Аналитика


Атомное деление… и сложение?
Экономика | Портреты | Общество | Свердловская область | Челябинская область | Экономика | Политика | промышленность | Россия | Наука и техника | В России | Спорт

Если еще несколько лет назад смена хозяев промышленных предприятий назывались переделом, то теперь переход собственности из рук в руки зовется выстраиванием. Нынче "выстраивается", очевидно, под новую экономическую политику, главной характеристикой которой является перспектива удвоения ВВП, и энергомашиностроение. Перемены в отрасли выглядят непоследовательно сами по себе, и еще более загадочно от того, что конечная цель затеянного не озвучивается уже в течение полугода.

Началось все в декабре прошлого года. Когда вдруг "Объединенные машиностроительные заводы" /ОМЗ/ Кахи Бендукидзе и "Силовые машины" /СМ/ Владимира Потанина объявили о слиянии. По итогам объединения акционеры СМ, должны были получить 50 процентов акций объединенной компании,  а 100 процентов акций “Силовых машин” отправились бы в собственность ОМЗ.

В начале нынешнего июля было сорвано годовое  собрание акционеров ОМЗ – на мероприятие не явился представитель крупнейшего акционера – Кахи Бендукидзе. "Игнорирование" собрания акционеров даром не прошло. Уже на следующий день "Интеррос" - основной акционер "Силовых машин" /владеет 71 процентом акций/ начал расторжение сделки. Все последующие шаги ОМЗ по восстановлению отношений, судя по всему, ни к чему не привели.

Уже тогда параллельно с намечающимся слиянием с ОМЗ, "Интеррос" вел переговоры с немецким концерном "Siemens" о продаже своей доли в "Силовых машинах". Однако и тут застопорилось. Как писал КоммерсантЪ в начале июля:"Источник в Минпромэнерго сообщил, что руководство Siemens уже полгода ведет переговоры о возможном приобретении крупного пакета акций ОМЗ-СМ у "Интерроса". Однако против этой сделки выступила администрация президента РФ, опасающаяся контроля Siemens над активами в области российского атомного машиностроения. После разрыва слияния "Силовых машин" и ОМЗ это препятствие снимается.

Но чтобы снять не только этот, но и все возможные вопросы Владимир Потанин помимо "развода" с ОМЗ, изобрел хитрую схему, благодаря которой, избавляясь от необходимости инвестирования и поддержания на плаву  непрофильных активов "Силовые машины" остаются в собственности российской компании, а управление предприятиями, входящими в холдинг осуществляет немецкий концерн.

Как стало известно из распространенного совместного сообщения для СМИ, "Интеррос" и Siemens договорились о создании совместного предприятия, которому будут принадлежать акции "Силовых машин". Причем, доля "Интерроса" в новой компании составят 50% плюс одна акция. Однако управлять СП будет Siemens, за которым также закрепляется "право увеличить свою долю". Судя по всему, предложенная "Интерросом" формула сделки с Siemens -- попытка найти тот компромисс, о необходимости которого говорил в минувший четверг премьер Михаил Фрадков, сообщает "Время Новостей".

Сразу несколько вопросов просятся вдогонку за последними событиями. Во-первых, если цель Потанина избавиться от непрофильных активов, то ради чего было озвучивать и начинать процесс слияния с ОМЗ, где "Силовые машины" должны были играть роль первой скрипки? Во-вторых, если такой цели /избавиться от СМ/ не ставилось, то почему так активно сейчас Потанин продает СМ Siemens? Что будет с бизнесом Бендукидзе – ОМЗ, который был оптимизирован при подготовке к слиянию и в связи с этим значительно "похудел"? Начнем, пожалуй, с последнего.

Как написали "Ведомости", когда над сделкой по слиянию завис большой вопросительный знак: "… Объединенная финансовая группа даже понизила рекомендацию по акциям ОМЗ с “выше рынка” до “наравне с рынком”... Все позитивные прогнозы по акциям ОМЗ давались в связи с объединением, теперь же перспективы компании неясны...В ходе сделки ОМЗ уже успели лишиться своего крупнейшего актива — “ОМЗ — Морские и нефтегазовые проекты”, на долю которых приходилось около 40 процентов выручки компании".

