Аналитика


Ближе к Европе и не дальше от России – новая политика официального Киева?
Политика | Курганская область | Россия

Украина на распутье - политические ставки сделаны, в стране спокойствие, притихли соседи-государства, высказывающие ранее мнение – какой быть Украине при Ющенко-президенте, и премьере-…?

Для одних – результаты, окончившихся несогласий в украинском обществе  - поражение демократии, для других – осознанный выбор части населения. Но в чем сходны аналитики Запада и Востока, так это в том, что избрание, как парламента, так и коалиционного правительства во главе с лидером Партии регионов Виктором Януковичем – случилось без влияний из вне. Ни Белый дом, ни Кремль к этому отношения не имел.

США, Украина, звездно-полосатый сине-желтый флаг(2015)|Фото: Фото: Накануне.RU
Фото: galen-frysinger.com

А посему страна, оказавшись, как лодка после бури, посреди водной глади, так до сих пор и не продемострировала своего внешнеполитического вектора наверняка. Да и сказать, к какому берегу будут править Украину новые ее руководители как в правительстве, так и в Верховной Раде - сделавшей свой выбор в пользу формирования коалиционного кабинета министров – наверняка вряд ли кто смог бы.   

Мы попросили проанализировать данную ситуацию и смоделировать развитие внешнеполитического вектора страны, особенно сейчас – накануне чреды визитов премьера Виктора

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU
Фото: www.yanukovich.zp.ukrtel.net
Януковича в столицы супер-держав мира, трех экспертов (разобраться, что к чему в современной украинской политике - дело трудное, потому и экспертов много)   заместителя директора Агентства моделирования ситуаций Алексея Голобуцкого (Киев), Вячеслава Игрунова - директора Международного Института Гуманитарно-политических исследований (ИГПИ), с 2005 года - члена научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания РФ и Дмитрия Выдрина - политолога, учредителя Европейского института интеграции и развития. Итак, три взгляда на будущее российско-украинских отношений и "многовекторность" по-украински.

Вопрос: Как Вы считаете, украинская традиция после назначения на пост главы правительства обязательно посещать Россию, США и Брюссель будет сохраняться, как подтверждение, по сути, многовектороной политики или это является желанием подтвердить статус ведомой страны по отношению к  мировым лидерам?

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU
Фото: e-ukraine.org.ua
Алексей Голобуцкий: Первоочередные поездки украинских лидеров после их прихода к власти в основные центры мировой геополитики являются своеобразным элементом легитимации этих политиков. Причем подтверждения их статуса, как в глазах мировых лидеров, так и в сознании украинской элиты и даже рядовых избирателей.

В случае с Виктором Януковичем, поездка в Россию после его назначения будет ничем иным, как данью политическим декларациям. С точки зрения экономического прагматизма, украинский премьер-министр  может быть для официальной Москвы не меньшим националистом, чем президент Виктор Ющенко.

Поездка новоназначенного премьера в Соединенные Штаты также станет своеобразным посылом для украинской прозападно- ориентированной политической элиты. То есть, премьер Янукович этим шагом должен будет развенчать миф о его исключительно пророссийской ориентации и о том, что его не будут воспринимать на Западе.

Фото:
Фото: igrunov.ru
Вячеслав Игрунов: Я не вижу альтернативных вариантов политики для Украины. Украина слишком большая страна, чтобы быть сателлитом или клиентом той или иной великой державы. Это не Грузия и не Панама. И эта большая страна находится в самом центре Европы, ее ближайшие партнеры -  Германия и Польша - европейские государства, ведущие активную политику. Ее соседи - Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария  - члены ЕС или будущие члены ЕС. ЕС в целом - главный торговый партнер Украины. Возможности модернизации экономики и общества страна связывает с Европой. Огромная часть украинского населения (до 2/3) желает интеграции в европейское сообщество. ЕС, в конце концов, самый крупный производитель в мире. И если Украина хочет быть крупным политическим игроком, а она, несомненно, хочет им быть, она не может не ставить перед собой задачи активно сотрудничать с Брюсселем.

При этом надо иметь в виду, что, если рассматривать партнеров Украины не в союзах, а поодиночке, то Россия, все же, наиболее крупный ее торгово-экономический партнер. Мало того, тяжелая структура украинской экономики делает ее зависимой от российских энергоносителей, как фундаментального фактора развития. Одного этого достаточно, чтобы Россия на обозримую перспективу занимала первую строчку в украинских внешнеполитических приоритетах.

