В конце января этого года СМИ КНР неожиданно запестрили сообщениями о сложностях в отношениях с соседями, либо о различных территориальных конфликтах. Корреспондент Накануне.RU в Китае попробовал разобраться в актуальных событиях, связанных с территориальными конфликтами Китая, и обнаружил, что Поднебесная внезапно оказалась в кольце врагов практически по всему периметру своих границ.
Китай, который на протяжении всего украинского конфликта занимает очень осторожную, нейтральную позицию, лишь намекая на симпатии России, за год развития ситуации получил в итоге обострение по всем своим границам.
Если противостояние c Японией из-за островов Дяоюйдао (Сэнкаку) стало уже привычным сюжетом восточноазиатских новостей,то теперь обострились конфликты практически вдоль всего периметра китайских границ за исключением, разве что, северных и западных рубежей. Инцидент с дезертиром из КНДР, убившим и ограбившим в конце декабря четверых китайских граждан, наложил тень на отношения КНР с, пожалуй, самой зависимой от неё страной. Для охраны границы, и, скорее всего, для успокоения местного населения, теперь сформированы гражданские патрули. И если в данном случае речь идёт всё же о случайности, пусть и трагической, то противостояние с Японией остаётся жёстким и принципиальным. Боевые корабли обеих сторон за неполный месяц нового года уже несколько раз появились в акватории близ спорных островов. Весной Япония совместно с США планирует неподалёку отработать высадку десанта, задействовав для этого рекордное количество кораблей и живой силы.
На днях МИД Японии неожиданно сделал заявление, вообще не относящееся к территории Страны Восходящего Солнца. Он заявил, что считает исконно индийскими земли части штата Арунучал-Прадеш, являющиеся предметом китайско-индийского спора.
Причём это было сделано накануне визита в Пекин главы внешнеполитического ведомства Индии.
К счастью, обострить территориальные противоречия в Гималаях самураям не удалось. А в МИД КНР наряду с советом Токио не вмешиваться в чужие дела, упомянули, что у Японии традиционно проблемы с географией - ведь там считают японскими четыре южнокурильских острова, что уже давно не так.
Активизировался ещё один тлеющий конфликт - вокруг островов Наньша (Спратли) в Южно-Китайском море, на которые претендуют сразу несколько стран, в том числе КНР, Вьетнам и Филиппины. И если Вьетнам проводит независимую внешнюю политику и, обладая довольно мощным флотом, намерен всё же решать конфликт миром в международном арбитраже, то Филиппины, чувствуя за собой поддержку США, откровенно идут на провокации.
Американские самолёты-разведчики с филиппинских баз регулярно вторгались в воздушное пространство КНР, в том числе и вблизи острова Хайнань, китайская принадлежность которого никем не оспаривается. На днях, чтобы обозначить своё присутствие, Манила направила к аттолам Спратли свои ВМС, но смогла снарядить для этой цели только один устаревший сторожевик. Он был построен в Великобритании ещё в 1984 г. и не представляет никакой угрозы для китайского флота. Остаётся лишь удивляться упрямству филиппинских притязаний.
Конец января ознаменован ещё одним важным событием: у границ КНР возник крупномасштабный военный конфликт с применением артиллерии и авиации. Речь идёт об операции правительственной армии против ополчения народа качин в северной Мьянме. Гражданские протесты коренного населения, несогласного со строительством на своих землях ГЭС, неожиданно сменились требованиями о независимости и вооружённым противостоянием. При этом, качин уже имеют свою автономию (штат в составе Союза Мьянмы) и не подвергались дискриминации. Более 150 тысяч качин также компактно проживают на китайской стороне границы, так что КНР при любом развитии событий не сможет игнорировать конфликт.
Кроме того, непосредственно в зоне боёв блокированы от нескольких сот до тысячи китайских граждан. Интересно, что официальный Пекин пока хранит молчание по этому поводу. Однако, он явно не заинтересован в конфликте, так как теряет перспективные проекты на севере страны, а в случае распада Мьянмы - возможный выход в Индийский океан.
Налицо попытки Пентагона и ЦРУ "сдерживать" Китай при помощи своих давних сателлитов и расшатывать ситуацию в дружественных ему соседних странах. Подобная стратегия применялась ранее и в отношении СССР, а теперь и России. На этом фоне стала полнейшей неожиданностью публикация о "тёмных сторонах Российской стратегии в отношении Китая", разлетевшаяся по китайскому сегменту интернета. Автор на основании поддержки, оказываемой РФ Вьетнаму и Индии, а также инициатив по освоению Дальнего Востока, делает вывод об антикитайских устремлениях российского руководства. Реакция на эту статью со стороны пользователей ярко свидетельствует о наличии в КНР антироссийского общественного мнения, а также о том, что многие китайцы действительно считают земли Дальневосточного федерального округа своими и, якобы, незаконно отторгнутыми. При этом единственным залогом стратегического партнёрства они видят необходимость совместного противостояния США.
