Аналитика


ДДТ: то взлет, то "посадка"…
Общество | Свердловская область | Ханты-Мансийский АО - Югра | Челябинская область

В минус 25 автосалоны компании ДДТ пустуют: продажа автомобилей дело, зависящее от погоды, сезона, конъюнктуры и, как выяснилось четыре недели назад, от силовых структур. 29 декабря 2004 года бизнес остался без руководителя. Почти месяц Равиля Хакимова – главу компании не видели ни адвокаты, ни близкие. Накануне , во вторник, с ним встретился юрист ДДТ. Зачем понадобилось уже не в первый раз "закрывать" главу крупнейшего на Урале продавца отечественных автомобилей – не вопрос, вопрос – кому и почему именно сейчас? Желающих отхватить ломоть автобизнеса всегда было более, чем достаточно, однако, в течение последних четырех лет компания стабильно и без особых проблем развивалась: строились новые салоны, ширилась география, увеличивался ассортимент. И вот в один миг все оказалось на грани…

Конкуренция - жизнь торговли, смерть торговцев

Бесспорно, в первом ряду мыслей о причинности происходящего – заказ конкурентов. К таковым можно отнести несколько участников рынка автомобильных продаж. Во-первых, Равиля Хакимова могли "заказать" обиженные, а местами и задавленные его бизнесом собственники небольших салонов по продаже отечественных авто. По информации источника Накануне.RU в областном автобизнесе, в последнее время отчетливо прослеживается тенденция "кучкования" таких структур около официального дилера ВАЗа в Екатеринбурге компании "Екатеринбург-Лада". Более того, вероятно, именно благодаря усилиям руководства "Лады" даже не слишком обустроенные салоны получают дилерство и квоты на поставку машин.

По мнению нашего эксперта, вполне возможно, что эта консолидация была первым шагом к переделу рынка. Объединившись под крышей официального дистрибьютера тольяттинского завода, и пролоббировав разрыв дилерских договоров ВАЗа с салонами ДДТ, можно предположить, что конкуренты могли пойти на крайний шаг дестабилизации бизнеса Хакимова. То, что управление ассоциацией компаний ДДТ осуществлялось фактически единолично самим Равилем Хакимовым  - секрет полишинеля, и следующим возможным шагом должен стать дележ его, подорванного отсутствием "головы", бизнеса. Как ни крути, пусть недоказанная, но 209 "бандитская" статья висит над главой ДДТ, а значит, и поставщики, и потребители, и кредитные организации к деятельности компании в последние недели относятся не без предвзятости.

Во-вторых, с помощью столь изысканно силовых методов на екатеринбургский рынок автопродаж могли попытаться зайти непосредственно тольяттинские фирмы. Благо салоны в ДДТ отстроены, стоянки расчищены, меняй вывеску и торгуй в свое удовольствие. Поясним, что ни один даже официальный дилер не получает машины прямо с конвеера. Завод продает авто исключительно нескольким доверенным фирмам, а уж те – дилерам. Возможно, этим самым доверенным поставщикам вазовских автомобилей стало тесно в своей роли, а уральский регион – рынок более чем перспективный.

И, наконец, в-третьих, в последнее время компания ДДТ, расширила модельный ряд на стоянках. Уже несколько месяцев рядом с шестерками, десятками, оками и ижами, красуются "Судзуки", "Ниссаны" и "Мицубиси". Не говоря уж об американских грузовиках, идущих "влет", и корейских микроавтобусах, которые вот-вот должны были покорить екатеринбуржский рынок. Вероятность того, что Равиль Хакимов перешел кому-то дорогу в этом направлении тоже существует.

И все же "конкурентная" версия – сомнительна. Хотя бы потому, что топить соперника "соседи" по автобизнесу, скорее, стали бы с помощью более знакомых им механизмов – "стукнули" бы в налоговую или в антимонопольный комитет, дожали ВАЗ, чтобы перекрыть поставки жигулей в салоны ДДТ, или бы устроили очередную PR-войнушку, но чтобы так стремительно главу серьезнейшего бизнеса "посадить", да еще и вывезти в изолятор временного содержания закрытого города Новоуральска и сменить в две праздничные недели следователя по делу, это ж какую мохнатую лапу надо иметь в силовых органах, чтобы провернуть столько очевидно не слишком чистых по закону действий разом?

Под раздачу…

Собственно, задержание Хакимова после громкого ареста депутата екатеринбургской гордумы Хабарова, обвинений в адрес Куковякина и обысков у Вараксина, выглядит всего лишь очередным движением в большом противостоянии блюстителей закона и его нарушителей. И, если б дело происходило не в России, можно было бы только порадоваться такой активности правоохранителей в борьбе за порядок. Но российский народ после буйных 90-х стал мнительным, а после громкой и массовой антикоррупционной кампании против "оборотней в погонах"  сомневающимся.

