Аналитика


Титановая "национализация": бывший украинский поставщик сырья для "ВСМПО-Ависмы" обрел московских собственников
Экономика | Свердловская область | Приволжский ФО | Уральский ФО | В России | В бывшем СССР | Республика Крым

Основной поставщик сырья для мирового лидера по производству титана – уральской корпорации "ВСМПО-Ависма" – сменил прописку. Полностью зависимый от иностранного сырья гигант получал титановую руду с двух украинских ГОКов, которыми владеет "Крымский титан" украинского олигарха Дмитрия Фирташа. В 2014 г. на предприятии были серьезные волнения: после воссоединения с Крымом новые киевские власти попытались оставить у себя актив, в дело вмешался Игорь Коломойский, но олигарх Фирташ расставаться с активом не захотел. Впрочем, не отдал он добывающую компанию и госсовету Крыма, который готов был национализировать "Титан", находившийся под угрозой закрытия из-за рейдерских войн. В итоге владельцем завода стала... Москва. Де-юре бессрочным арендатором производственных мощностей является столичное ООО "Титановые инвестиции". Де-факто контроль сохраняет Фирташ – конечный бенефициар иностранной компании, владеющей 100% акций арендатора. Как бы то ни было, завод встал на ноги, и выполняет обязательства по всем контрактам, договоры на 2015 г. заключены и с "Ависмой", которая в конце 2014 г. уже, было, искала обходные пути. И все же "Крымский титан", в отличие от Крыма, не наш, хотя в российских недрах находятся огромные запасы титана. Подробности – в материале Накануне.RU.

Авиастроение тянет титановую промышленность вверх

Несмотря на экономические волнения на мировых рынках, на протяжении всего 2013 г. наблюдался стабильный спрос на титановую продукцию, отмечают в компании "ВСМПО Ависма". Ее отгрузки увеличились на 9,96%, в том числе, благодаря развитию авиакосмического сектора, на его долю приходится 40% потребления мирового титана в прокате и 70% в отгрузках "Ависмы". На протяжении 2014 г. отрасль так же динамично развивалась: производство судов увеличили Airbus и Boeing, последняя сказала о росте спроса на самолеты на уровне 4,2% в ближайшие 20 лет, то есть рынку потребуется 36,77 новых машин общей стоимостью $5,2 трлн, для поставщиков авиакосмической отрасли это является сигналом для увеличения закупок сырьевых материалов. Препятствовать дальнейшему росту спроса на рынке мировой авиаиндустрии могут высокие цены на топливо – большинство авиалиний находятся под сильным давлением.

На конференции по вопросам рынка титана в Европе президент дочерней компании "Ависмы" – "ВСМПО-Тирус" (США) Майк Метц спрогнозировал, что к 2020 г. российский спрос авиакосмической отрасли на титан может более, чем удвоиться, по сравнению с показателями 2010 г. Совместно с ростом промышленного спроса к концу десятилетия это приведёт к увеличению ежегодного потребления титана до 14000 т. По прогнозу "ВСМПО-Тирус", потребление титановой продукции на российском авиакосмическом рынке к 2020 году возрастёт до 8000 т в год. В авиастроении драйвером станут проекты Суперджет SSJ-100 и Ан-148, в военном самолетостроении – Як, МиГ и истребитель нового поколения Т-50.

По оценке ОСК (Объединенной судостроительной корпорации), в 2015-2019 гг. спрос на титан в судостроении будет сокращаться и составит в среднем 3800 т в год (4200 т. в 2014 г.). Спрос на прокат из технического титана, который также производит корпорация, в таких отраслях как энергетика и химическая промышленность, может упасть, прогнозирует старший аналитик "Road research" Кирилл Антонов. По его мнению, замедление роста в промышленных областях по всему миру, характерное для кризисных лет, начнется в 2015 г.

корпорация всмпо-ависма|Фото: Накануне.ru

"Считаю, что крупные индустриальные проекты в ближайшие годы не будут реализованы, в том числе проекты, связанные с атомной энергетикой. Кроме того, на поставщиках титана отразится ситуация на мировом рынке нефти. Из-за снижения цен шельфовые и арктические проекты будут приостановлены. Титан же используется в производстве техники и платформ для подобных сложных проектов, значит, число заказов снизится – это что касается мирового тренда. Если в среднесрочной перспективе правительство решит запускать программу импортозамещения в нефтяной промышленности, то может помочь и отечественному производителю титана заказами, "ВСМПО-Ависма" уже поставляла сырье для "Приразломной", - рассказал аналитик Накануне.RU.