Однако, во-первых, означенные земли не являются китайскими и более того, никогда таковыми не были. Они находились в подчинении (характер которого сложно описать однозначно в терминах современной дипломатии) маньчжурской династии Цин. Она действительно управляла из Пекина территорией нынешнего Китая, но делала это как оккупант. В императорской резиденции и маньчжурском домене (то есть почти на всей территории современного Северо-Восточного Китая!) жителям империи китайской национальности было вообще запрещено появляться. Все китайцы-хань были обязаны носить косу в знак покорности маньчжурам (почти аналог жёлтым звёздам в еврейских гетто!). То есть, ни о какой "китайской" принадлежности российского Дальнего Востока Китаю не может быть и речи. Не требует же Россия Пекин на том основании, что он вместе с Москвой входил когда-то в состав Монгольской империи.
Кроме того, нелишне вспомнить, что СССР, взяв курс на стратегическое партнёрство с КНР, годами добивался того, чтобы именно она, а не чанкайшистский режим, была представлена в ООН. Для этого на самом высоком уровне на западных покровителей Гоминьдана оказывалось мощное дипломатическое давление, по другим линиям осуществлялся бойкот Тайваня, например, советские спортивные команды ценой технического поражения в значимых международных турнирах отказывались от матчей с тайваньскими, если заявлялось, что те представляют весь Китай.
Сталин, уничтожив марионеточное государство Маньчжоу-Го, не стал воссоздавать его как какую-нибудь буферную "Маньчжурскую народно-демократическую республику", а сразу признал над ней суверенитет КНР. Безоговорочно отошли к Китаю Внутренняя Монголия и Синьцзян (Восточный Туркестан). СССР никак не препятствовал "мирному освобождению" Тибета, то есть в нелёгкий час возникновения нынешнего китайского государства Советский Союз повёл себя действительно как надёжный стратегический партнёр. И это не считая обильной военной, технической и финансовой помощи!
КНР же сейчас, демонстрируя дружбу, не идёт на принципиальный разрыв с Западом ради поддержки интересов РФ. Нелишне вспомнить, что Поднебесная "воздержалась" на голосовании Генассамблеи ООН по вопросу присоединения к России Крыма. В целом, СМИ и китайские компании заняли аналогичную выжидательную позицию: они готовы инвестировать в инфраструктуру нового федерального округа, как в российскую, но не открыть, например, туда прямые авиарейсы. На картах мира, издаваемых в Китае, полуостров по-прежнему отмечен цветами Украины. Легко заметить разницу с тем, как СССР в своё время помогал отстаивать китайский суверенитет над Тайванем. И если СССР помогал молодой народной республике, сам будучи разорённым в ходе Великой Отечественной войны, Китай вкладывается в российскую экономику на пике своей экономической мощи и в выгодных для себя условиях низких цен на энергоносители и металлы.
В-третьих, поставки оружия и иная помощь от РФ Индии и Вьетнаму - внутреннее дело этих стран, а не свидетельство антикитайского заговора. Россия одновременно поставляет оружие и Китаю, стремясь, таким образом, сохранить баланс сил в регионе и сделать невозможным в зародыше масштабный конфликт. КНР поддержкой Пакистана сам вынуждает Индию искать подмоги за рубежом. И, к слову, поставка из России авианосца усилит военную мощь Дели, но никак не поможет ему бороться с Пекином в Гималайских горах. И если бы РФ стремилась к альянсу со всеми врагами Китая, то её выбор первым делом пал бы на Японию, но Россия не сотрудничает с ней, так как сам имеет территориальные споры из-за Курильских островов, а на территории Страны Восходящего Солнца расположены американские военные базы. Таким образом, Москва проводит на Дальнем Востоке и в Южной Азии политику, которая не является антикитайской, но и не ставит интересы Пекина выше своих собственных. И это нормально, так как РФ является союзником КНР, а не её сателлитом.
К сожалению, антироссийское общественное мнение и ущемлённые имперские комплексы в Китае - объективная данность, и большое счастье, что страной сейчас руководят ответственные и прагматичные политики.
Павел Мартынов