Третья по объему пассажирских перевозок российская авиакомпания попала в долговую яму, финансовым положением авиакомпании озаботилась Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), а источники в правительстве говорят о разработке "плана спасения" компании. Он заключается в предоставлении югорскому перевозчику госгарантий. Другой вариант – передача "ЮТэйра" под управление "Аэрофлота", что чревато сокращением количества региональных маршрутов. Эксперты ставят под сомнение возможность реализации последнего сценария, так как авиакомпания частная и без согласия собственника вручить ее "Аэрофлоту" нельзя. Несмотря на это, волнения из-за угрозы отмены социально-значимых, но неприбыльных маршрутов, уже начались. В то время, как одни уверены, что компания сможет самостоятельно справиться с финансовыми трудностями, другие видят в "дефолте" "ЮТэйра" "первую ласточку" кризиса, который может накрыть всю отрасль. Падение пассажиропотока и ухудшение показателей операционной деятельности происходит вместе с наращиванием долгов перед западными поставщиками самолетов. При отсутствии государственной программы поддержки гражданской авиации это ставит под угрозу не только финансовое благополучие компаний, но и национальную безопасность.
О проблемах "Ютэйра" стало известно еще летом, когда профсоюзы авиаторов рассказали о массовых сокращениях сотрудников. Но масштабы проблем оказались настолько велики, что потребовалось вмешательство правительства. С иностранными контрагентами расчеты осуществляются в долларах, а прибыль авиакомпания получает в рублях. Разница, потерянная при конвертации, вылилась в локальный финансовый кризис перевозчика, говорят о причинах проблем авиакомпании источники.
Заместитель генерального директора инвестиционной компании "Регион" Анатолий Ходоровский объясняет, что для всех российских авиакомпаний настали не самые лучшие времена. Негативно на операционную деятельность влияет падение покупательской способности, необходимость облета Украины, причем на популярных туристических маршрутах, и еще целый ряд факторов. Более глобальная проблема заключается в том, что многие авиакомпании продолжительный период времени интенсивно наращивали производственные мощности, что привело к существенному росту долговой нагрузки.
"Встает вопрос, что с этим делать. Поэтому Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта обратилась в правительство с предложением предоставить системообразующим авиакомпаниям государственные гарантии, что существенно облегчит возможности рефинансирования. Долговая нагрузка у авиакомпаний достаточно значимая, в том числе и у "ЮТэйр". Но я уверен, что решить проблему с ее реструктуризацией авиакомпания сможет, для этого уже принята программа "Импульс", которая должна оптимизировать издержки. Все разговоры об остановке операционной деятельности "ЮТэйра" являются ничем иным, как спекуляциями", - рассказал он Накануне.RU.
Информационный ажиотаж вокруг возможного прекращения работы компании заставил выступить с официальным заявлением председателя совета директоров аэропорта "Внуково" Виталия Ванцева, который отметил, что транспортный узел не собирается останавливать полеты "ЮТэйра".
"Авиакомпания "ЮТэйр" является базовой авиакомпанией для аэропорта Внуково. Нас связывают дружеские и партнёрские отношения с почти полувековой историей. Мы вместе переживали все взлёты и падения. "ЮТэйр" оставалась с нами даже в те моменты, когда в нашем аэропорту проходило тотальное строительство: возводился новый аэровокзальный комплекс, велась реконструкция аэродрома, взлетно-посадочных полос и когда приходилось совершать полеты с одной укороченной полосы. Мы сделаем все от нас зависящее, чтобы отношения с авиакомпанией и дальше развивались в партнерском ключе и авиакомпания "ЮТэйр" продолжала полёты из аэропорта Внуково", - сказал он.
Федеральные СМИ со ссылкой на источники в правительстве утверждают: ситуация настолько критична, что обсуждается вариант передачи компании под управление "Аэрофлота". Ведущий российский авиаперевозчик (который, кстати, тоже испытывает проблемы с грузопотоком, в 2014 г. на международных линиях он упал на 5%) ориентирован на прибыльные маршруты, внутри регионов компания в основном выполняет рейсы из аэропортов Москвы. А у "ЮТэйра" пассажиропоток в 9,6 млн человек образуется за счет разветвленной сети перевозок внутри страны и даже внутри отдельных регионов.
Бывший заместитель министра гражданской авиации СССР Алексей Горяшко отмечает, что проблеме региональных перевозок уже больше 20 лет, и до сих пор она не решена. Из 1 тыс. 350 региональных аэропортов и аэродромов, которые работали в СССР, сейчас выполняют свои функции только 300. Невелико и количество авиакомпаний, готовых обслужить региональные маршруты.
"Сокращать региональные перевозки для того, чтобы спасти авиакомпанию – не тот путь, который приведет к положительному результату. У нас 60% территории России не имеют железных и шоссейных дорог, там нужна авиация, поэтому спасать "ЮТэйр" необходимо. Давно говорилось о том, что нужно создавать российские лизинговые предприятия, чтобы наши авиакомпании покупали самолеты отечественного производства и платили деньги в российский бюджет. Но пока никто не обсуждает эту меру. В нынешней ситуации остается одно – спасать компанию за счет страдающего бюджета", - рассказал Накануне.RU Алексей Горяшко.