Он добавляет, что к рискам можно отнести и усиление конкуренции на рынке: Китай, который до последнего времени производил титан больше для потребления внутри страны, постепенно наращивает экспорт. Пока качество продукции оставляет желать лучшего из-за устаревших производственных мощностей, но меньшие затраты на сырье делают его более дешевым.

Спрос на продукцию "ВСМПО-Ависма" в 2014 г. вырос, рассказали Накануне.RU в пресс-службе компании. Такая же ситуация ожидается и в 2015 г., в основном, за счет западных заказчиков.

"Российский заказчик тоже не остался в стороне. Россия на сегодня закупает титана столько, сколько не закупала с 1991 г. - и это показатель развития нашей российской высокотехнологичной продукции, потому что титан используется, как материал только для высокотехнологичных изделий. Это не может не радовать", - говорят в компании.

Несмотря на это, как стало известно, "ВСМПО-Ависма" намерена уволить около 100 сотрудников. Об этом сообщила старший прокурор отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства, прав и свобод граждан прокуратуры Свердловской области Светлана Сухих. Всего на предприятии трудятся 14 тыс. сотрудников.

Титановая броня от санкций

По итогам первого полугодия 2014 г. "ВСМПО-Ависма" отчиталась о снижении выручки от реализации продукции на экспорт до 12,4 млрд руб. – это на 3,5% меньше, чем за аналогичный период 2013 г. Доля доходов от продажи продукции на экспорт в общей выручке снизилась на 8,2%. С разрывом отношений с какими-либо западными партнерами такая динамика не связана: под санкции госкорпорация "Ростех", которая владеет 25% акциями "Ависмы", попала лишь в сентябре. Еще до этого момента иностранные компании, такие как Airbus Group, паниковали из-за возможного наложения ограничений на работу с уральским титановым гигантом - альтернативного поставщика высококачественного сырья для них просто-напросто нет.

"Российский титан составляет около 40% суммарного объема потребления изделий из этого материала для Boeing, 60% – для Airbus, а для Embraer – все 100%. В США, Канаде, Китае и в Европе есть производители титановой продукции, конкурирующие с российским гигантом, однако они не могут уверенно противостоять ему в борьбе за клиентов с точки зрения соотношения цены и качества продукции, масштабов выпуска, а также по ряду технологических возможностей. К примеру, ВСМПО-АВИСМА располагает уникальным, самым мощным в мире гидравлическим прессом с усилием 75 тыс. т. Точно оценить время, требующееся на полное замещение поставок из России, сложно – все зависит от того, как были ранее построены отношения между авиастроителями и их подрядчиками. Парировать эту угрозу можно только наполнением склада и только за счет самого покупателя. Второе, связанное с этим обстоятельство – риск удорожания закупок. Сегодня в мире нет другого производителя, который бы контролировал цепочку от титановой губки до механической обработки поковок и штамповок, включая крупногабаритные изделия. Такая вертикальная интеграция позволяет наиболее эффективно управлять издержками", - разъясняет руководитель аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев.

Аналитик "Инвесткафе" Зоя Корепанова напоминает, что за первое полугодие 2014 г. ВСПМО увеличила выручку от реализации титана на 10% (рост выручки с продаж на 11,7% по итогам первого полугодия (до 2,4 млрд руб.) произошел большей частью из-за колебаний курса).

"Компания выступает стратегическим поставщиком титана для Airbus и Boeing, и обе стороны стремятся продлить сотрудничество на долгий срок. В случае введения против нее санкций "ВСМПО-Ависма" сможет найти новых потребителей за два-три года, так как на сегодня в мире по качеству производимого металла у компании почти нет конкурентов. Однако найти адекватную замену "ВСМПО-Ависма" за период от трех до пяти лет невозможно. По объему производства в авиакосмическом секторе мирового рынка титана "ВСМПО-Ависма" занимает долю около 30%. По моему мнению, вероятность введения санкций против компании крайне мала в связи со стратегической важностью ее продукции для авиастроения в США и Европе, в частности для Boeing и Airbus. Все это нанесет западному авиастроению огромный ущерб. В свою очередь, "ВСМПО-Ависма", экспортирующая 70% производимого титана, уже озаботилась поиском новых рынков сбыта. В настоящее время она активизирует экспансию на рынок медицинского титана. Кроме того, состоялись переговоры с традиционными и потенциальными заказчиками в Японии на промышленной выставке M-Tech 2014. По результатам этих встреч можно ожидать новых контрактов в ближайшее время. Стратегия отечественного производителя высококачественного титана предполагает выход на самые престижные секторы мировых рынков", - рассказала она Накануне.RU.

