Самое громкое событие мира минувшей недели, без сомнения, вынесение приговора Саддаму Хусейну. По решению суда, бывший лидер Ирака признан виновным в совершении преступлений против человечности и подлежит смертной казни через повешение. К чему может привести казнь Саддама Хусейна, и кто больше всех рад этому приговору? Что будет с Ираком дальше, и как отразится приговор на позициях России на Ближнем Востоке? На эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью Накануне.RU ответил президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.
Вопрос: Евгений Янович, как Вы считаете, как изменится ситуация на Ближнем Востоке после вынесения смертного приговора Саддаму Хусейну?
Евгений Сатановский: Надо учитывать, что Ближний Восток – это большая территория, и значительное количество людей, там живущих, не имеют никакого отношения к этим событиям. Стоит говорить лишь о тех местах, где это будет действительно актуально. В Ираке это, скорее всего, вызовет очередной взрыв конфликтов – гражданская война в разгаре. Понятно, что в значительной мере именно то, что Саддам Хусейн был в плену – сначала в американском, затем – под арестом в рамках проведения процесса у коалиционного правительства, - сдерживало суннитов.
Если приговор будет приведен в исполнение, то после этого суннитов уже ничего не будет сдерживать. Гражданская война приобретет еще больший размах и более жесткий характер. В Иране, конечно, сейчас население и лидеры чрезвычайно рады, поскольку Садам воевал с Ираном много лет, именно он отвечал в глазах иранцев за все жертвы войны, включая тех, кто погиб от ударов, нанесенных с использованием химического оружия. Именно поэтому ликование по поводу будущей казни сейчас наблюдается как минимум у курдов, шиитов и жителей Кувейта. |
Очень многие в регионе ненавидели Саддама Хусейна. Сложные отношения сложились у Хусейна и с Сирией, и с Египтом. Все лидеры этих стран против смертной казни, но это в значительной мере лицемерие. Кроме того, многие из них представляют себе ситуацию с демократизацией их самих, и в таком случае к ним можно будет применить те же самые мерки, которые были применены к Саддаму, хотя надо сказать, что даже для Ближнего Востока он выделялся чрезмерной жестокостью.
Вопрос: Как приговор может отразиться на войсках США, которые находятся в Ираке?
Евгений Сатановский: Атаке будут подвергаться любые коалиционные войска, не только американские, и любые компании, включая российские, белорусские, какие угодно. Не будет принципа проверки паспортов с национальностью, а будет принцип принадлежности к иностранцам. Ничего хорошего эскалация напряженности не несет ни для армии, ни для политиков. Не случайно и смертная казнь, которую суд одобрил, совпала с отставкой министра обороны США Доналда Рамсфельда, хотя он отнюдь не один отвечает за все происходящее в Ираке.
Вопрос: Как Вы считаете, приговор будет приведен в исполнение как можно скорее, либо будут постоянно появляться какие-то отсрочки?
Евгений Сатановский: Я не хотел бы сейчас заниматься гаданием на кофейной гуще, потому что
если те люди, которые этот приговор вынесли, действительно понимают, что происходит в Ираке, и что будет происходить после того, как приговор будет приведен в исполнение, то тогда Саддама ожидает состояние "замороженное" состояние, как у Оджалана, лидера курдских сепаратистов, которому приговор вынесен, но в исполнение не приводится. Саддам с вынесенным приговором, но не приведенным в исполнение, оставляет хотя бы небольшую надежду на то, чтобы погасить часть волнений в суннитском треугольнике. Саддам казненный означает потерю заложника номер один, и взрыв, который, безусловно, ухудшит ситуацию, хотя ухудшить ее трудно. |
Но на что именно пойдут власти нынешнего Ирака, сказать нельзя, тем более что в правительстве в основном шиитские лидеры, люто ненавидящие Саддама, и некоторое количество курдов, которые относятся к нему после химических атак на Курдистан ничуть не лучше.
Вопрос: Неоднократно звучало предложение разделить Ирак на суннитскую, шиитскую и курдскую части. Насколько реальны эти перспективы сейчас, и как на них может повлиять приговор?
Евгений Сатановский: Курды уже независимы. Де-факто у них есть пусть непризнанное, но существующее государство со своими армейскими подразделениями, со своей экономикой, политической элитой, со своим флагом и со своими паспортами. ООН может государство и не признавать, но
система деления мира, которая создалась в постколониальную эпоху, сегодня рухнула. |
Внутренних беженцев в Ираке сейчас около 12% населения. А если выбросить Курдистан, который является стабильной территорией, но откуда депортируется арабское население, то эта цифра дойдет до 25% - и это огромная проблема. Эта ситуация напоминает ситуацию в России после распада Российской империи, когда правительства на местах сменяли друг друга с калейдоскопической частотой. Будут ли это генералы, будут ли это лидеры Аль-Каиды, будут ли это группировки религиозных авторитетов – мы не знаем. |
Говорят о самых фантастических вариантах, вплоть до версии о попытке Ирана закрепится на территории некоторых анклавов, где очень сильно влияние проиранских группировок и закрепиться не де-юре, а де-факто. Разделение приведет к анархии без всякого предварительного сценария.
Вопрос: Спикер Госдумы РФ Борис Грызлов назвал приговор Саддаму Хусейну недемократичным и заявил, что в данном случае в очередной раз была продемонстрирована политика двойных стандартов. Насколько оправдано такое заявление?
Евгений Сатановский: Приговоры демократичными не бывают. Двойные стандарты – это норма для политики и западной, и восточной, и какой угодно другой. Ничего нового здесь не сказано. Это все именно так. Политика – это всегда двойные стандарты, а иногда – и тройные, и четверные. Что касается демократичности, то давайте рассматривать политику отдельно, а теории, как она должна проходить – отдельно. Романтичность в политике не приживается во-первых, а, во-вторых, чрезвычайно плохо для всех остальных, а иногда и для романтиков заканчивается. Очень ярко об этом говорит пример Николая II.
Вопрос: Как приговор Саддаму Хусейну может сказаться на позициях России на Ближнем Востоке?
Евгений Сатановский: Этот приговор не имеет отношения ни к России, ни к российским позициям, ни к чему угодно другому, потому что сегодня, к счастью, мы перестали загребать угли из костра голыми руками для кого-то, как это делали десятилетиями бесплатно, а то и за свои деньги. Мы предоставили Америке полное право заниматься миротворчеством, демократизацией и, соответственно, посылать своих военных на те театры военных действий, где еще 20-30 лет назад гибли наши солдаты и офицеры, где мы тратили десятки и сотни миллиардов долларов вместо того, чтобы вкладывать их в собственную экономику. Поэтому ни этот приговор, ни другие коллизии на наших вновь складывающихся отношениях с Ближним Востоком не скажутся.