В этом году работу прекратили несколько российских авиакомпаний, но "ЮТэйр" повторить их судьбу не может, говорит член Общественного совета Ространснадзора и Росавиации Олег Смирнов.
"Компанию нельзя закрывать, потому что она взяла на себя большую социальную нагрузку. Она больше, чем кто-либо другой, перевозит пассажиров внутри регионов и между ними. Прекратить это - значит ударить по возможности свободного передвижения жителей по территории России. Это особенно болезненно для Сибири и Дальнего Востока, где железных дорог нет, только авиация. Но нужно понимать, что "Аэрофлот" не просто припишет компанию, он обязательно "приведет в порядок" воздушные линии – закроет неокупаемые и невыгодные направления и оставит те, где есть крутой навар. В итоге мы опять сужаем и без того нищее поле региональной авиации", – поделился с Накануне.RU своим мнением Олег Смирнов.
Основные аэропорты базирования компании - Тюмень (Рощино), Сургут, Москва (Внуково) и Уфа. Контролирующим акционером "ЮТэйра" является НПФ "Сургутнефтегаз", которому принадлежит больше 70% акций компании. Поэтому государство не может решить судьбу авиакомпании, а собственник перевозчика, рассказали собеседники Накануне.RU, не собирается отдавать бразды правления в руки "Аэрофлота".
"У авиакомпании "ЮТэйр" есть собственник, и только он может принять решение о том, чтобы нанять управляющую компанию для управления активом. Насколько я знаю, собственник такого решения не принимал и, я думаю, принимать не будет. Кто может передать частную компанию под управление другой компании с госучастием? На мой взгляд, это часть информационной войны", - говорит Ходоровский.
Другой вариант – предоставление авиакомпании государственных гарантий для выплат кредитов. Отметим, что АЭВТ просила гарантий для всех крупнейших перевозчиков – "Аэрофлота", "Ютэйр", S7 и "Трансаэро". Однако для выделения государственных денег есть правовые препятствия – такие расходы не предусмотрены в законе о бюджете. Госгарантии предусматривают наличие статьи о том, что средства из федерального бюджета могут выделяться авиакомпаниям. Пока же никто не внес таких поправок.
Эксперты предлагают перейти от частного к общему и задуматься не о поддержке одной компании, а о том, как поднять отрасль в целом: создать такие условия, чтобы авиакомпании не зависели от выплат по кредитам за иностранные самолеты, а регионы не страдали из-за монополии на внутрироссийские рейсы одного перевозчика.
"Ютэйр" на протяжении последних лет активно пополняет парк воздушных судов: компания заключила контракт на 20 самолетов Airbus A321 с поставкой в 2013-2016 гг., ранее в 2011 г. был заключен контракт на 20 самолетов ATR 72-500. По программе обновления на протяжении 2014 г. в парк поступит парк поступит 22 новых самолета, среди которых 8 самолетов Airbus 321, 6 Sukhoi Superjet 100, 8 Boeing 737. Парк гражданских судов северной авиакомпании, как и большинства других, состоит в основном из иностранных судов. Россия потеряла титул великой самолетной державы в 1990-х годах. Предводитель либералов, бывший заместитель председателя правительства Егор Гайдар задал курс на ликвидацию отечественного авиастроения, линию продолжил бывший министр промышленности Виктор Христенко, свернувший производство отечественных Ил-96. Постепенно вся гражданская авиация стала зависеть от Airbus и Boeing.
"Генеральная линия, объявлена президентом – импортозамещение. Он дал команду по всем видам промышленности, в том числе и по гражданской авиации. Но министры не знают, что предложить – гражданская авиация разрушена. Мы не можем уйти от глобализации, в авиации она особенно важна, и поэтому мы должны какие-то детали делать совместно с Западом. Boeing – американская компания, но самолеты делает полмира, такая же ситуация и с Airbus. Нужно запускать совместное производство. Если завтра санкции коснутся самолетов, то мы с вами пересядем на оленьи упряжки", - говорит Олег Смирнов.
Отдельное направление – строительство российских ближнемагистральных самолетов. По оценкам экспертов, региональные суда прежнего поколения полностью отлетают свой ресурс через пять-семь лет. Пока отечественные авиастроители для внутрироссийских полетов спроектировали Superjet 100, также есть перспективный проект "Иркут МС-21", нельзя забывать и о работе над среднемагистральным Ту-214.
Для импортозамещения необходимо восстанавливать не только авиастроительные заводы и линии выпуска комплектующих, но и систему обучения пилотов: в советское время штат составлял 60 тыс. человек, а сейчас 15 тыс., но и это количество пилотных мест частично замещается иностранными летчиками.