Boeing-747|Фото:Накануне.RU

Благодаря стратегической значимости "ВСМПО-Ависма" для мирового авиастроения и высокому качеству ее продукции, США, Япония и ЕС едва ли откажутся от партнерства с российской компанией. При повышении объемов потребления титана в медицине, в частности для изготовления имплантантов и хирургических инструментов, корпорация может ожидать рост спроса на медицинский титан, предполагает эксперт.

В компании "ВСМПО-Ависма" пояснили Накануне.RU, как повлияли колебания курса валют на показатели деятельности.

"Наша инвестпрограмма ориентирована на приобретение современного импортного оборудования, кроме этого, в производстве применяется очень много импортных материалов, инструмента, комплектующих. В связи с этим, в рублевом эквиваленте наши операционные и инвестиционные расходы выросли значительно. Кроме того, основная часть наших заимствований в долларах, поэтому рублевый эквивалент долга и процентов по нему практически удвоился. Безусловно, это частично компенсировано увеличением рублевого эквивалента нашей выручки и, в целом, мы закончим год с прибылью. Однако, вне всяких сомнений, эта прибыль будет гораздо ниже ожидаемой, на несколько миллиардов рублей", - рассказали в компании. 

В "Ависме" отмечают, что единственная "санкция", которая опосредованно коснулась компании – исключение России из системы преференций в США, - существенного удара по бизнесу не нанесла. Напомним, с 3 октября 2014 г. США исключили Россию из списка развивающихся стран, в отношении которых они применяли пониженные таможенные тарифы в рамках Генеральной системы преференций. Пошлины для поставщиков титана на американский рынок теперь варьируются от 5,5% для штамповок до 15% на прутки, листы, плиты, трубы.

"Продукция в основном объеме поставляется аэрокосмическим и экспортно-ориентированным фирмам (Boeing, UniTi, TECT, Perryman, Dynamet, Pratt & Whitney Canada и другим), которые значительный объем своей продукции поставляют на экспорт. Тем самым они имеют возможность компенсировать ввозную пошлину, используя режим TIB или другие варианты поддержания без изменений цен на продукцию " ВСМПО-Ависма", - сообщают в компании.

Более того, угроза санкций увеличила спрос на продукцию предприятия: ряд клиентов корпорации попросили создать "склад безопасности", чтобы иметь гарантию поставок титана на случай введения запрета на совместную работу.

"Санкции, разговоры о санкциях, турбулентности на мировой арене привели к тому, что наши основные заказчики – это авиапроизводители и американские, и европейские, захотели создать склады на своей территории. "А вдруг что-то случится?", - рассказал гендиректор "Ависмы" в интервью РБК. Он добавил, что из-за резкого роста заказов корпорация не успела справиться с ними до конца года. Зато корпорация поставила личный рекорд – увеличение на 10-12% производства "штамповок" и на 7-8% плоского титанового проката.

|Фото: Накануне.ru

На сегодняшний день продолжает работать СП "Ависмы" и компании Boeing в Верхней Салде. Ural Boeing Manufacturing занимается механической обработкой титановых деталей для Boeing 787-8 и 787-9 Dreamliner. В мае 2014 г. в рамках Петербургского международного экономического форума глава ВСМПО Михаил Воеводин обсудил с делегацией компании Boeing шаги по строительству второго завода Ural Boeing Manufacturing в Свердловской области. Представители американской авиастроительной корпорации подтвердили намерение продолжать сотрудничество.

"Уже более двадцати лет Россия является одним из ключевых партнеров для Boeing в области инноваций, информационных технологий, инженерного потенциала, космических программ и закупок титановой продукции. Сегодня на встрече мы в очередной раз подтвердили важность и абсолютную взаимовыгодность наших деловых контактов", – сказал президент Boeing в России и СНГ Сергей Кравченко.

"Европейские и американские компании удовлетворены качеством российской продукции, ее ценой и сроками поставок. Российский производитель, в свою очередь, удовлетворен тем, что спрос на его продукцию стабилен, что позволяет планировать будущую деятельность. Взаимоотношения с иностранными заказчиками расширяются, завод из Верхней Салды предлагает уже не просто сырье, но и продукцию из него, что не только позволяет увеличить доходы предприятия, но и делает отношения более тесными и доверительными, укрепляет их", - поделился своим мнением с Накануне.RU ведущий эксперт "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов.

