Аналитика


Большие бетонные последствия "маленькой" ошибки
Экономика | Свердловская область | В России | В бывшем СССР

В Екатеринбурге вместо обвалившегося моста возведут новое сооружение. Возможно, что его строительством займется тот  самый "Мостоотряд 72", который создавал прежний мост. А пока развалившуюся конструкцию пытаются убрать около 500 человек, работая днем и ночью.

Масштаб разрушения начинаешь осознавать, только оказавшись там. Если бы мы сами об этом не писали со слов очевидцев, никогда бы не поверила, что мост рухнул просто так, без какой-либо посторонней "помощи" – уж слишком глобально его перекосило.

Пока же посреди места происшествия свалены искореженные конструкции. С одной стороны торчит бетонный язык одного из пролетов сооружения, с другой - монолит как бы медленно оседает, превращаясь во что-то непонятное. Сверху упавшего набок пролета ходят или бесстрашно сидят специалисты "Мостоотряда 72". "Здесь нет ничего опасного. Этот бетон пытались бульдозером пододвинуть – хоть бы что", - говорит рабочий Алексей.

Вся работа, отчасти напоминающая сизифов труд, сосредоточена возле железнодорожного полотна, над которым и произошло самое основное обрушение. На бетонную балку надевается металлический трос, а затем подъемный кран безуспешно пытается сместить конструкцию. Попытка не удалась – балка слишком велика. Тогда в ход идет дробильная машина, которая должна разбить монолит на части. По месту обрушения нервно ходит прораб, громко ругаясь матом.

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Фото: www.e1.ru

Затем центр внимания смещается на само железнодорожное полотно, в опасной близости от которого лежит еще один остаток от моста. Работа закипела и тут. Вновь подъемный кран и железный трос. Все торопятся. Дело в том, что по плану, буквально через час, предстоит открыть этот участок дороги. Ущерб для СвЖД и так слишком велик 40-50 млн руб. Время – деньги.

Начальник СвЖД Шевкет Шайдуллин признался: "111 грузовых поездов задержано на 445 часов, 104 пассажирских состава - на 180 часов. Нужно сказать, что организован штаб ОАО "РЖД" на соседние дороги брошено 80 транзитных поездов". Движение по Транссибу открыли. Числа 8-9 пообещали открыть и автомобильное движение по Восточной. Впрочем, и тогда разбор конструкций все еще продолжится.

Место проведения работ огорожено. Школа № 38, расположенная в нескольких десятках метров от злополучного моста, превращена в штаб и не работает. Любопытные наблюдают за всем происходящим с железного пешеходного мостика неподалеку. Есть те, которые пытаются проникнуть за ограждение.

Полный мужчина в возрасте, потом представившийся Геннадием, ведет долгий словесный бой с милиционерами за право посмотреть на то "как он остался жив". Препирания закончились тем, что мужчину все-таки выдворили на безопасное расстояние.

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU "Этот мост вообще-то мог обрушиться и на меня, и на кого угодно. Вечером 4 сентября я припарковался рядом, ожидая приятеля. Сидел в машине, наблюдал за всем. Прошел грузовой состав, потом городская электричка. Через пару минут приехал приятель. Мы чуть-чуть поговорили, затем я сел за руль. Мне как раз позвонил сынишка – времени было 16:40. Я уехал, а через пять минут звонит тот приятель и говорит, что мост рухнул!, - рассказывает Геннадий, добавляя, будто знал, что мост обрушится. – Посмотрите, на чем он держался? Разве одна-единственная опора в пролете могла удержать такую гору бетона?"

Могла или нет, решает комиссия, которая приступает к основным работам только 7 сентября. Заместитель главы Екатеринбурга Александр Ляшенко сообщил журналистам, что раньше взять образцы бетона и арматуры было невозможно из-за неубранных завалов.

Версий, почему мост обвалился, не прибавилось. Либо из-за ошибки проектировщиков, либо строителей – третьего не дано. Ничего большего от чиновников журналистам добиться не удается и, как намекают власть предержащие, не удастся до официального заключения экспертов. Сами "обвиняемые" до недавнего времени тоже хранили молчание. В проектной организации "Уралгипротранс" от комментариев отказываются, ссылаясь на то, что давать их некому, т.к. все специалисты и руководство на месте ЧП, хотя там их найти не удалось. В "Уралмостострое", как и в его дочернем предприятии "Мостоотряд 72" от ответа так же уходили.

Но накануне удалось получить первый комментарий от гендиректора "Уралмостостроя" Михаила Щукина. Вариант, что мост рухнул по вине его организации, он не допускает: "Могу сказать одно: я в этом тресте работаю 52 года. И кадры у нас квалифицированные, и уникальные сооружения мы строили, но такое впервые. Я, конечно, не изучал вопрос, но чувствую, что дело в проектировании. Надо сделать расчет ригелей (опор для каркасов - прим. ред.) и все станет ясно. Не думаю, что "Мостоотряд 72" сделал какой-то ляп. А с "Уралгипротрансом" мы работаем давно, но, знаете, проектировщики могут тоже ошибаться".

Напомним, после того, как принимается решение о строительстве моста, в соответствии с законом проводится тендер. В случае со Свердловской областью, большинство тендеров выигрывает "Мостоотряд 72". Конструкции, подобные той, которая рухнула, существуют не только в Екатеринбурге. Специалисты говорят, что мост на Восточной – лишь одна из первых ласточек и обрушения еще ожидаются.

Технический директор ЗАО "Институт "Стройпроект" Алексей СуровцевСтроительство и проектирование мостов уже давно является областью высокой сложности. Для проектирования и строительства мостов необходима соответствующая квалификация, а в России сейчас, при проведении конкурсных торгов, наблюдается перекос в сторону принятия наиболее дешевого предложения. На мой взгляд, при выборе проектировщика и подрядчика, обязательно необходимо рассматривать наличие соответствующего опыта выполнения подобных работ, и качество выполненных ранее проектов.

Но, как ни крути, виновник ЧП является старожилом строительного рынка. "Уралгипротранс" существует 75 лет, "Уралмостострой" – 52 года. Обе организации имеют хорошую репутацию.

"Все мосты, которые здесь строили – это "Мостоотряд 72". На моей памяти не было такого, чтобы то, что они построили, обрушилось. У нас лучшей организации нет", - отметил министр строительства и ЖКХ Свердловской области Александр Карлов.

Выходит, правы эксперты, когда говорят о надвигающихся обрушениях? Если падает то, что построили и спроектировали опытные организации, что же будет с теми сооружениями, чьим возведением занимались новички? 



Александра Качалова