Аналитика


Екатеринбург как итало-немецко-шведское окно в Азию
Экономика | Портреты | Общество | Свердловская область | Свердловская область | Экономика | Политика | услуги | Россия | Наука и техника | В России

Иностранные предприниматели медленно, но верно оккупируют российский рынок. Страх  перед необузданной Россией и ее загадочной экономикой они потеряли довольно быстро. Уже сегодня крупнейшие международные промышленники залезают в самые дебри российского рынка, оставляют там свои деньги и даже ждут от этого получения солидного куша. Мгновенно нащупав выгодную лазейку, они враз кидаются покорять нетронутые просторы. Отработав план "Центр", двигаются на восток. Сейчас на их пути почти девственные финансовые ресурсы Урала. И, судя по амбициям международных гигантов, борьба за них развернется суровая.

Сейчас свою фирменную площадку в Екатеринбурге возводит шведский мебельный гигант ИКЕЯ. 100 тысяч квадратных метров шведы собираются "укомплектовать" торговым центром, складами компании и представительствами европейских торговых фирм, а "бесхозные площади" сдать в аренду знакомым московским коллегам.

Параллельно со строительством центра ИКЕА намеревается развернуть сотрудничество с уральскими предприятиями по производству мебели и фурнитуры. По предварительным подсчетам, инвестиции шведов в мебельное производство Среднего Урала составят 30-40 миллионов долларов США.

Проект зрел несколько лет. Уральцы и шведы многократно устраивали взаимные смотрины, губернатор Свердловской области лично принимал основателя и владельца ИКЕА Ингвара Кампрада. Год назад, 26 февраля 2003 года в уральской столице даже прошел День ИКЕА с глобальной выставкой, пламенными речами и фуршетом. За день до мероприятия генеральный директор компании по продажам Кристофер Бауэр обсудил с главами министерств и департаментов внешнеэкономических связей Свердловской, Пермской, Челябинской и Тюменской областей перспективы сотрудничества.

Не менее одиозно в уральский торговый ряд встраивается немецкая управляющая компания METRO Cash & Carry. Сегодня сеть ее торговых центров питает 27 стран. В их числе и Россия благодаря нескольким магазинам в Санкт-Петербурге и Москве. Весной 2004 компания начинает возводить свой магазин в Екатеринбурге. Причем по взаимной договоренности свердловского губернатора и председателя правления Metro Ханса Йоахима Кербера строительство начнется на год раньше, чем первоначально планировалось.

Оба проекта пламенно приветствуют екатеринбургские и свердловские власти. Собственно, заморские гости и пришли-то во многом по их инициативе. Три года назад, когда ИКЕА открыла в Москве свой первый российский магазин, Эдуард Россель предложил руководству компании не ограничивать размах и идти вглубь страны - на Урал, в Екатеринбург. То же самое услышали и немецкие торговцы. "Это крупные капиталовложения в экономику региона, новые перспективы сотрудничества для местных промышленников", - комментирует пресс-служба губернатора Свердловской области.

Сами красоты Урала /экономические, конечно же/ разглядели итальянцы /а именно – администрация города Генуя/. Они "побратались" городами, 4 сентября 2003 с мэрией Екатеринбурга подписали договор о сотрудничестве и вознамерились украсить 40 гектаров уральской столицы национальным кварталом с  небольшими промышленными предприятиями, магазинами, банком, гостиницей, ресторанами, пиццерией /с настоящей итальянской пиццей/, кондитерскими, кафе, центром развлечений, складами, таможней, автостоянкой, выставочными и офисными залами, пресс и конгресс-центрами.

При этом итальянцы в Екатеринбурге будут не только бизнес вести, но и городскую архитектуру контролировать, чтобы их квартал ни в коем разе не стал "бельмом" на "фирменном" стиле Екатеринбурга. "Итальянский квартал принесет с собой черты итальянской архитектуры. Но мы будем строго следить за тем, как расположить дома и строения в условиях Екатеринбурга", - сообщил архитектор города Генуя Морассо Эмилио.

Итальянский проект по своей масштабности является пока самым грандиозным и наиболее известным прожектом. Он предполагает три направления сотрудничества: в области культуры /мэрия Генуи в подтверждение этого даже обещала привезти в Екатеринбург скрипку Страдивари/, в сфере образования /ректоры некоторых уральских вузов уже встретились со своими коллегами из Генуи/ и стратегический путь – промышленность. Джельсамино Луиджи – председатель центра международной торговли Генуя: "Приоритетом мы ставим производство и промышленность. Наиболее интересны для нас металлургия, химическая, легкая, мебельная, строительная, электронная, пищевая индустрии". В строительстве итальянского квартала, по словам председателя центра международной торговли Генуя Джельсамино Луиджи, "заинтересованы несколько базовых международных финансовых групп и систем предприятий. Поэтому денежные вложения в строительство квартала будут идти не только со стороны Италии. По нашим предварительным расчетам, его реализация затребует 250 млн евро".

