Аналитика


Кому и во сколько обойдется плата "за присоединение" к федеральным трассам?
Экономика | Свердловская область | В России | Уральский ФО

Качество россйских дорог не сравнить с европейкими. При этом, на наши магистрали приходится 77% грузовых и 60% пассажирских перевозок. В ДТП ежегодно погибает более 30 тыс. человек, из них 15% именно из-за плохого качества дорог.  Дороги, конечно, ремонтируют, но они все хуже. Накануне министр транспорта РФ Игорь Левитин признался, что "если не уделять должного внимания развитию дорожной системы, то к 2010 году в нормативном состоянии останется не более 15% дорог". Пока еще в нормальном состоянии 37% федеральных и 24% местных дорог. Недавно Президент РФ Владимир Путин назвал проблему автомобильных дорог одной из более острых. И это острие разрушает экономику: состояние дорог вызывает экономические потери, которые превышают 1,3 трлн рублей или 6% ВВП. Проблема извечная, но чем больше проходит времени, тем она становится глобальнее и, соответственно, более трудноразрешимой. Поэтому начали решать.

Выход нашелся очень простой: весь придорожный сервис должен платить определенную сумму, которая будет потрачена на общее благо, то бишь на ремонт автотрасс. Согласно планам Министерства, нововведения появится уже весной 2007 года, когда их внесут в закон "Об автомобильных дорогах РФ". Податью будут облагать все шашлычные, автозаправки, торговые центры, кафе, а также иностранные крупнотоннажные фуры, которые портят дорогу. Заплатят и страховщики, которым придется отчислять в межрегиональный фонд безопасности движения и реабилитации пострадавших в ДТП 10% от страховой премии вместо теперешнего 1%.

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU С миру по нитке - выйдет 100 млрд руб. Эксперты считают, что на эти деньги кардинально решить проблему с российскими дорогами вряд ли удастся, не говоря уже о том, что решение "дорожного вопроса", все-таки, дело государства, а не бизнеса.

В частности, в этом уверен председатель НП "Комитет 101" Дмитрий Головин. " Я сомневаюсь, что придорожное кафе зарабатывает очень много денег. Если философски подойти, то любое предприятие стоит около дороги. Может, обложить каждое предприятие? Придорожная инфраструктура и так не очень развита, а это еще ударит по ней, пусть и не очень сильно. Не надо заставлять шашлычников следить за дорогой", - отмечает предприниматель.

Такого же мнения придерживается Исполнительный директор совета "Независимая ассоциация содействия автомобилистам" Василий Белопашенцев утверждая, что улучшить дороги способна только коренная реконструкция: "Почему происходит проседание дорожного покрытия? Потому что нагрузка дорожной подушки или толщина слоя отсыпки не рассчитана на современные нагрузки. Когда-то дороги строили из расчета того, что будут проезжать ЗИЛы-130 грузоподъемностью 5 тонн, сейчас по нему летают фуры с грузоподъемностью 30-40 тонн. Очевидно, что от реальной стоимости реконструкции дорог эти поборы составят лишь десятую долю процента".

В этом контексте кажется разумным предложение Минтранса в части того, что иностранные крупнотоннажные грузовики-великаны должны платить за проезд по российским дорогам, тем более, что подобная практика существует на Украине и Белоруссии. Но минус в том, что, по словам Василия Белопашенцева, на автоперевозке завязаны все тарифы и удорожание ее стоимости ударит по потребителю.

Накануне.ru(2009)|Фото: Фото: Накануне.RU То же самое можно сказать про цены на бензин, которые и так постоянно растут. Ведь очевидно, что если автозаправки несут дополнительные расходы, они попытаются их компенсировать повышением цены. Но нефтяники говорят, что это не так, да и сама "плата за присоединение" их не пугает. Как сообщили Накануне.RU в пресс-службе "Лукойла", отчисления, скорее всего, будут несущественны, и серьезно повлиять на работу автозаправок не смогут.

"Факторы, которые серьезно влияют на цены на бензин, это, прежде всего, налоги и тарифы естественных монополий. Конечно, дополнительные расходы никому не нравятся. Но мы не думаем, что это будет значительно", - отмечает представитель пресс-службы.