Производитель без сырья

И все же события на Украине внесли свои корректировки в работу титанового гиганта. Российская корпорация работала с компанией "Крымский титан", которая до начала революции в стране принадлежала Дмитрию Фирташу. Почти 100% ильменита – сырья для производства титана – компания получала с Украины. Осенью 2014 г. "Крымский титан" захватил один из спонсоров украинского майдана Игорь Коломойский, под его контроль перешли два титановых рудника, с которых "Ависма" импортировала сырье – Вольногорский и Иршанский ГОКи.

К этому моменту компании досрочно выполнили свои обязательства по контрактам с "Ависмой" на 2014 г., кроме того, ВСМПО скопило "подушку безопасности" – запас ильменитового сырья на 8-10 месяцев работы. А сама компания еще летом заявила о намерениях рассматривать предложения от других поставщиков.

"Для диверсификации поставок ильменитового концентрата с Украины ВСМПО проведены промышленные испытания и переработаны десятки тысяч тонн ильменитового концентрата с Олекминского рудника (Амурская область, Россия), месторождений Казахстана, Индии, Мозамбика, Шри-Ланки. Помимо этого одобрено к использованию титансодержащее сырьё из Норвегии, Канады, Вьетнама, Китая, Австралии и ЮАР", – сообщили в пресс-службе компании.

Накануне.RU логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU

Компания уже в 2014 г. начала закупку сырья из стран Африки и провела апробацию первой партии в 5 тыс. т из Сенегала, по словам Воеводина,  договоры будут заключены с теми поставщиками, которые предложат лучшие условия. Таким поставщиком вновь оказалась Украина. На днях, общаясь с журналистами, гендиректор подтвердил, что импорт сырья с бывших ГОКов "соседа" продолжится в 2015 г.

Однако, как удалось узнать Накануне.RU, Фирташ вернул контроль над предприятием после его рейдерского захвата, в ноябре исполняющий обязанности главы Крыма Сергей Аксенов Фирташу предлагал помощь в восстановлении производства и поисках инвестора. Предприятие не выплачивало заработную плату и было на грани остановки, но налоги предприятие платило в бюджет Украины, поэтому руководство республики пригрозило национализировать градообразующее предприятие Армянска.  Но этого не произошло, сейчас "Крымский титан" де-юре принадлежит частным собственникам из России - имущественный комплекс "Крымского титана" передан в долгосрочную аренду московскому ООО "Титановые инвестиции".  На встрече с Сергеем Аксеновым в январе глава Армянска Валентин Демидов рассказал, что сейчас предприятие работает, вовремя выплачивается зарплата.

"Хорошо, что в городе есть такое бюджетообразующее предприятие, которое стабильно работает и обеспечивает граждан работой и зарплатой. Стоит и далее поддерживать с "Крымским титаном" взаимоотношения в социальной сфере. Надеюсь, что новые собственники будут продолжать выполнять данные договора", - сказал Аксенов.

Согласно программе развития республики, на "Крымском титане" планируется развивать производство: инвестировать в строительство новых цехов по производству пигментного диоксида титана сульфатным способом, реконструировать газоочистные установки реакторов разложения и печей прокаливания, строить станции нейтрализации кислых стоков и т.д.

По факту же Фирташ может сохранять контроль над "Крымским титаном": 100% акций компании "Титановые инвестиции", созданной в июле 2014 г., принадлежат неизвестной "Летан инвестменст лимитед", во главе ООО стоит партнер олигарха Александр Емелин

Добывать - титанический труд

Как ни парадоксально, но находясь на втором месте в мире по собственным запасам титана, Россия полностью зависит от иностранного сырья. В советское время объем производства титана в союзе превышал общий уровень производства всех стран Европы, США, Японии и Китая. Добывали сырье на территории нынешней Украины, а титановую губку – основную продукцию отрасли – а также слитки и полуфабрикаты, производили в России. Когда союз распался, Верхнесалдинский меткомбинат – крупнейший в мире производитель титана и потребитель сырья – остался без сырья, разработанные титановые рудники получила Украина. Ни одно месторождение на территории России так и не введено в промышленную эксплуатацию.