В свою очередь представители ОМЗ, по информации все тех же "Ведомостей", разрыв с "Силовыми машинами" воспринимают не так трагично: " …замгендиректора ОМЗ Сергей Николаев говорит, что и для его компании несостоявшаяся сделка “не смертельна”. По его словам, ОМЗ будут проводить прежнюю политику фокусирования на атомном машиностроении. “С покупкой Skoda мы усилили свой ядерный сегмент и вправе рассчитывать на увеличение заказов в Европе. Мы по-прежнему будем заниматься реструктуризацией компании, выделяя непрофильные активы и сервисные производства, что будет способствовать поддержанию ликвидности”.

Напомним, одной из основных версий, объясняющих почему Бендукидзе вообще пошел на слияние с СМ считаются его не слишком успешные дела в атомном машиностроение. Получив в 2003 году контроль над отечественными монополистами по строительству атомных станций за рубежом – "Атомэнергоэкспортом" и "Атомстройэкспортом", бизнес Кахи Автандиловича подвергся неприятностям – самые разные проверки одолели предприятия объединенных машзаводов. Владельцу ОМЗ дали понять, что Минатому не нравится наличие частной компании в атомном машиностроении. Ни с того, ни с сего, казалось бы, объявленное слияние с компанией "прощеного" олигарха Потанина эксперты объясняли именно тем, что справится с Минатомом сам Бендукидзе не мог.

Почему в таком случае замгендиректора ОМЗ уже после разрыва сделки в интервью, которое бесспорно "отмониторят" где надо, акцентирует внимание на атомном машиностроении? ОМЗ ведь похоже не в той ситуации, когда подобные "дразнилки" сойдут с рук. Появление каких-то новых договоренностей с Минатомом более чем сомнительно. Кахе Автандиловичу на посту грузинского министра экономики с текучкой-то непросто разобраться - вот буквально накануне грузинские военные самовольно захватили российскую собственность в виде двух автомобильных складов в Тбилиси и Вазиани, а самого грузинского министра тире российского олигарха, извините, опплевали новые сограждане в ответ на заявленные планы приватизации.

Но ведь и Владимир Потанин, разрывая партнерство с ОМЗ, отнюдь не избавляется от атомной подоплеки в сделке с Siemens. Конечно, глава ОМЗ от "Силовых машин" Евгений Яковлев уже на этой неделе в виду того, что слияние не состоялась, по словам представителей ОМЗ, покинет свой пост в компании. Из чего, скорее всего, следует, что также он потеряет и кресло президента ЗАО "Атомстройэкспорт", которое занял в рамках начавшегося объединения 5 февраля текущего года. Но в "Силовых машинах" и без него как минимум два предприятия, в том числе "Электросила", которые работают, в том числе, и на атомную энергетику. А продать СМ+ОМЗ получилось бы дороже. Может быть, как раз в вопросе продажи и не сошлись Потанин и Бендукидзе?

Хотя, куда как более вероятной, выглядит версия ряда СМИ о том, что договориться не сумели не олигарх с олигархом, а олигархи с государством. Можно предположить, что, не допустив объединения ОМЗ и СМ, российские власти предотвратили образования законченной производственной цепочки в атомном машиностроении и продажу готовенького атомного куска за границу.

Экономика России в геополитическом смысле такой же холдинг как СМ или ОМЗ, например /наверное, не случайно президент не однажды позиционировал себя как менеджер/. А геополитические интересы России в экономической сфере, очевидно, далеки от того, чтобы продать не просто сырье, а серьезный кусок машиностроения немцам /пусть Германия сиюминутно и считается лучшим другом на международной арене/. К тому же продать не просто энергетическое машиностроение оптом, а частично и стратегически важнейшую атомную его подотрасль.

Видимо, именно в этой плоскости и лежат ответы на вопросы относительно того, почему Потанин начал продавать СМ Siemens, предварительно расставшись с ОМЗ, да еще и изобретая попутно хитроумные схемы, благодаря которым контрольный пакет предприятий продаваемого холдинга останется в России.

Помимо этого наблюдатели просматривают в телодвижениях "Интерроса" и еще одну подоплеку.

"…Эксперты уверены, - отмечает "Время новостей"- что в дальнейшем Siemens вряд ли получит контроль над предприятием... Так что г-н Потанин, который уже ранее заявлял, что намерен продать свой бизнес в энергетическом машиностроении,...в дальнейшем сможет продать оставшуюся часть акций "Силовых машин", скорее всего, российской компании. "В качестве основного претендента эксперты  называют "Энергомашкорпорацию".

