Аналитика


Околотуристическая диалектика кролика и удава
Общество | Портреты | Общество | Свердловская область | Свердловская область | Свердловская область | Ханты-Мансийский АО - Югра | Курганская область | Челябинская область | Ямало-Ненецкий АО | Тюменская область | Экономика | Политика | печать | Россия | Наука и техника | Центральный ФО | СЗФО | Южный ФО | Приволжский ФО | Сибирский ФО | Дальневосточный ФО | Уральский ФО | В России | В бывшем СССР | За рубежом | Уральский ФО | В мире

Для начала небольшая прелюдия. В незапамятные времена возникла на Руси забава такая – “лаяться” или “собачиться”. Ранее русские мужики занимались этим ради искусства. Реальной смысловой нагрузки это не несло, скорее, так – поиски новых метафор, гипербол, метонимий и других риторических фигур. Так они убивали время и решали важные дела, получая массу удовольствия от самого процесса. Времена те прошли, наступила информационная эпоха, но от старых традиций, которые, видимо, заложены уже в генах, избавиться крайне сложно. Так и тянет порой высказать супротивнику все, что о нем думаешь, надеясь, что он ответит. Так слово-за-слово и истину родить можно…

Итак, короткое и малоснежное уральское лето вот-вот вступит в свои права. Пора отпусков. Любителей экстремально отдохнуть летом на родном Урале в условиях резких перепадов температур становится с каждым годом все меньше, а комфортных во всех отношениях заграничных туров все больше. Самостоятельно же путешествовать опасно и утомительно. Удобнее выбрать туроператора, который вас доставит до точки назначения, будет вашей опорой в незнакомой стране и доставит вас обратно в целости и сохранности отдохнувшими и удовлетворенными.

Наверное, подобным образом рассуждали и русские туристы 11 мая сего года, сидя на чемоданах в аэропортах Екатеринбурга /Кольцово/, Шарм-Эль-Шейха, а также в аэропорту  Виктории /Сейшельские острова/, где, собственно и был задержан вылет самолета. Что объединяло этих людей, разбросанных по всему глобусу, кроме российского гражданства? Ответ таков: несколько часов ожидания, “Уральские авиалинии” и туристические визы. Сидеть в аэропорту в ожидании вылета грустно. Кто виноват? и что делать? – эти извечные вопросы российской интеллигенции задавал себе, наверное, каждый турист, оказавшийся в подобной ситуации. Разумеется, логичнее всего винить того, кто взял на себя обязательства по осуществлению вашего отдыха, то есть туроператора. В данном случае, это туристические фирмы. Турфирма, разумеется, винит во всем компанию-перевозчика, в этой истории – “Уральские авиалинии”. В свою очередь, авиакомпания винит аэропорт Шарм-Эль-Шейха. А аэропорт никого не винит – ему, как говорят в народе, вообще “по барабану” эти сугубо российские разборки.

Взялся прокомментировать эту ситуацию с накладками в расписании самолетов генеральный директор турфирмы “Мир”. Он дал интервью одному из региональных СМИ, подойдя к объяснению причин задержек самолетов “Уральских авиалиний” с технической стороны дела.  Статья в СМИ вышла, возымев “успех” у “Уральских авиалиний”, которые в официальном заявлении дали свое “разъяснение” данной ситуации. Действительно, в статье, из-за которой и вышел этот “сыр-бор”, фирма “Мир” по сути была названа рупором бойкота, который намерены объявить “Уральским авиалиниям” многие туристические фирмы. Сергей Бузько, генеральный директор фирмы “Мир” крайне возмущен и раздосадован этим фактом, назвав нынешнее обострение отношений фирмы  “Мир” с авиакомпанией “Уральские авиалинии” “происками конкурентов”.

Серьезный конфликт между турфирмой “Мир” и  “Уральскими авиалиниями” был в 2001-2002 годах, а нынешний “конфликтик” – зуд от той старой болячки. Вспомним эту историю. Она началась в декабре 2000 года, когда компания “Мир” и ОАО “Уральские авиалинии” заключили  агентское соглашение на продажу международных перевозок. Условиями договора было предусмотрено перечисление денежных средств в течение 3 дней с момента продажи авиабилетов. По уверению компании “Уральские авиалинии”, их партнер деньги платил неохотно, свои обязательства, заложенные в соглашении, выполнял ненадлежащим образом. Долг перед авиакомпанией накопился немалый: более 3 миллионов рублей. Как положено в правовом государстве, недовольная сторона подала иск в Арбитражный суд Свердловской области, и итогом судебного разбирательства стало взыскание с турфирмы “Мир” в пользу авиакомпании “Уральские авиалинии” задолженности в размере 3.215.169 рублей.

С деньгами расставаться всегда трудно, тем более, с такими большими и особенно, когда чувствуешь за собой правоту. Церемонию прощания с вышеозначенной суммой  фирма “Мир” безобразно затянула. А ведь к деньгам надо относиться хоть и бережно, но легко. В общем, в феврале 2003 года взыскали через суд с фирмы “Мир” еще и пенни в размере 263.888 рублей 85 копеек. Была, конечно, и апелляционная жалоба со стороны турфирмы “Мир”. Но она осталась без удовлетворения. Задолжность турфирмы перед авиакомпанией была погашена полностью

Сия перипетия имела место быть в новейшей истории российского бизнеса. Но раны, нанесенные такими суммами, залечиваются долго,  и разбередить их ничего не стоит. Вот и получилась реанимация конфликта давно минувших дней. Сей скорбный случай стал причиной, которая позволила развернуть словесную баталию на страницах уральской региональной прессы.

