Аналитика


Дадим /вместо прав/ шар земной детям...
Общество | Портреты | Общество | Свердловская область | Свердловская область | радио | Россия | В России | За рубежом

Однажды в Шотландии, в дни пребывания там советской делегации  учителей, на одном из массовых митингов кто – то из присутствующих спросил только что вернувшегося из Советского Союза настоятеля  Кентерберийского собора Хьюлетта Джонсона: "Скажите, а есть ли в СССР привилегированный класс?" На что он ответил: "Есть. Это дети!"

С тех пор, а советская "Учительская газета"  рапортовала об этом  в 1957 году, много воды утекло. Лозунг, а вместе с ним и другие "Все лучшее – детям", "За детство счастливое наше спасибо, родная страна!", "Дадим шар земной детям!", затерялись где – то в далеком прошлом.

Новых лозунгов о детях страна не придумала, да и вообще как – то подзабыла о привилегированности этого слоя общества.  О детях сегодня вспоминают несколько раз в году -  1 июня, в день их  защиты, в Новый год и еще по пальцам перечесть. Небольшой концерт, халявная  коко – кола и все. Все политики, бизнесмены и просто звезды с кучей подарков в первый летний день устремляются в дома – интернаты для брошенных детей и  инвалидов, что в общем – то не может не радовать. Но об обычных детях, об их защите мало кто вспоминает. Все привыкли, что, если уж говорят о социальной незащищенности, так это значит,  речь идет о пенсионерах, бюджетниках, военных или об инвалидах.  О детях, чьи права сегодня нарушаются не меньше, чем у взрослых, - ни слова. Ведь они подчас и не подозревают о том, что взрослые нарушают их права. А, если и знают, то   не судятся со своими обидчиками, не пишут писем чиновникам и не устраивают забастовок.

Маленькая Таня Микишева пока не понимает, что взрослые лишили ее положенных ей квадратных метров. Ей всего восемь месяцев. Вместе  с мамой она живет в общежитии имени Калинина в Екатеринбурге. Комната площадью 18 квадратных метров. Год назад администрация общежития  подселила к ним  еще одного человека, аргументируя  свое решение тем, что на ребенка  в комнате не положена дополнительная площадь, а значит,  его мать может поделиться квадратными метрами с соседкой. Причем, подселение произошло без ведома хозяйки комнаты. В комнату просто  провезли чужие вещи, разделив ее пополам шторой. Женщина в шоке – в  маленькой комнате не то, что негде детский столик поставить, ребенку просто негде передвигаться. Кроме Людмилы Микишевой, в общежитии еще три одиноких женщины с детьми, к которым пытались подселить соседей.

Ольга Александрова  в прямом смысле этого слова держала оборону в своей комнате. Вместе  с четырехлетним сыном они живут в общежитии  уже 8 лет. И их вдруг предупредили, что подселят  к ним еще одну женщину. "Ну, поймите, ведь здесь и так условия для проживания минимальные, - говорит Ольга, - Ну как жить в комнате с чужим человеком, а, если она не любит детей? Как я могу быть уверена в том, что она не обидит моего сына? Мы сейчас написали жалобы уполномоченному по правам человеку в области и на всякий случай заготовили  иск в суд – если к нам подселят кого- нибудь, мы будем судиться. Иначе просто нельзя".

Таких примеров, где нарушалось бы  право на жилье, гарантированное нам нашей Конституцией, и при этом страдали дети, множество. Очень часто дети, родители которых не являлись собственниками квартир в сносимых домах и не смогли доказать государству, что "сохранили право пользования" на них, в прямом смысле слова оказываются  на улице.

"Практика показывает, что суды редко встают на защиту детей, - говорит главный специалист аппарата уполномоченного по правам человека Свердловской области Алексей Засыпкин, - Даже если органы опеки активно отстаивают защиту какого – нибудь ребенка, суд выносит смелое решение о выселении. И вообще права детей нарушаются ничуть не меньше, чем у взрослых, что очень нас тревожит".

Прокуратура Свердловской области тоже бьет тревогу. Только в прошлом году ею было  выявлено более полутора тысяч нарушений, которые касаются несовершеннолетних. К примеру,  прокурорские проверки выявили, что воспитанники Нижнетуринского и Карпинского  домов – интернатов для детей – инвалидов, Первоуральского дошлкольного дома для детей – сирот и детей /Свердловская область/, оставшихся без попечения родителей, просто голодали. Вместо положенных им 82 рублей в день на питание взрослые давали в четыре раза меньше. А в кушвинской городской больнице детей инвалидов, медицинские услуги которым   должны  оказывать бесплатно, лечили  за счет родителей. И  самая страшная статистика – за год прокуратура возбудила 69 уголовных дел по фактам жестокого обращения с детьми. В прокуратуре рассказывают случай, когда 42 – летний житель Асбеста долгое время жестоко избивал собственного сына. Суд приговорил родителя к 3 годам и 7 месяцам лишения свободы. Сколько еще таких семей, о которых не знает ни  милиция, ни прокуратура, неизвестно. Ведь дети, как правило, не жалуются на  своих жестоких родителей.   