То, что на поверхность в результате полугодовой интриги в отрасли всплыла "Энергомашкорпорация" /ЭМ/ более чем любопытно. Эта компания уже можно сказать исторически считается главным конкурентом "Интерроса" в энергомашиностроении. У ее владельца Александра Степанова Владимир Потанин несколько лет назад сумел увести из-под носа "Электросилу", Ленинградский металлический завод и Завод турбинных лопаток. Степанов, впрочем, считался весьма хитрым и хищным управленцем /так перерегистрировав, в свое время, "Энергомашиностроительную корпорацию" в "Энергомашкорпорацию", он избавился от долгов и от части миноритарных акционеров/, но "побороть" Потанина в российской судебной системе не смог.

Перчику в интригу добавляет еще и тот факт, что г-н Степанов – питерец, что это значит сегодня, комментировать излишне. Если ЭМ удастся взять реванш у "Интерроса" путем покупки части активов "Силовых машин", которые не достанутся Siemens, то в российском, да и в международном энергомашиностроении появится новый весьма серьезный игрок. Вполне вероятно и то, что атомные мощности СМ и Энергомашкорпорации цепочки от разработки до готовой атомной продукции не составят, и потому их возможное слияние в руках у Александра Степанова имеет более надежные перспективы, нежели несостоявшаяся сделка ОМЗ и СМ,

Для справки: На сегодняшний день в концерн "Силовые машины" входят: "Электросила",  Ленинградский металлический завод, Завод турбинных лопаток, Калужский турбинный завод, "Энергомашспорт"  – сбытовая компания и инжиринговая компания «ЛМЗ-Инжиринг» и  НПО ЦКТИ.

"Энергомашкорпорация" управляет предприятиями: ENERGOMASH, Белэнергомаш, ГТ ТЭЦ-Энерго, Сибэнергомаш, Сувмаш, Уралгидромаш, Уралэлектротяжмаш, Чеховэнергомаш, ЭМК-Атоммаш, ЭМК-завод металлоконструкций.

Столь энергично /а события разворачиваются день ото дня стремительнее/, нынешний передел  в энергетическом машиностроении выглядит, скорее всего,  именно из-за атомной составляющей. Если российскому Минатому удастся в итоге собрать в одну структуру атомные составляющие СМ, ОМЗ и Энергомашкорпорации, то конкурентоспособность России на международном рынке атомного машиностроения возрастет в разы.

Происходившие в последние полгода сватанья и разводы ложатся в логику собирания разбросанного по компаниям атомного имущества. Так на сегодняшний момент ОМЗ ослаблено не состоявшейся сделкой с СМ и уходом своего владельца в грузинскую политику. "Интеррос", в свою очередь, заинтересован или запуган так, что готов вообще уйти с перспективного энергетического рынка, что накануне реформы РАО выглядит весьма подозрительно, но вполне объяснимо - последнее приобретение в Америке, наверняка, Владимиру Олеговичу сделать "помогли", а уход из энергетики – плата за усиление в мировой цветной металлургии. Ну и, наконец, "Энергомашкорпорация" в случае покупки активов Потанина, вполне может "расплатиться" с государством своей атомной составляющей. Ведь вряд ли Степанов получит СМ на блюдечке с голубой каемочкой за просто так. Слитые же воедино энергомашиностроительные активы Степанова и Потанина сами по себе накануне все той же грядущей реформы энергетики – более чем лакомый кусок.

Но главное, что должен сделать Минатом, в рамках логики объединения своих же растеряных-распроданых активов, стать единоличным владельцем или хотя бы главным "Атомстройэкспорта". В связи с чем, наиболее загадочной остается судьба ОМЗ.

Для справки: ЗАО "Атомстройэкспорт" образовано в 1998 году по решению Министерства РФ по атомной энергии на базе АО "Атомэнергоэкспорт" и ВПО "Зарубежатомэнергострой", имеющих более чем 25-летний опыт сотрудничества с зарубежными странами в сооружении, эксплуатации и модернизации АЭС. "Атомстройэкспорт" уже построил более 20 ядерных энергоблоков во многих странах мира. АЭС "Ловииза" в Финляндии и АЭС "Пакш" в Венгрии по своим технико-экономическим показателям входит в число лучших АЭС в мире.

Продолжение запутанного энергомашатомного экономического детектива следует?...