Если цены на бензин и не поднимутся, то по кошелькам автолюбителей ударит увеличение страховых взносов. Как говорит первый заместитель генерального директора компании "Росгосстрах" Дмитрий Маркаров, закон об ОСАГО не предусматривает каких-либо резервов предупредительных мероприятий, направленных на предотвращение ДТП. "Поскольку в расчете на обоснование тарифа отчислений в резервы предупредительных мероприятий не предусмотрено, то решение об их создании может быть принято только за счет увеличения тарифа. А от этого пострадает, в первую очередь, наш страхователь. В противном случае такая нагрузка окажется просто непосильной для страховщиков, поскольку расходы на ведение дел в целом по страховому рынку уже сейчас выше, чем это предполагалось изначально", - отмечает Маркаров

С суммой, которую должны платить страховщики, все более-менее ясно, а о размере "платы за присоединение" пока неизвестно, впрочем как о том, кто и каким образом будет взимать эту плату. Однако, как считает директор Научно-технического центра Дорожного департамента Ханты-Мансийского автономного округа, лауреат Государственной премии СССР в области науки и техники Николай Табаков, либо денег будет слишком мало, либо платить их станет некому, так как бизнес, не потянув дополнительных отчислений в бюджет, попросту уйдет с дороги.

"Я могу смело предполагать, что малый придорожный бизнес не в состоянии компенсировать те затраты, которые нужны на реконструкцию дорог. О развитии вообще речи не идет, потому что там, где не построены дороги, вообще нет никакого бизнеса", - говорит Николай Табаков.

Так есть ли смысл в новой идее Минтранса, когда на одной чаше весов – нерешенная проблема, на другой – недовольство представителей бизнеса? По словам Николая Табакова смысл есть, но в том случае, если данная идея будет осуществлена по принципу "ты мне – я тебе".

Директор Научно-технического центра Дорожного департамента ХМАО Николай Табаков Для того, чтобы строить нормальные отношения, нужен компромисс. Государство должно четко сказать, что оно вкладывает и на каких принципах позволяет работать частнику на государственном объекте. То есть государство со своей стороны, например, дает в распоряжение бизнесу землю или предоставляет налоговые льготы, а частник со своей стороны платит что-то в бюджет на дороги.

В данном случае, как планируется, все будет наоборот, то есть никаких льгот не предоставят, а дополнительные отчисления заплатить придется, что дороги существенно не улучшит.

Впрочем, для тех, кому надоело ездить по плохим дорогам, появится альтернатива. На 70% за счет частных инвестиций, на 30% - за счет федерального бюджета. Речь идет о строительстве частных платных дорог. Начальник отдела общественных связей Министерства транспорта РФ Тимур Хикматов рассказал Накануне.RU, что в ближайшее время будет объявлен конкурс на строительство платной трассы Москва – Санкт Петербург.

Преимуществом новой дороги станет качественное покрытие, наличие нескольких полос и отсутствие пробок, которые существуют на нынешнем ленинградском шоссе. Ездить по такой дороге смогут все желающие, кто, конечно, заплатит деньги. "Точная цифра, сколько это будет стоить, пока не определена, но это будет не накладно даже для рядового водителя", - заверяет Тимур Хикматов. Стоимость проезда также зависит и от километража, и от грузоподъемности машины, и от участка, по которому едешь. Дорогу разобьют на участки и, например, чем участок отдаленнее от Москвы или Питера, тем дешевле по нему будет проехать. Но самое главное, по словам начальника отдела общественных связей Минстранса, что "у любой платной дороги будет альтернативная бесплатная".

Фото: www.alebedev.ruГрубо говоря, кто хочет ездить по качественной дороге, пусть платит, кто не хочет платить, обречен передвигаться по тем магистралям, которые есть сейчас. Предполагаемые 100 млрд руб., которые кажутся обывателю огромной суммой, лишь капля в море аварийных трасс. Посчитайте сами: сейчас на строительство и содержание дорог тратится 400 млрд руб. в год, прибавка в 100 млрд – это всего лишь 25%, тогда как на кардинальное решение проблемы нужна сумма, большая в разы. А  платные дороги бесплатные трассы не улучшат тем более. Выходит, вторую извечную проблему в России и впрямь не решить. По крайней мере, до тех пор, пока не будет решена первая.



Александра Качалова