7 ноября вечером вся Россия прильнула к экранам. Рейтинги "Первого канала" в этот час зашкалили за все мыслимые пределы… А буквально на следующий день практически весь русскоязычный Интернет заполнился матом и изощреннейшими, самыми уничижительными – "просто" ругательствами. Не стихают эти ругательства и по сей день – благо, показ нового, с небывалой помпой поданного и разрекламированного Бондарчуковско-Эрнстского "Тихого Дона" (потому как Шолохов к этому безобразию отношения ровно никакого не имеет) продолжается.
И возмущение откровенным измывательством над художественной святыней в России таково, что оно не ограничилось рамками Интернета.
Донские казаки, недовольные новой экранизацией "Тихого Дона", готовы пикетировать "Останкино", заявил атаман международного союза казачьих объединений Всевеликого войска Донского генерал армии Николай Козицын. "Сейчас по хуторам, по станицам, бурлят казаки, каждый день раздаются звонки с призывами вплоть до того, чтобы собрать из Ростова эшелон казаков и пикетировать "Останкино", - сказал Козицын. Козицын также крайне отрицательно отозвался об исполнителе главной роли в фильме - актере Руперте Эверете и о других иностранных актерах. "Если нацепить на корову седло, то все равно корова в седле получится", - подытожил Козицын. |
Во всем Интернете за эти дни прозвучало только одно более-менее внятное оправдание. Фильм, мол, сделан для иностранного зрителя, который до сих пор совершенно искренне думает, что у нас медведи по улицам ходят.
Отсюда, мол, и лубочные картинки, и карикатурные деды, и нелепые мятые казачьи фуражки-"аэродромы", сдвинутые исключительно на неправильную сторону, и пустые ведра на коромысле у Аксиньи, когда она с реки возвращается домой, и все прочее из цикла "samovar-matreshka-vodka-perestroika"…
Количество откровенных "ляпов" в этом… эээ… сериале таково, что не только зашкаливает за все мыслимые пределы, но – их столько, что даже сами по себе они (если
Но даже если бы дело обстояло именно таким образом, то было бы еще полбеды. Потому как ощущение живого и настоящего – оно отчасти прощало бы весь этот мусорный, непрофессиональный, изначально пренебрежительный подход к первоисточнику.
Но все гораздо хуже.
Хуже, потому что, начиная слой за слоем разгребать весь этот лубочно-целлулоидный мусор, в итоге мы так и не обнаруживаем в глубине его ничего истинно живого, правдивого и первозданного.
Только тупая бессвязная нелепица, ничего общего ни с романом Шолохова, ни с творением Герасимова не имеющая.
Я не буду останавливаться на отвратительной озвучке. Отвратительной я озвучку называю, не имея в виду критику актеров – каждый старался как мог, и как он это чувствовал. Но в том-то и беда – что в итоге по говору получилось – кто в лес, кто по дрова. Этакая сборная солянка. Кто-то из героев говорит округло гладко и певуче, как говорят в Поволжье. Кто – "ШОкает" по украински. А кто-то вообще говорит вот с тААким мААсковским ААкцентом. И все это - заслуга "режиссера" Феди…
Я не буду останавливаться на возмутившем не только казаков – просто русских людей, хоть мало-мальски слышавших когда-нибудь о не казачьих даже - о крестьянских традициях и обычаях, - факте того что Аксинья позволяет себе ходить по хутору простоволосой (что для замужней женщины был позор, равнозначный тому, как если бы она прошла голой). И мало того, что весь образ Аксиньи ассоциируется, скорее, с ролью 4-5-й фрейлины-распутницы при дворе какого-нибудь Людовика …надцатого, но никак не с яркой, сильной русской казачкой с трагичной, с самой юности переломанной судьбой.
Но чего стоит хотя бы одежда как той же Аксиньи, так и остальных казачек? Что это за нелепые мешковатые балахоны, в кои они выряжены? Откуда, из каких пыльных загашников они были извлечены на свет божий?
И это при том, что сам Шолохов предельно точно многажды ДАЛ читателю исконный, настоящий наряд казачек.