И, как бы не открещиваться от культурной общности, как от сантиментов, чувство культурной близости делает Россию притягательной для миллионов украинцев: на сближение с Россией ориентируется не меньше украинцев, чем на сближение с Европой. Для большинства украинцев нет противоречия между двумя этими ориентациями - на Россию и на Европу. И это естественно: Россия и сама видит себя европейской страной. Да и не менее пяти миллионов украинцев живут или работают в России - больше, чем где бы то ни было за пределами Украины. И их влияние уже превысило влияние диаспоры – "украино-канадцев" на внутреннюю жизнь страны.

Что же касается США, то куда денешься от американцев, если они считают твою страну зоной своих интересов? А, если еще вспомнить, какую роль в формировании нынешнего режима сыграли США, какую роль американские клиенты играют в нынешней украинской элите, то понятно, что еще долго украинцы будут оборачиваться в сторону Вашингтона. Долго, но не всегда.

Однако на ближайшие 20 лет я не вижу альтернативы. Да и если страна желает быть значительной на международной арене, то общение с супердержавой поможет укрепить ее авторитет. Если, конечно, это общение не носит унизительный характер.

Так что

последовательность Москва-Брюссель-Вашингтон естественна для любого правительства Украины.
Фото:
Фото: www.vydrin.com
Дмитрий Выдрин:
Я считаю, что это, скорее, не традиция, а некий постсоветский ритуал: медленное посещение своего рода "обкома" или ЦК для того, чтобы представится высшему начальству.
Эта традиция, видимо, не скоро будет изменена, не раньше, чем Украина станет самодостаточной страной в геополитическом, экономическом, энергетическом и т.д. смыслах.

Вопрос: Многие аналитики уже высказались, что первый свой визит за рубеж в качестве премьера Виктор Янукович нанесет в Россию. Стоит ли ожидать от этого визита, решения, например, газовых вопросов и пролонгирования цены на газ на уровне 95 долларов за  тысячу кубов и в 2007 году?

Алексей Голобуцкий:

Думаю, что конкретных решений в результате этих поездок не стоит ожидать. Это будет политическим PR-ходом высокого уровня.
Конкретные договоренности по условиям поставки энергоносителей в Украину будет рассматриваться в результате длительных по времени раундов переговоров рабочих групп новой исполнительной власти с их коллегами в Москве. Здесь, скорее, будут играть значимые роли министр топлива и энергетики Украины Юрия Бойко, субъекты РосУкрЭнерго, должностные лица администрации Президента России и топ-менеджеры  Газпрома.

Вячеслав Игрунов: Срочность визита в Москву определяется тяжелым наследством, оставленным прежним правительством: газохранилища в преддверии зимы пусты, цены на газ не урегулированы и ныне действующая цена - проявление доброй воли Москвы на фоне политического кризиса на Украине. Не подписано межгосударственное соглашение о транзите. Не удивительно, что газ займет главное время переговоров. Однако прогнозировать исход этих переговоров трудно.

Во-первых,

в нынешних подходах России все настойчивей проводится принцип "каждый платит за себя сам". Это означает, что на вопрос, сохраните ли вы нам цену на уровне 95 долларов - следует ответ вполне по-одесски - а чем вы покроете разницу?
Если ответом будет: "а тогда мы не будем платить - у нас не из чего", - договориться будет невозможно. Угроза нарушения транспортировки газа в Европу наткнется на российские шаги по подключению Германии и Италии к обеспечению условий транзита. Украине это выйдет дороже.

Как уже грозит плохо обернуться для Украины проект Северо-Европейского газопровода вместе с "Голубым потоком". Следовательно, придется принимать решения по газотранспортному консорциуму, по участию "Газпрома" в газораспределительных сетях и т.д. и т.п.

Во-вторых, особую жесткость позиции России должна придать неопределенность по НАТО. Министр иностранных дел Тарасюк, проводивший откровенно провокационную в отношении России и агрессивно проНАТОвскую политику, вновь назначен на должность и немедленно заявил, что курс на интеграцию в НАТО остался прежним.

Разумеется, декларации иногда делаются для сохранения лица. У Украины сейчас есть серьезные трудности на евроатлантическом направлении - прежде всего, неприятие львиной доли собственного населения, часть которого готова активно противодействовать проНАТОвскому курсу.  И, тем не менее, у нас есть опыт - российский и украинский, - когда правительства не обращают внимания даже на самые острые протесты населения или его представителей. А премьер-министр Виктор Янукович ведь согласился с выполнением процедур, ведущих в НАТО. Только само вступление, оговорив референдумом. Но если будет пройден этот путь и "дверь" в НАТО окажется открытой, то не войти в нее будет труднее, чем войти. Это должно вызывать нервозность в Москве.