Чем же Урал так привлек иностранных гигантов, да еще и тех, которые делают ставку не на крупной промышленности,чем край всегда и славился, а на мелком и среднем бизнесе?

"Мы изучили екатеринбургский рынок и обнаружили здесь большие возможности для итальянского рынка и наших товаров. Урал и Екатеринбург обладают подходящими условиями для развития экономических отношений между Италией и Россией, высокими темпами экономического развития. Для нас более интересно и выгодно приехать сюда, чем в Москву и Санкт-Петербург. Это своеобразное "окно в Азию" для итальянских предприятий", - говорит председатель центра международной торговли Генуя Джельсамино Луиджи.

"Прежде всего, Екатеринбург привлекает нас экономическими возможностями, перспективной промышленностью и достаточным уровнем развития производства. Мы уверены, что уральцы оценят преимущества нашего торгового центра", - говорят представители группы METRO Cash & Carry.

"У мировых торговых сетей, которые намерены прийти в Екатеринбург, есть реальная возможность найти здесь своего покупателя", – заявила начальник рекламного отдела торговой сети "ИнтенсивникЪ" Алена Юркина. При этом она отмечает, что с приходом мировых сетей на екатеринбургский рынок в первую очередь пострадают мелкие магазины. Им будет трудно конкурировать с мировыми сетями.

Или невозможно. Ведь, чтобы бороться с иноземными завоевателями, отечественным бизнесменам придется создать на своих небольших предприятиях  сервис мирового уровня, но с местным колоритом, да еще и стоимость товаров снизить /Метро и ИКЕА славятся своими низкими ценами/. Но денег у местных предпринимателей на такую "роскошь" не хватит – не оплели они сетью полмира, чтобы с поставщиками торговаться, да соответствующего капитала не заработали.

Выгода городу и области – вопрос тоже спорный. Богатые иностранные промышленники с солидной историей и капиталом – крупные и стабильные налогоплательщики в местный бюджет. "Итальянский квартал, итальянская промышленность – в истории Екатеринбурга это первые столь крупные инвестиции", - говорит председатель комитета по внешним связям администрации Екатеринбурга Светлана Гарипова.

Но при этом не менее внушительные финансы будут уходить за границу. Оправдание - иностранцы создадут для уральцев несколько тысяч новых рабочих мест – в Екатеринбурге они организуют небольшие предприятия по сборке и фасовке своей продукции. Причем трудиться на них будут исключительно жители Екатеринбурга, со стороны иностранцев – лишь управление и контроль.  

"В первую очередь представителей шведской фирмы ИКЕА интересует возможность размещения на Урале заказов на производство готовой мебельной продукции из местного сырья по шведским технологиям и дизайну. То есть сборка будет проходить в Екатеринбурге", - сообщает пресс-служба министерства международных и внешнеэкономических связей Свердловской области.

"У нас будет происходить сборка или фасовка итальянской продукции. Оттуда на предприятия квартала будут поступать комплектующие, здесь будет осуществляться их сборка. И конечный продукт выходить с пометкой "Сделано в Италии". Около 2000 уральцев будут трудиться на предприятиях квартала. Кстати, граждане уже сейчас интересуются, как можно там трудоустроиться", - говорит Светлана Гарипова.

В общем, перспективы и расклад у иностранцев значительный и вроде бы основательный. Но три крупных конкурирующих проекта, каждый с солидным финансовым багажом, конечно, "подомнут" местный бизнес, а как между собой бороться будут? Их интересы переплетаются самым тесным образом.

К примеру, ту же мебель в Екатеринбурге намереваются собирать и итальянцы, и шведы. А аналог генуанского мороженого екатеринбуржцы смогут приобрести в немецком Метро…

Возможно, приход итальянцев целым кварталом – это и есть один из способов борьбы с конкурентами. Задавить, так сказать, масштабами. К тому же, помимо централизованной "деревни", итальянцы собираются открыть сеть своих магазинов по всему городу. И, если свердловский проект возымеет успех, "подобный же мы организуем в других регионах УрФО", сообщил Морассо Эмилио. Ровно как ИКЕА и Метро. По сообщениям пресс-центров компаний, они намерены "всесторонне расширять свое присутствие на российском рынке". А Урал для них: "Окно в Азию", - как сказал Джельсамино Луиджи.