Аналитика


"Национализация" нефтесервиса зашла не туда: "Евразия" поделится буровыми с Schlumberger
Экономика | Ханты-Мансийский АО - Югра | Ямало-Ненецкий АО | Тюменская область | Уральский ФО | В России

В то время как в России идет обсуждение консолидации отечественных нефтесервисных активов для развития отрасли, которая сейчас целиком зависит от иностранных технологий и оборудования, франко-американская компания Schlumberger получает солидную долю одной из главных российских буровых компаний. Сегодня корпорация объявила о приобретении 45,6% акций Eurasia Drilling Company  (буровой компании "Евразия"), на долю которой приходится порядка 30% российского рынка. Иностранцы таким образом пытаются компенсировать мировое падение цен на нефть, а также обезопасить себя от очередной волны санкций и запрета на работу в России. Eurasia Drilling обеспечивает себе доступ к технологиям, трансферт которых находится под запретом из-за санкций, и может рассчитывать на новые контракты, считают эксперты. Однако отказываться от развития отечественного нефтесервиса не стоит.

Eurasia Drilling Company – не просто крупный, а крупнейший игрок на рынке бурения в России. На ее долю приходится 29%. Как следует из информации на сайте компании, на конец 2013 г. основными акционерами с долей владения более 10% являлись председатель совета директоров компании Александр Джапаридзе (30,2% акций) и бывший президент "Роснефти" Александр Путилов (22,4%). "Евразия" – проект Джапаридзе, изначально компания являлась буровым подразделением ЛУКОЙЛа, и "отпочковалась", когда нефтяники поочередно стали убирать сервисные активы. Джапаридзе выкупил актив у ЛУКОЙЛа в 2004 г. за $130 млн и уже через три года Eurasia Drilling была оценена инвесторами в $3,4 млрд.

Отметим, что Schlumberger косвенно приложила руку к появлению "Евразии": Джапаридзе купил компанию на деньги, вырученные от продажи "Петроальянса" все тем же французам. Теперь один из основных подрядчиков в массовом сегменте рынка сервисных услуг при строительстве нефтегазовых скважин в России входит в группу Schlumberger.

Акции компании торгуются на Лондонской бирже, и покупка Schlumberger пакета в 45,6% фактически сделает французский концерн главным акционером. Но, как сегодня сообщила компания Eurasia Drilling, Джапаридзе и Путилов планируют выкупить все акции на рынке с премией в 81% к цене закрытия торгов 19 января. И после того, как компания станет частной, Schlumberger выкупит свою долю. Это право компания может реализовать через три года после закрытия текущей сделки. Уже сегодня после информации о подготовке соглашения цена акций взлетела на 72%. "Евразия" и Schlumberger сотрудничают с 2011 г., французы являются основным партнером и субподрядчиком компании. При этом, несмотря на санкции, совместная работа в течение 2014 г. не прекращалась, хотя, например Halliburton прекратил работать с "Газпром бурением" сразу после попадания в санкционный список владельца компании Аркадия Ротенберга. "Соглашение расширяет успешное долгосрочное сотрудничество между двумя компаниями в рамках стратегического альянса, подписанного в 2011 г.", - сообщила сегодня французская сторона, добавив, что сделка может быть завершена в первом квартале 2015 г.

Schlumberger понимает, что российский рынок нефтесервиса был и остается перспективным, поэтому ищет способ не только сохранить, но и расширить свое присутствие, говорит содиректор аналитического отдела "Инвесткафе" Григорий Бирг. Также побудить французов к приобретению акций российской компании могла ситуация на мировом рынке нефти.

"Schlumberger работает по всему миру, из-за снижения цен произошел спад активности по тем направлениям, которыми занимается компания. Покупка новых активов – это способ снизить влияние глобального снижения цен на деятельность компании. Сейчас многие нефтяные компании пытаются развивать свой нефтесервис, но мы пока не можем обойтись без иностранных технологий и экспертов. Кроме того, и российские и зарубежные предприятия говорили о том, что санкции невыгодны никому из них. Я считаю, что покупка доли в этом плане – событие позитивное", - рассказал он Накануне.RU.

Пока ЕС и США окончательно не прекратят экономическую войну, контракты Eurasia Drilling будут находиться под угрозой. Несмотря на то, что компания не закупает оборудование в США и Европе (в арсенале китайское и отечественное оборудование), выполняя работу по строительству скважин, она работает с генподрядчиками из разных стран – у компании нет всех необходимых компетенций. Зато ими обладает Schlumberger

"Сделка знаковая. Она отражает понимание компании Shlumberger, что ей будет достаточно тяжело сохранить свои позиции на российском рынке. Санкционное давление будет только нарастать. Уже наложены ограничения на поставку оборудования для работы по трудноизвлекаемой нефти и по шельфу. Не секрет, что у нас треть рынка контролируется иностранными сервисными компаниям, Shlumberger один из лидеров этого рынка. Их работу пока никто не ограничивает, но я убежден, что это вопрос времени. Иностранные компании тоже задумались, как поступить в этой ситуации? Терять бизнес на российской территории им не хочется, поэтому Shlumberger думает, как бизнес сохранить. Один из вариантов – попытаться свои активы перевести в серую зону. Это связано с большими рисками, потому что в Америке регулятор очень жесткий, начнутся расследования и можно "попасть" на многомиллиардные штрафы. Другой вариант – открыто покупать активы российских компаний, что разрешается", – рассказал Накануне.RU директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Некоторые иностранные компании выбирают третий путь – продают свои активы в России. Так, напомним, поступила нефтесервисная Weatherford, уступив сервисный блок "Роснефти" за $500 млн.

У Shlumberger не будет контрольного пакета и в разрушении "Евразии" компания явно не заинтересована. Для российской стороны есть риски иного порядка. ЕС и США могут прибегнуть к еще одному экономическому инструменту – запрет на инвестирование в российские активы, однако иностранные акционеры продолжат получать дивиденды. В таком случае сотрудничество может стать невыгодным. Но все зависит от формы взаимодействия, которую определят компании.

"Не исключено, что какие-то технологии будут переданы в Eurasia Drilling , чтобы потом не попасть под санкционные запреты. В прошлом году рост добычи нефти был символический и сейчас одна из главных задач для нас – это добыча трудноизвлекаемой нефти в Западной Сибири, а там без качественного сервиса не обойтись. И то, что западная компания борется за наш рынок и пытается играть на опережение – это хорошая новость", - считает Симонов.

После санкций против российского ТЭКа российские власти и добытчики осознали, что отказ от развития сервисного бизнеса был ошибкой. В том числе, заявляла об этом и губернатор главного нефтедобывающего региона России - ХМАО - Наталья Комарова. И теперь вместо того, чтобы развивать это направление, его нужно буквально воссоздавать с нуля. В это время добыча нефти в основных регионах уже показывает символический рост и нет времени ждать, когда заработает Национальная инжиниринговая нефтесервисная компания, нефтяники закупят бурильные установки, а государство увеличит субсидии на разведку.

"Свои технологии развивать, безусловно, надо. Но если у нас сейчас их нет, то быстро мы их не создадим. Поскольку добыча может начать падать в ближайшее время, нам нужно проявлять определенную гибкость в отношениях с западными партнерами. Поэтому, думаю, что Eurasia Drilling двигается в правильном направлении", - объясняет Симонов.



Алёна Ласкутова