Конечно, на некоторое время Россия может согласиться сохранить относительно невысокие цены на газ - в пределах 120-150 долларов - на неудобных для себя условиях, чтобы дать укрепиться и осмотреться новому правительству. Но чтобы низкие цены действовали на протяжении всего 2007 года, надо идти на серьезные уступки.

Дмитрий Выдрин: Насколько мне известно, Россия сейчас ускоренными темпами создает газовую биржу на манер мировых нефтяных бирж. То есть, цена на газ будет меняться чуть ли не ежедневно в соответствии с биржевыми котировками. При таком стремлении России трудно считать, что цены будут оставаться для какой-либо страны, включая Украину, неизменными на длительный период. Я думаю, что

более вероятной является ситуация "коротких" контрактов, в соответствии с которыми цена будет корректироваться где-то раз в квартал или в полгода. Так что ожидать постоянную цену на полтора-два года – мало реально.
Вопрос:  Действительно ли, по Вашему мнению, новый украинский премьер даст новый импульс российско-украинским отношениям? Если этого не случится, какая реакция может быть со стороны Кремля?

Алексей Голобуцкий: 

Не стоит ожидать лично от Виктора Януковича нового импульса в отношениях с Россией.
Во-первых, внешние связи еще длительное время останутся прерогативой президента; а во-вторых, для самого Януковича этот вопрос не является первоочередным на данном этапе.

Вячеслав Игрунов: 

Не вижу оснований для особого оптимизма. Янукович не слишком заинтересован в решении тех вопросов, которые беспокоят Кремль - это и НАТО, и российские инвестиции, и русский язык, и Приднестровье.
Только газ - предмет общей заинтересованности, но тут интересы противоположны. Поэтому политика России вряд ли серьезно изменится, разве что может стать несколько менее твердой. Да и то, до первого конфликта.

Дмитрий Выдрин: Вообще-то импульс в международных отношениях (а украино-российские отношения, как ни странно, относятся к международным отношениям) должен давать президент. Поскольку именно он по Конституции отвечает за международный и силовой блок всей государственной политики. У премьера для этого намного меньше рычагов и возможностей. А главное – характер отношений между странами определяет вся совокупность общественных  связей двух стран, начиная от связей бизнеса, заканчивая гуманитарными и культурными связями.

Поэтому и украино-российские отношения по иерархии, значимости будут строится так: а) отношения, которые формируются своего рода народной дипломатией; б) институтом президента; в) а уж потом кабмином во главе с премьером.
Вопрос: В Универсале, подписанном участниками "круглого стола", и открывшем, фактически, политическую стабилизацию в стране и избрание Виктора Януковича на пост премьера, Украина декларирует одинаковое стремление как в мировые глобальные объединения (сотрудничество с НАТО, ВТО), так и региональные - сотрудничество с ЕЭП. Помимо всего прочего, страна является признанным лидером еще одного регионального объединения - ГУАМ. Не кажется ли Вам, что слишком много обязательств стоит перед страной? И как подтверждение- сотрудничество с каждым из векторов не больше, чем декларация на деле?

Алексей Голобуцкий: Проекты ЕЭП, ГУАМ – являются на данном историческом этапе не чем иным, как попыткой политического давления на геополитических партнеров и оппонентов. Как с одной стороны, так и с другой. Вряд ли стоит искать в этих проектах экономические предпосылки.

Однако сам

факт, назначения министром экономики Украины Владимира Макухи, человека, курировавшего вопросы развития ЕЭП со стороны Украины, а также, учитывая настроения первого вице-премьер-министра в этом вопросе Николая Азарова, неоднократно заявлявшего, что ЕЭП и развитие отношений с Россией являются приоритетными направлениями во внешней политике Украины, можно не сомневаться, что в политическом лексиконе аббревиатура ЕЭП будет более часто употребляться.
Хотя повторюсь, не более, чем, как тезисные заявления, основная цель которых показать сторонникам других геополитических объединений важность своего видения геополитического устройства региона.  

Вячеслав Игрунов:  Вступление Украины в ВТО является реальностью, хотя, может быть, несколько отложенной. На мой взгляд, если Украина вступит в ВТО в те сроки и на тех условиях, на которых настаивает глава украинского МИДа Борис Тарасюк, то это принесет стране много проблем, а уж о ЕЭП следует тогда забыть.

