13 лет и характеризуются высокой степенью выработанности - от 50% до 80%. Поэтому объемы нефти, подлежащие льготной системе налогообложения, сокращаются в два раза", - сказал Дмитрий Кобылкин.

Восточно-Мессояхское, Западно-Мессояхское, Русское, Уренгойское – за счет этих месторождений ТРИЗов можно увеличить добычу в регионе в два раза. Другой альтернативы для Ямала нет. Поэтому губернатор предложил законодателям рассмотреть другой подход к налогообложению и обеспечить эффективную добычу нефти на протяжении всего жизненного цикла месторождений.

Пару "комплиментов" российской налоговой системе и тем, кто влияет на ее формирование, сделал генеральный директор "Газпром нефти" Александр Дюков. Стоит отметить, что из руководителей добывающих компаний на заседании присутствовал только он и его коллега из Югры – глава "Сургутнефтегаза" Владимир Богданов. Последний от роли докладчика воздержался. 63% запасов "Газпром нефти" относятся к трудноизвлекаемым, экономически рентабельными компания считает только 8% из них, суммарные запасы месторождений, на которых ведется работа – 20 млн т.

(2004)|Фото: Фото: Накануне.ru

"Если в Северной Америке скважины "пекут", как пирожки, то для нас каждая скважина – это если и не ручная работа, то работа, которая требует особенного внимания. У нас есть возможности по снижению стоимости строительства инфраструктуры где-то на 20%, это снизит стоимость добычи и позволит вовлечь в разработку еще 8-10% запасов, которые сейчас нерентабельны. Но и в этом случае остается еще 45% ( порядка 700 млн т) от наших запасов, дальнейшее извлечение которых будет возможно только за счет расширения перечня льготируемых ТРИЗ", - сказал Дюков.

Дюков предложил расширить перечень параметров, по которым можно предоставить льготы: качество нефти, свойства коллектора и его отдельных участков, определенные вычеты по НДПИ должны получать и компании, использующие третичные методы (используются для повышения нефтеотдачи при добыче сланцевой нефти), считает гендиректор "Газпром нефти". Он акцентировал внимание, что компании Западной Сибири благодаря непрозрачным схемам подсчетов льгот по НДПИ, попали в невыгодное положение: несмотря на большие траты, ставка по налогу у них выше, чем у коллег из Поволжья.

"В прошлом году был внезапно совершен налоговый маневр - план "Барбаросса" – Минфин ни с кем не посоветовавшись, продавил его, в результате создал ряд диспропорций. Одна из них привела к тому, что и так высокая налоговая нагрузка в Западной Сибири стала еще больше. Как результат, в 2013 г.рост темпов эксплуатационного бурения в Запсибе был около нуля. Для того, чтобы нам просто поддерживать добычу на существующем уровне, каждый год нам нужно увеличивать бурение на 7-10%. Нужно выровнять экономические условия добычи в Западной Сибири и Поволжье и дать компаниям льготы или преференции по применению третичных методов. Оптимальная альтернатива – переход на НДД или к НФР", - сказал Дюков.

Говоря о задачах отрасли в условиях секторальных санкций, Дюков отметил готовность предприятия к наращиванию усилий по технологическому укреплению.

"Для того, чтобы нам быть готовыми к полномасштабной работе с "баженами", нам, конечно, в ближайшие годы нужно будет серьезно увеличить парк тяжелых буровых станков, установок и флота для гидроразрыва. В данном случае, если говорить о нашей промышленности, у нас в запасе есть 2-3 года и, я думаю, это не будет проблемой. Мы с этой задачей совместно с нашими нефтесервисными компаниями, с нашей промышленностью, справимся", - резюмировал Александр Дюков.

Работу с ТРИЗами должны вести регионы, так как рассматривать нужно не месторождение в целом, а каждую отдельную скважину. Так сейчас происходит в США, где бьют все рекорды по темпам бурения, рассказал председатель совета союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник. И, несмотря на значительные сдвиги в российском ТЭКе, если оставить без решения такие системные проблемы, как бурение и производство собственного оборудования, страна может потерять позиции мирового лидера.

(2004)|Фото: Фото: Накануне.ru

"У нас много ресурсов, но нет запасов, которые экономически можно взять. Их очень мало, катастрофически (…) Можно об этом целую конференцию проводить. Потому что если вы обратитесь к бизнесу, с ним нужно говорить не о ресурсах и перспективах, а о том, чем жить сейчас", - остро обозначил проблему Шафраник.

"У США началась натуральная нефтяная лихорадка. Это капитальный конкурент для нас и он сделает все мыслимое и немыслимое, чтобы осадить нас. На Ближнем Востоке происходит все том же ключе, Саудовская Аравия включилась в борьбу", - сказал он.

Шафраник привел неутешительные цифры: США бурит 110 млн м в год, Россия же вышла на неплохие для себя показатели в 22 млн м, но по итогам первого полугодия 2014 г. темпы начали снижаться. Надо учитывать, что Америка опережает нас не только по скорости геологоразведки, в Штатах намного короче срок предоставления разрешения на разработку скважины. В Техасе он порядка 4 дней, у нас – полгода.

Другая проблема – собственное оборудование, текущий парк техники ТЭКа может выйти из строя через пять лет, а тем временем выпуск буровых установок практически свернут, а если компании и закупают новую технику – то предпочитают обращаться за ней к иностранным производителям.

"Мы за последнюю пятилетку Советского Союза получили 1100 буровых установок, за 20 лет по 2012 г. мы получили 400 буровых, причем, половина не наши. "Уралмаш" делал 300 буровых установок, а сейчас выпускает 25-30 максимум. И качество неплохое, но для девяностых, а не в нашем случае, когда надо бурить скважины высокими темпами", - сказал Шафраник, заметив, что санкции не позволяют размышлять об импортозамещении, пора приступать к выпуску техники.

Сергей Донской, министр природных ресурсов|Фото: Накануне.RU

Государственная программа по воспроизводству минерально-сырьевых ресурсов все же может появиться. Сергей Донской под закат совещания рассказал, что правительство приступило к ее разработке.

"Программа должна увязать все задачи: проблемы бурения, воспроизводства, стимулирования недропользователей, совершенствование методической базы – в программе будет все реализовано. И министерство природных ресурсов готово возглавить этот процесс", - сказал Донской. По его словам, концепция документа обсуждалась на заседании правительства, когда появится его окончательный вариант или проект, он не уточнил.

Круг проблем, очерченный в Ханты-Мансийске, широкий, но у каждой из них есть понятное решение. Если о том, кому и в каких размерах необходимо предоставлять льготы, еще и можно поспорить, то аргументов против импортозамещения техники и технологий и наращивания темпов разведочного бурения точно нет. В последние годы за любыми изменениями в ТЭКе стоит конкретный лоббист, определенных успехов в этом добилась и глава Югры Наталья Комарова. И с большой долей вероятности исполнение протокольных поручений будет зависеть от того, за чьей подписью они уйдут в приемную президента



Алёна Ласкутова