Аналитика


"Газпром" - "Нортгаз": нет врага более жестокого, чем прежний друг?
Экономика | Свердловская область | Ямало-Ненецкий АО

На протяжении всей второй половины 2004 года "Газпром" добивался в судах признания недействительным распоряжения "Роскомнедр" о выдаче "Нортгазу" лицензии на разработку неокомских залежей Северо-Уренгойского месторождения, в подготовку которого к промышленной разработке, по утверждению газовой монополии, было сделано немало вложений.

Первые попытки "Газпрома" отобрать лицензию у независимой компании, как известно, оказались неудачными. В июле Арбитражный суд Москвы вынес решение о прекращении производства по данному делу в связи с тем, что срок исковой давности был пропущен. В августе Девятый арбитражный апелляционный суд оставил жалобу "Газпрома" без удовлетворения. Однако в декабре Федеральный арбитражный суд Московского округа, отменив решения первой и апелляционной инстанций, отправил дело на новое рассмотрение по существу. Как стало известно Накануне.RU , предварительное судебное заседание, на котором будет назначена дата основного слушания, назначено на 14 марта.

В "Газпроме" уверяют, что узнали о переоформлении лицензии (произошедшем, напомним, в феврале 1994 года) лишь недавно, после чего концерн сразу обратился в суд.  "Мы обжалуем каждый незаконный шаг "Нортгаза", о котором становится известно, - сообщили Накануне.RU в пресс-службе "Газпрома", Предыдущие решения судов отнюдь не означают, что "Нортгазу" удалось доказать в судах свое право на разработку Северо-Уренгойского газового месторождения. Дело направлено на новое рассмотрение. Слушание состоится в Арбитражном суде города Москвы".

Несмотря на то, что рассматриваемый вопрос напрямую затрагивает интересы "Нортгаза", ответчиком по иску "Газпрома" выступает Министерство природных ресурсов РФ, а компания фигурирует в деле только в качестве третьего лица. Тем самым, в силу особенностей российского процессуального законодательства, право "Нортгаза" на защиту существенно ограничено: заявить о пропуске срока исковой давности может только ответчик, то есть Минприроды. Однако, если на первом судебном заседании юрист Минприроды поддержала позицию "Нортгаза", то уже на третьем зачитала практически обвинительное заключение на пяти листах, - сообщают в компании. Между тем, в пресс-службе министерства Накануне.RU в комментариях по этому поводу отказали, проигнорировав официальный запрос редакции.

Краткая справка: В начале нортгазовского проекта "Газпром" через свое дочернее предприятие "Уренгойгазпром" был его главным собственником. ЗАО "Нортгаз" /до 7.12.99 г. ЗАО "Нортгаз Лимитед"/ создано Постановлением Правления РАО Газпром от 04.10.93 г. в целях разработки неокомских залежей Северо-Уренгойского месторождения, эксплуатация которого с 1987 г. осуществлялась ПО "Уренгойгазпром". Учредителями ЗАО "Нортгаз" выступили:

- "Уренгойгазпром" - 51%;

- Фарко Груп /Farco Group, правопреемник Tansley Trading Limited/ - 5%;

- Бектел Энерджи Рисорсиз Корпорейшн /Bechtel Energy Resources Corporation/ - 44%.

Передача "Уренгойгазпромом" лицензии "Нортгазу" была осуществлена распоряжением Комитета РФ по геологии и использованию недр (Роскомнедра) № 15-р от 23 марта 1994 года. Действующий в то время Закон "О недрах" (собственно, как и его нынешняя редакция), предусматривал предоставление лицензии путем проведения конкурсов и аукционов. Однако методические документы, прописывающие четкие требования к процедуре их проведения, появились только в июне 1994 года. До этой даты оформление производилось без проведения конкурсов и аукционов: лицензия на разработку Северо-Уренгойского месторождения, как и сотни других лицензий, ведомство выдавало, руководствуясь лишь имевшейся в тот момент нормативной базой.

Получается, с нарушением закона? Получается, что все лицензии, выданные в то время (раз уж суды сочли, что срок давности роли не играет), сегодня можно оспорить. Тогда, как же быть с экономической стороной вопроса? "Нортгаз" за 1999-2004 гг. вложил в разработку Северо-Уренгойского месторождения около $160 млн, пробурено 36 скважин, создана современная инфраструктура по добыче и первичной переработке углеводородного сырья. К тому же, лицензионное соглашение "Нортгаз" выполнял в полном объеме, никаких нареканий в адрес компании до сих пор ни со стороны "Газпрома", ни со стороны Минприроды не было. "Основания для иска отсутствуют", - заявляют в компании.