В 2013 г., согласно данным ФСТ, с Украины было импортировано 119,3 тыс. т титановой руды на сумму $120 млн, в 2014 г. эти объемы составили 93,3 тыс. т. Собственный добывающий актив у "Ависмы" есть, но он тоже находится на территории Украины, в 2012 г. в группу вошло новое предприятие — Демуринский ГОК, владеющий лицензией на разработку титаноциркониевого месторождения Волчанское в Днепропетровской области Украины. Предваряли покупку заявления Фирташа о намерениях развивать титановую промышленность в стране и перерабатывать ильменитовый концентрат внутри Украины. 

|Фото: Накануне.ru

В разработку Демуринского ГОКа компания вложила $30 млн, к 2016 г. планировалось выйти на уровень производства в 50 тыс. т ильменита, 13 тыс. рутила и 3 тыс. т циркона. Но в марте 2014г. Днепропетровский суд признал недействительным договор о продлении аренды земли под ГОКом, который был заключен между "ВСМПО-Ависмой" и райадминистрацией. В суде заявили, что дело не имеет никакого отношения к политике, а иск был подан еще в 2013 г. "Ависма" признала решение суда и сообщила, что намерена перезаключить договор аренды. С весны Украина еще глубже погрузилась в хаос, и как будет развиваться ситуация с продолжением работы ГОКа – неизвестно.

Что же касается титановых месторождений на территории России, то в активе "Ависмы" - лицензия на месторождение "Центральное" в Тамбовской области. В пресс-службе компании оценивают инвестиционный проект в $300-$600 млн, месторождение сможет полностью удовлетворить потребности компании в сырье на 100 лет, но добыча пока не ведется. Другой титановый проект "живет" в республике Коми. Там пытаются начать комплексное освоение участка Ярегского месторождения титановой руды, тяжелой нефти и сопутствующих полезных ископаемых. Над программой создания производства работают ученые РАН, региональные власти признали проект "имеющим стратегическое значение для экономического и социального развития" республики. Учитывая инвестиции, в которых нуждаются подобные проекты, их статус должен быть федеральным, но в коридорах власти о титановой промышленности даже не задумываются. Как в свое время позабыли и о нефтесервисе.

Независимый экономист Владислав Жуковский отмечает, что у России тесные связи со странами бывшего Союза, и многие российские предприятия, которые формально производят товар внутри страны, зависят от поставок сырья из соседних стран. СССР развивался, как единый территорильно-хозяйственный комплекс, и в то время никого не волновало, что месторождения находятся на Украине, а переработка – на Урале.

"Само собой, если происходит разрыв интеграционных процессов, а затем и экономических связей с Украиной, будут пострадавшие среди российских предприятий. Тут возникает вопрос, чем все это время занималась власть? Для того чиновникам и платят зарплату, закрывая глаза на завышенный по всем меркам уровень их жизни и коррупцию, чтобы они хоть что-то делали в интересах населения. Поэтому, прежде чем проводить политику, которая за последние десятилетия привела к полной утрате Россией влияния в центральной и западной Украине, нужно было думать и смотреть, какие предприятия зависят от интеграции с государством, просчитывать ходы и замещать звенья выпадающей цепи",- рассказал Накануне.RU Жуковский.

По его мнению, ситуации, когда мировой лидер по производству титана из России полностью работает на украинском сырье, можно было бы избежать, будь у нынешних властей стратегическое мышление. Но кабмин предпочитает решать проблемы по мере их поступления, просто-напросто потому, что по-другому работать чиновники не могут.

"Россия не так давно перешла на трехлетний бюджет. Но ни один бюджет не исполняется так, как он был составлен не то, что в течение трех лет, даже за один год. Наши чиновники не могут даже спрогнозировать экономическую ситуацию на ближайшее время, не говоря уже о действиях по ее улучшению и смене курса. Все попытки нанести по нам удар, которые предпринимали США и Европа – детский сад по сравнению с тем, что творят наши неучи типа Улюкаевых, Силуановых и Набиуллиных", - говорит Жуковский.

Для замещения импорта необходимы масштабные инвестиции. Проект разработки рудника в Коми требует участия стратегического инвестора, "Ависма" также заявляла о том, что ей, возможно, потребуется соинвестор для разработки месторождения в Тамбовской области. Между тем, если бы задача импортозамещения не перекладывалась на плечи отдельных предприятий, а стала государственной и решалась сразу после того, как сырье стало не отечественным, а зарубежным, работа на рудниках уже бы велась. Впрочем, у государства и сейчас достаточно денег, чтобы вложиться в эти проекты. Только в прошлом году Резервный фонд вырос в 1,7 раза, ФНБ вырос в 1,4 раза. Только в этих двух "кубышках" лежит 9,5 трлн руб. без дела, что дает возможность не просто развивать проекты в отдельной отрасли, а проводить масштабную антикризисную политику даже при нынешних ценах на нефть.



Алёна Ласкутова