Григорий перевел взгляд на жену <…> - сатиновая голубая кофточка, с узким кружевным в кисти рукавом, облегала ее ладный стан, бугрилась на мягкой большой груди; синяя юбка, с расшитым морщиненным подолом, внизу была широка, вверху - в обхват. Григорий сбоку оглядел ее полные, как выточенные, ноги, волнующе-тугой обтянутый живот и широкий, как у кормленой кобылицы зад, - подумал: "Казачку из всех баб угадаешь. В одеже - привычка, чтоб все на виду было; хочешь - гляди, а хочешь - нет. А у мужичек зад с передом не разберешь, - как в мешке ходит..." (Выделено – А.К.)
Ну и скажите мне, где все ЭТО? Ведь здесь, как и во многих других местах романа тщательнейшим образом, с любовью к каждой детали был описан костюм казачек того времени. И неужели нельзя перечитать первоисточник? А если недосуг было – хотя бы пересмотреть фильм Сергея Герасимова, где как раз образ героев максимально соответствует шолоховскому?
Но и это не главное. Как не главное - весьма посредственная и малоубедительная в большинстве своем актерская игра. Как не главное даже то, что все действия и поступки даже основных, не говоря
Как сказала мне накануне жена – "Аксинья, вернувшись к Степану, выглядит просто дура-дурой". И правильно, ведь в этой сериальной лабуде даже намека нет - почему она так поступила. Ну дура - и все тут. И Григорий в этом кинолубке выглядит рафинированным, но при этом - мелочным скрягой, злясь на красных за то, что те, якобы, забрали коней (чего у Шолохова нет и в помине). И вообще - чего делал Григорий у красных, и почему он от них отшатнулся – так, два слова – был, мол, и все тут. Может, водки выпить заезжал, да забухал месяца на три. А про выпирающую из "Григория" голубизну вообще промолчу – противно.
Поэтому, дабы не погрязнуть окончательно в бесчисленном множестве несуразностей, скажу одно – с исконным "Тихим Доном" сия мыльная сериада господ Эрнста и Бондарчука-младшего вообще не имеет ничего общего.
И само-собой, в этой киноподелке нет ни русского, ни казачьего духа. Впрочем, зная что такое из себя представляют господа Эрнст и Бондарчук-младший, это горькая для нас, но – увы, совершенно закономерная и предсказуемая вещь…
Единственное, что хоть как-то не утешает, нет, - дает надежду, – так это вера в то, что даже после такого, уродливого и вычурного кинолубка хоть некоторая часть людей захочет все-таки взять в руки первоисточник. Для того, чтобы окунуться в то буйное многоцветие красок, коим дышат страницы шолоховского гениального романа. Для того чтобы вместе с героями прожить их сложную, яркую и трагичную судьбу. Для того, чтобы ощутить все величие - как донского казачества, так и всего русского народа в целом, о котором так проникновенно сказал сам Шолохов в своей речи при вручении ему Нобелевской премии. В этой речи Михаил Шолохов посвятил свой труд великому русскому народу.
А для чего же состряпали господа Эрнст-Бондарчук-младший свой семисерийный лубок в стиле "а-ля рююсс"? Для того, чтобы (приурочив это дело к 7 ноября - дате, которую россияне упрямо не хотят забывать, как бы многочисленные Познеры, Павловские и Сатаровы с Сагалаевыми не старались) в очередной раз смачно харкнуть в историю Родины нашей? Или все банальней, но оттого не менее омерзительней - только для пресловутого рейтинга и, соответственно, прилагающегося к нему рекламного бабла за жвачки?
На одном из форумов наткнулся на такую фразу: "Федя, ну зачем ты выкупал это за $
В итоге – очередной мыльный кинолубок гламурных господ Эрнста и Бондарчука-младшего лопнул громко и смачно, обляпав всенародным позором его создателей.
Лопнул так, что ничего, кроме омерзения, и чувства гадливости после себя не оставил.
Так что искренне, от души, хочу посоветовать господину Эрнсту и дальше лепить помпезные "Дозоры", "Гамбиты", как и прочий клипово-псевдокиношный, яркий, и оттого хорошо раскупаемый КИЧ. У вас это здорово получается, да и вреда от этого немного. Как от жвачки.
А Феде Бондарчуку скажу одно – лабай, дорогой, свои "режиссерские" лубки под общим подзаголовком "крутятся жопы", да снимайся-ка в гламурной рекламе, оканчивающейся обязательной девкой под мышкой и дежурным: "А теперь - …ацца!"
Только вот к России больше не прикасайтесь, потому как вы ее вовсе не знаете, не любите и не чувствуете. И Великих Творцов больше не трогайте – они на то и Великие, что и с того света вам ответить смогут.
Берегите себя.