А в случае признания распоряжения "Роскомнедра" незаконным (то есть, не соответствующим закону "О недрах"), "Нортгаз" будет вправе требовать от государства возмещать многомиллионные убытки. " Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий  государственных органов либо должностных лиц этих органов (в том числе в результате издания несоответствующего закону акта государственного органа), подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации", - отметил в интервью Накануне.RU адвокат юридического отдела Комитета корпоративного развития Московской ассоциации предпринимателей Сергей Горбачев.

В "Газпроме" однако также заявляют о многомиллионных "исторических затратах" "Уренгойгазпром" по освоению и разведке месторождения и составлению соответствующей документации. " Это можно установить, проанализировав устав "Нортгаза" и акт приемки-передачи документов, - сообщилиНакануне.RU в пресс-службе концерна. - По оценкам специалистов "Газпрома", стоимость "документов" составляет около $300 млн. Следует также напомнить, что освоение месторождения в 90-х годах также осуществлялось дочерними обществами "Газпрома" (бурение и т.д.)".

На что, впрочем, в "Нортгазе" напомнили, что освоение месторождения, хотя и осуществлялось дочерними обществами "Газпрома", но на средства иностранных инвесторов, выделенных на основании заключенных с "Нортгазом" контрактов. Не имеющий финансовой самостоятельности "Уренгойгазпром", не мог участвовать в финансировании проекта. "Газпром" со своей стороны неоднократно отказывал "Нортгазу" даже в поручительстве по кредитам российских и иностранных банков. Так, в декабре 1996-го компания Bechtel вышла из состава акционеров "Нортгаза", официально заявив: "по причине политической нестабильности в России и нежелания Газпрома поддерживать проект". Принадлежавшие Bechtel акции "Нортгаза" (44%) приобрел второй иностранный акционер - Farco Group, так как "Уренгойгазпром" тогда от покупки отказался. Финансирование в полном объеме обеспечили иностранные инвесторы под залог 49% акций "Нортгаза" и активов английской Farco Group. А потому, есть такое мнение - судебные разбирательства бесперспективны, поскольку попытки "Газпрома" лишить "Нортгаз" лицензии не основаны на экономической действительности.

К тому же, передача "Нортгазу" лицензии осуществлена с согласия высшего руководства "Газпрома", - поясняют в компании. Председателями Совета директоров "Нортгаза" в 1993-2001 гг. были члены Правления "Газпрома" В.Резуненко и В.Ремизов, в состав Совета директоров входили и руководители "Уренгойгазпрома". Вопрос о разделе лицензии и передаче части ее "Нортгазу" был рассмотрен на одном из первых же заседаний Совета директоров "Нортгаза". "Управление геологии и разработки месторождений "Газпрома" тогда, как впрочем и сегодня, имеет информацию о владельцах всех газовых месторождений", - отмечают в компании.

К слову сказать, к тому времени, когда "Нортгаз" попал под "особое внимание" "Газпрома", добыча на Северо-Уренгойском месторождении выросла до 4 млрд кубов газа (проектный объем добычи на месторождении - 10-12 млрд кубов газа в год). А на посту главы монополии Рэма Вяхирева, при руководстве которого концерн несколько подрастерял активы, сменил Алексей Миллер. Тогда же, собственно, глава государства Владимир Путин дал понять, что за растраты спрос с газпромовцев впредь будет особый.

В феврале 2002 года контроль над ЗАО "Пургаз", которое разрабатывает Губкинское месторождение (с ежегодной добычей около 15 млрд кубометров газа), переходит от "ИТЕРы" к "Газпрому". Тогда же в поле внимания попадает и "Нортгаз" - "Газпром" затевает первую судебную тяжбу с компанией. В сентябре 2002 года Алексей Миллер сообщил о том, что "Газпром" полностью восстановил свой контроль над "Запсибгазпромом" с его лицензией на Южно-Русское месторождение с запасами около 600 млрд кубометров газа. Иначе говоря, отстранил от перспективного газодобывающего проекта "ИТЕРу" и "НОВАТЭК".