Впрочем,

ЕЭП и сейчас не актуально для Украины, остальные страны пошли по пути расширения ЕврАзЭС. В ЕС Украину не возьмут в ближайшее десятилетие точно. В НАТО - скорее всего, тоже. ГУАМ - хорошая форма для эпатажа России, как и Сообщество демократического выбора с "демократическими" диктаторами Ворониным и Саакашвили.
С одной стороны, лидерство в этих организациях будет тешить самолюбие президентов и создавать иллюзию самоутверждения, с другой - санитарный кордон будет мешать России в развитии ее отношений с Европой. Эти объединения, как соответствующие национальным интересам, будут активно поддерживаться США, в том числе и финансово, поэтому Украина в своей "многовекторности" будет время от времени возвращаться к этим проектам. 

В конце концов, это может привести к адекватному ответу со стороны России и надоесть Европе. А ведь Россия - это еще и кратчайший мост в Европу для Китая, на рынки которого хочет выйти Украина. Так что две эти организации будут похожи на чемодан без ручки: и бросить жалко, и нести тяжко.

Дмитрий Выдрин: Действительно, обязательств для одной конкретно взятой страны "забагато" (очень много- от редакции). Это следствие традиционного незнания руководством страны славянской филологии. В славянских языках слово "приоритет" не имеет множественного числа. Когда-то я был поражен одной из наших правительственных программ, в которой было зафиксировано 96 международных приоритетов (в частности, украино-перуанские связи были названы приоритетами).

Добиваются же успеха только те страны, которые не склоняют слово "приоритет".
Вопрос: Каким в действительности окажется курс новой украинской власти, ведь реально невозможно окажется на всех стульях усидеть?

Алексей Голобуцкий:

Очевидно, что в ближайшее время внешний курс Украины не будет меняться. Ярко выраженными будут приоритеты европейской интеграции.
Однако, этот процесс будет затяжным и мучительным. Рассчитывать, что движение в сторону Европы будет равномерным и поступательным – не приходится. Нужно все-таки будет сохранять баланс – не испортить окончательно отношения с Кремлем и показать Брюсселю, что Украина выполняет хоть какие-то требования на пути сближения с Евросоюзом.

Вячеслав Игрунов: Балансировать на интересах разных сторон- естественная стратегия для дипломатии. И успешная дипломатия в этом ключе приносит огромные дивиденды стране. Пример тому - история России во второй половине ХIХ века. Но, во-первых, такая дипломатия невероятно сложна и требует высочайшей квалификации. Украина попросту не располагает дипломатами такого класса, а украинский политикум слишком провинциален, чтобы суметь понять нюансированность такой политики. Во-вторых, ошибки дипломатии такого рода стоят стране дороже, чем стоят все приобретения в случае успеха. Ошибки дипломатии в начале ХХ века стоили существования не одной империи. "Оранжевая революция" на Украине также пример избыточной "многовекторности".

Думаю, что Украина должна выбрать курс на тесное сотрудничество с Россией, при понимании неизбежности общего пути навстречу Европе. Она должна отказаться от признания американской гегемонии - иначе именно ее судьбой американцы расплатятся за временное сдерживание Европы, России и Китая.
Американцам союзников не жалко - посмотрите на судьбу Ирака. Но ведь у украинцев должны быть и свои интересы.

Дмитрий Выдрин: 

Если нереально усидеть на всех стульях сразу, то, видимо, курс новой украинской власти можно обозвать одним словом – нереальный.
Вопрос: Возможен ли пересмотр отношений в обществе к правительству Януковича, если он не сможет отстоять цену на поставляемый газ из России?

Алексей Голобуцкий: 

Политологи прогнозирует уменьшение рейтинга Януковича, начиная с первого квартала работы его на посту Премьера. Это неизбежный процесс.
Поскольку он вынужден будет изменить риторику как политик и идти на неблагоприятные с точки зрения общественного восприятия шаги. Несомненно, общество радикально изменило бы отношение к Виктору Януковичу, если бы он смог добиться пересмотра цены на газ в сторону уменьшения!

Но это вряд ли произойдет. Россия неоднократно заявляла, что динамика цены на газ формируется, исходя из рыночных отношений. Отталкиваясь от такой логики, можно предположить, что Украина является лишь одной из многих стран, которым Россия продает газ. А, как мы знаем, только Белоруссия еще получает газ чуть дешевле Украины и то Кремль грозиться все время поднять цену. Вряд ли другой премьер в такой ситуации мог что-то сделать в этом вопросе, хотя мы еще станем свидетелями, что все намерения премьера Януковича, особенно под воздействием и "приправой" крутого на  словечки лидера оппозиции Юлии Тимошенко, будут восприниматься среди населения, как неэффективные.

Дмитрий Выдрин: 

Я не знаю ни одного правительства на Украине, а их было более десяти, которое выполнило бы свои обещания и к которому, соответственно, не изменялось бы в худшую сторону отношение общества. Думаю, что данное правительство не станет исключением.



Тарас Бурнос