На прошедшей накануне пресс-конференции адвокат Равиля Хакимова, Алексей Макуха заявил о нарушении конституционных прав главы ДДТ. По его словам, более 2-х недель было неизвестно место нахождение Хакимова, в течение 3-х недель к нему не допускались даже адвокаты. По непонятной причине руководитель компании ДДТ был вывезен в ЗАТО Новоуральск, а затем этапирован обратно в Екатеринбург. В настоящий момент в ответ на данные нарушения адвокатами главы ДДТ направлена официальная жалоба в Прокуратуру Свердловской области, а также в Генеральную прокуратуру РФ, Президенту РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, Министерство Юстиции РФ и Уполномоченному по правам человека Свердловской области. Отсутствие связи с Хакимовым подтверждает и жена задержанного Наталья Сибирякова.

Впрочем, нынешний арест Равиля Хакимова, вполне укладывает и в другую "цепочку случайностей", очень похожую на закономерность. По той простой причине, что оно третье. Это тогда, в далеком уже марте 1999 года для многих стало неожиданностью задержание генерального директора ДДТ по обвинению в вымогательстве. Равиль Хакимов был задержан по всем правилам беспредельного жанра – с привлечением УБОПа, с обысками в квартире и в офисах автосалонов. Причиной тому послужило заявление одного из директоров ДДТ - несколько сотрудников Хакимова решили "прибрать к рукам" его бизнес.

Складывая прибыль от продажи машин в свой карман, один из директоров салонов "увел" таким образом из оборота фирмы более 70 тысяч долларов, когда этот факт вскрыла внутренняя бухгалтерская проверка ДДТ, и руководство потребовало вернуть деньги, он отправился в УБОП с заявлением о вымогательстве.

А поскольку ДДТ никогда не "крышевалось" ни в правоохранительных органах, ни в известных преступных группировках, то ведомство, расформированное позднее во многом за свою нелицеприятную для государства известность повсеместной "крыши", активно в этот процесс включилось. Но Хакимова за не имением доказательств пришлось отпустить, а "делиться" с УБОПом он так и не начал. Стоит отметить, что все время существования компании ДДТ, она ни разу не поддерживала ни одного кандидата на выборах, ни разу ни ввязывалась в противостояние города и области, никогда не кормила отдельных чиновников. Скорее, была лояльна ко всем и никому. Вплоть до того даже, что за десятилетие существования ДДТ, Равиль Хакимов ни разу не дал ни одного телевизионного интервью и лишь ограниченное число людей знает его в лицо.

Выйдя на свободу Хакимов собрал почти растащенный бизнес, вместо пяти салонов в Екатеринбурге выросло восемь, начали открываться отделения в Уральском регионе и за его пределами, бизнес диверсифицировался, компания взлетела на новый уровень. Не собранные осколки ДДТ образца 99-го остались отдельными небольшими автосалонами, директора которых - бывшие сотрудники ДДТ, мириться с этим не собирались. Спустя чуть больше года в 2001-м году последовало продолжение истории. Не без помощи УБОПа на Хакимова снова было заведено уголовное дело  по статье 174 УК РФ «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем». Но через месяц оно было приостановлено за отсутствием доказательств вины задержанного.

За последние три года стабильности ДДТ выросло до размеров средней руки корпорации: сегодня в ассоциацию входят стоянки, сервисы, мойки, кафе, ЧОП, торговый дом, транспортная компания, залы игровых автоматов. В 2003 году ДДТ продала около 50 тысяч автомобилей.

История, вы повторяетесь? 

Новый виток противостояния ДДТ и силовых структур в 2004 вполне объясним. Прошедшие три года попыток выстраивания взаимоотношений власти и бизнеса, перестройка системы МВД, поиск приемлемых условий игры заморозили на время безоглядную коррупцию 90-х. Новый глава государства постоянно отрицал возможность деприватизации, а бизнес подписывался под любыми чеками "на благотворительность".

Но это было в России "до Юкоса". Когда "Юганскнефтегаз" отошел государственной структуре, к "Газпрому" вернулись "блудные" дочки, "Славнефть" была продана за копейки, а госпакет "Магнитки" - за минуты, многое стало очевидным. И для силовиков - тоже. Пусть названия структур сменились, но люди-то остались. И начавшийся "вверху" процесс  не мог не задеть верхушку среднего и малого бизнеса.

Сегодня источники в ДДТ уверяют, что их бывшего коллегу - Константина Охлопкова пытали, что за нынешними арестами стоят все те же люди, что и раньше, что подоплека происходящего - в успешности и от того лакомости уже отсроенного и структурированного бизнеса продажи отечественных автомобилей. Сотрудникам компании можно верить, а  можно - сомневаться.

Но, к сожалению, официальных комментариев правоохранительных органов по делу руководителя ДДТ до сих пор в СМИ не поступило, и потому в завершении этой истории пока можно поставить лишь задумчивое многоточие. А ведь на дворе еще морозы 2005-го, а не 2008-го...



Юрий Александров