Затем, в этот же год монополисту удалось восстановить контроль над "Востокгазпромом", а также над крупнейшим нефтехимическим холдингом страны АК "СИБУР". В 2003 году, как раз после того, как НОВАТЭК вывел на стадию опытно-промышленной эксплуатации Ханчейское месторождение, "Газпром" начинает проявлять аналогичный интерес к дочке НОВАТЭКа - компании "Пурнефтегазгеология". Таким образом, "Нортгаз", по сути, одна из составляющих программы "Газпрома" по установлению контроля над независимыми производителями газа в стране. И на сегодняшний день, в отличие от СИБУРа, "Итеры" и НОВАТЭКа, конфликт "Газпрома" с "Нортгазом" все еще находится в состоянии многочисленных судебных разбирательств.

Напомним, акционеры и менеджеры "Нортгаза" не раз выражали готовность разрабатывать Северо-Уренгойское месторождение совместно с "Газпромом" на взаимовыгодных условиях, выступая с инициативой проведения двусторонних переговоров. Как пояснили в "Нортгазе", судейские споры явились формой своеобразного протеста "Нортгаза" против безучастия "Газпрома" в разработке проекта,  и защиты "Нортгаза" от возможной передачи "СИБУРу" (в 1999 году в "Газпроме" рассматривался вопрос об увеличении таким образом доли концерна в уставном капитале "СИБУРа").

"Добыча "Нортгаза" составляет 0,7-0,8% от добычи "Газпрома". То есть, "Нортгаз" экономически - не конкурент "Газпрому", - отмечает в интервью Накануне.RU аналитик ЗАО "Паллада Эссет Менеджмент" Алексей Суворов,  - Этот факт говорит о том, что "Газпром" применяет к "Нортгазу" не экономические методы. Судя по сообщениям СМИ, менеджмент "Нортгаза" ведет переговоры о продаже пакета акций компании "Газпрому".

Насколько я знаю, в прошлом году четыре независимых оценщика произвели оценку "Нортгаза". Все оценки колеблются в районе $1 млрд 150 млн - $ 1 млрд 400 млн(по оценке международной независимой компании DeGolyer & MacNaughton, стоимость компании составляет $1 млрд. 840 млн. – прим. ред). "Газпром" с данной оценкой не соглашается и готов предложить "Нортгазу" несколько меньшую цену (менее одного млрд)".

"Хотя, если посчитать по проведенным "НОВАТЭК" I РО, и по заявленной цене французской Total за блокпакет акций этой компании ($900 млн), то получается стоимость "НОВАТЭК" - $3 млрд 600. Если посчитаем по общим запасам (с учетом прогнозных  и подготовленных к эксплуатации), у "НОВАТЭК" - 963 млрд кубометров, у "Нортгаза" - 333 млрд. Таким образом, в пересчете на запасы, получаем цену "Нортгаза" порядка  $1 млрд 244 млн. То есть, величину примерно близкую к оценке независимых оценщиков.

Таким образом, "Газпром", скорее всего, предпринимает ряд шагов для снижения цены компании, используя несколько нелегитимные с точки зрения истечения срока давности иски. Напрашивается аналогия с Западно-Таркосалинским месторождением и "НОВАТЭКом", где также конечной целью служит более лояльное отношение менеджмента компании к ведению  переговоров и снижению цены", - отметил Алексей Суворов. 

Так или иначе, но в случае признания распоряжения "Роскомнедр" недействительным, "Нортгаз" будет вынужден приостановить работу. Новому же владельцу лицензии придется выкупать инфраструктуру "Нортгаза", так как невозможно пробурить новые скважины на те же горизонты, построить второй завод по подготовке газа и т.д. Прежние же владельцы "Нортгаза" вряд ли согласятся продать инфраструктуру на месторождении даже на самых выгодных условиях, требуя возврата лицензии.  Добыча будет приостановлена, рабочие, по крайней мере, на время пополнят ряды безработных, сократятся налоговые поступления. Государство, тот же "Газпром" потеряют многие миллионы долларов дохода. На долгое время сложится патовая ситуация. Кому это выгодно?

Наконец, готово ли государство выплачивать из бюджета миллионы долларов в качестве компенсации убытков, причиненных иностранным инвесторам "Нортгаза"? Заметим, убытков, причиненных, по сути, халатностью российских же чиновников, выдавших в те годы с нарушением закона не одну, а сотни лицензий. К сожалению, в пресс-службе Министерства природных ресурсовНакануне.RU в комментариях по этому поводу отказали, несмотря, как уже было сказано, на официальный запрос. Впрочем, отсутствие ответа тоже ответ... 



Оксана Короткова