Господин Сергей Бузько, генеральный директор турфирмы “Мир”, в интервью к той самой злополучной статье регионального СМИ высказался весьма двусмысленно в отношении  “Уральских авиалиний”, позволив себе вольное сравнение авиакомпании с “удавом, подавившимся кроликом”. Любопытно, что имел в виду Сергей Бузько, под этой метафорой. Либо  под кроликом он понимал саму фирму “Мир”, либо повышенные обязательства по организации чартерных рейсов, которые взяла на себя компания “Уральские авиалинии”. Не исключено, что Сергей Бузько просто демонстрировал знание современной русской литературы, в частности “Кроликов и удавов” Фазиля Искандера. Заметим, что в названном художественном произведении звучит любопытная мысль: кролик, проглоченный удавом, может стать удавом. Не станем здесь развивать эту мысль, но пусть она послужит поводом для размышления.

В давешней статье прозвучало заявление Сергея Бузько, в котором говорится о необходимости лишить “Уральские авиалинии” монополии на перевозки. Подобное заявление, наверное, вызвало недоумение у государственных чиновников – борцов с монополиями: что именно имел в виду Господин Бузько, когда называл “УА” монополистом на рынке авиаперевозок? Скорее всего – монополию на рынке международных чартерных рейсов – до 90 %  международных перевозок приходится именно на “Уральские авиалинии”. Но не стоит забывать, что уральское небо бороздят  воздушные корабли “Аэрофлота – Российские авиалинии”, “Трансаэро”, “Люфтганза”, “Чешские авиалинии”, которые дублируют направления перевозок, осуществляемых “Уральскими авиалиниями”.

Генеральный директор турфирмы “Мир” проявил обеспокоенность здоровьем экипажа самолетов “Уральских авиалиний” /мол, экипаж не успевает отдохнуть из-за насыщенного расписания перелетов/, а также отметил, что самолеты не успевают проходить техосмотр перед вылетом. Это серьезное обвинение в адрес авиакомпании вызвало лишь немое удивление у  “Уральских авиалиний”. Но надо понять и гендиректора Бузько: он просто говорил, из чего складывается задержки вылетов самолетов авиакомпаний.

Разумеется, дыма без огня не бывает – факты задержки вылетов самолетов есть, и причины тому разные. Претензии к авиаперевозчику, могут возникнуть у пассажиров, неудовлетворенных сервисом. Но, благо, есть свобода выбора авиакомпании и туроператора. Если “Уральские авиалинии” действительно нарушают антимонопольное законодательство, и их самолеты летают, нарушая технику безопасности, как говорит Сергей Бузько, то компанией должны заниматься компетентные органы. Если авиакомпания нарушила свои договорные обязательства перед партнером-турфирмой, этим должен заниматься суд.

В свою очередь компания “Уральские авиалинии” объявила турфирму “Мир”,  уважаемого и популярного туроператора, фирмой “не выполняющую свои финансовые обязательства”, которую “должны бояться все перевозчики”. Тоже весьма жесткое и безапелляционное утверждение.

Мы обратились непосредственно к гендиректору турфирмы “Мир” за комментариями и разъяснениями: неужели он и вправду именно сказал то, что сказал. Сергей Бузько сообщил, что он и в самом деле давал разъяснения по поводу причин задержек самолетов “Уральских авиалиний”, в частности того самого рейса 11 мая Екатеринбург – Виктория – Екатеринбург. Гендиректор турфирмы заявил, что он рассуждал лишь о технической стороне дела, он даже не думал, что так извратят его слова – ведь он с большим уважением относится к авиакомпании “Уральские авиалинии”. Подчеркнем еще раз, что, по словам Сергея Бузько, ни о каком бойкоте /который якобы он от лица “Мира” объявил “Уральским авиалиниям”/ речи он не вел. Сергей Бузько опечален и возмущен тем фактом, что его слова коварно использовали для создания напряженности в отношениях турфирма “Мир” с  “Уральскими авиалиниями”.

Все дело, которое могло бы быть раздуто до вселенского масштаба, как представляется, не стоит и выеденного яйца: неосторожное заявление с одной стороны вызвало резкую критику с другой. Каждая из сторон при этом стремится “сохранить лицо”. Оно и понятно. А делить им по сути нечего: договор о сотрудничестве между двумя уважаемыми компаниями - “Уральскими авиалиниями” и фирмой “Мир” - давно расторгнут. Клиенты турфирмы “Мир” летают другими самолетами, в том числе самолетами МЧС. Как бы там ни было, громкие слова, высказанные недавно в адрес друг друга, можно расценить как старую добрую русскую забаву. Ну, кто старое помянет – тому глаз вон…

Все больше соотечественников летят во время своих отпусков в заморские страны за неизведанными ощущениями, яркими впечатлениями. Мы будем еще неоднократно обращаться к проблематике туристического бизнеса и летнего отдыха. Надеемся, что ваш отпуск, какой бы вы маршрут и тур-оператора ни выбрали, не омрачится никакими неприятностями. Жизнь во время заслуженного отпуска просто обязана быть прекрасной!


http://region.urfo.org/everyday/art/76586.asp Екатеринбургские турфирмы готовятся объявить бойкот “Уральским авиалиниям”