Точно также дети зачастую не подозревают о том, что нарушается еще как минимум пять – семь статей Конституции нашей страны,  в которых прописаны их права. Например, право на бесплатное лечение. Не хватает в городе того или иного медицинского специалиста, родителям приходится везти свое чадо в платную поликлинику. Нет, их особо никто  к этому не принуждает, – просто не у каждого хватает терпения ездить на другой конец города и сидеть в длинных  очередях, ожидая эти самые бесплатные услуги, гарантированные  государством. Более того, платно за ребенком начинают наблюдать, когда он еще находится в утробе матери. И вроде бы обычных роддомов у нас хватает, но молодым мамашам непременно хочется, чтобы за ними  и их  ляльками наблюдали по высшему классу. Конечно, в таких учреждениях, максимум, комфортных условий, тут тебе и палата отдельная с холодильником, и медсестры более приветливые, а  в целом все также – роды они и есть роды…

Но, пожалуй, самое богатое  нарушениями детских  прав поле – это дошкольное и школьное образование. Когда моим знакомым  в одном из детских садов при зачислении их ребенка сказали, что не мешало бы подарить садику телевизор, я не очень удивилась. Многих настоятельно просят, как это правильно называется, "внести посильный вклад в материальное развитие".

Через некоторое время узнаю, что   других молодых родителей попросили привезти для  детского сада …доски. То же самое касается и школ. Чиновники  из управления образования неустанно повторяют, что  у нас в стране бесплатное образование, но что это такое  и  с чем его едят,  родители сейчас уже и не знают. Чтобы  отдать ребенка в школу, которая поближе к дому и где получше учат, нужно опять - таки внести денежный взнос или что – нибудь подарить. Это раньше учителя стеснялись брать от своих подопечных букеты цветов в день экзамена. Теперь многие из них, можно сказать, живут от праздника к празднику, заказывая ученикам подарки.

Еще одна далеко недетская проблема, также напрямую связанная  с нарушением прав несовершеннолетних. Именно в  школе  ухудшается  здоровье детей. Редкий школьник сегодня не приобретает за годы обучения искривление позвоночника, близорукость, нарушения в работе желудочно-кишечного тракта, органов дыхания и другие серьезные болячки. В последние годы врачей особенно беспокоит рост психических расстройств и саморазрушительного поведения детей: по данным Минздрава РФ, в  прошлом году 7800 несовершеннолетних покончили с собой.

Почему дети в школе страдают физически и психически? Разные специалисты ищут ответ на этот вопрос, и отвечают они в конечном счете по-разному. Кто-то говорит, что все дело  в низком жизненном уровне большинства российских семей, в плохой оснащенности школ, в низкой зарплате учителей. Кто-то сетует на слишком большие учебные нагрузки -  современному ученику приходится много часов сидеть за уроками  и мало времени гулять и заниматься физкультурой. Одни видят недостатки в медицинском обслуживании школьников, другие - в методиках преподавания. Все эти мнения одинаково верны, и истина, видимо,  в их  суммировании.   

О том, как решить эту проблему, в интервью "Известиям" рассказала директор Института возрастной физиологии Российской академии образования, член-корреспондент РАО Марьяна Безруких: "Мы не должны забывать о том, что у нас до 70% патологии беременности и родов, - сказала она. - А это означает, что примерно у 70% детей снижен адаптивный ресурс, и при любом перенапряжении ребенок может подорвать свое здоровье. Школьное обучение сплошь и рядом связано с перенапряжением адаптивных возможностей детского организма".

К числу самых опасных физиологи относят "стресс ограничения времени", с которым сталкиваются почти все дети, приходящие в школу. Учебные программы построены таким образом, что учитель не может принимать во внимание индивидуальные особенности каждого ребенка. Медлительные дети, которые из-за своих физических возможностей не успевают выполнять задания в отведенное время, обречены на учебные неудачи и накапливающийся стресс. Второй негативный фактор - авторитарный стиль обучения, который распространен в наших школах. Состояние хронического стресса, в котором дети пребывают в школе, может быть причиной роста и обострения различных заболеваний.
Впрочем, как показывают многочисленные опросы, о том, какие  у детей есть права, и нарушаются ли они, зачастую не знают ни сами дети, ни их  родители. Это где – нибудь на западе  привыкли качать права по поводу и без него. Судебное разбирательство может возникнуть, если  ребенку покажется, что учитель по физкультуре как – то подозрительно нежно  смотрит  на него, или,  если учитель по математике будет повышать голос во время уроков…

Наш ребенок привык, что взрослый всегда прав. И даже в свой законный праздник – день защиты детей – он не вспомнит о своем праве на отдых. По указке взрослых мальчики и девочки  в этот день  будут участвовать в занудных викторинах и  петь песни про школу, забывая о том, что все это уже можно не делать. Каникулы ведь…

 



Евгения Сергеева