Конфликт "Газпрома" с независимым производителем газа - компанией "Нортгаз" - получил неожиданное развитие. Государственный монополист, после трехлетних неудачных попыток вернуть контроль над некогда принадлежавшим ему активом, одержал уверенную победу. 28 января Арбитражный суд ЯНАО признал незаконным списание 510 акций ЗАО "Нортгаз" со счета дочернего предприятия "Газпрома" - ООО "Уренгойгазпром" /эти акции некогда составляли 51% первой эмиссии акций "Нортгаза"/. " Таким образом, "Газпром" вправе ставить вопрос не только о возмещении убытков, возникших в связи с утратой пакета акций, но и о привлечении к уголовной ответственности лиц, виновных в хищении имущества, принадлежавшего ООО "Уренгойгазпром"", - заявили Накануне. RU в пресс-службе концерна.
В "Нортгазе" на эти заявления ответили, что компания будет обжаловать решение суда в апелляционной инстанции. Что же касается возможных "уголовных перспектив", пресс-секретарь "Нортгаза" Ксения Боброва заявила, что это "скорее, обычная уловка, "наживка" для СМИ. В ст. 158 УК РФ написано, что "кража есть тайное хищение чужого имущества". Никаких тайн со списанием 510 акций со счета дочернего предприятия "Газпрома" - "Уренгойгазпрома" не было. "Уренгойгазпром" было уведомлено о том, что списание произошло в результате того, что оно не оплатило свою долю в уставном капитале "Нортгаза"".
О том, как "Уренгойгазпром" в 2003 году лишился контрольного пакета в ЗАО "Нортгаз" мы уже писали. Однако до последнего судебного решения "Газпром" упорно молчал. Предпочитал воздерживаться от каких-либо подробных комментариев на этот счет. Теперь же монополист охотливо общается с прессой. И заявление о том, что для возбуждения уголовного дела имеются все основания, скорее, прозвучало не этакой "наживкой" для СМИ, как сочли в "Нортгазе". В 2002 году, если вспомнить, монополисту удалось вернуть контроль над крупнейшим нефтехимическом холдингом страны АК "СИБУР". Генпрокуратура тогда возбудила уголовное дело в отношении высших топ-менеджеров "СИБУРа", был задержан и находился под следствием в том числе и президент холдинга Яков Голдовский. Затем, в этот же год "Газпром" вернул в свою собственность компанию "Запсибгазпром", восстановил контроль над "Востокгазпром", вернул права на Южно-Русское месторождение, а также переданные "Итере" в результате сомнительных сделок при Рэме Вяхиреве "Пургаз" и "Севернефтегазпром". Кстати, повышенный интерес к месторождениям "Итеры" был связан с требованием государства к "Газпрому" увеличить и стабилизировать добычу газа. Компания, впрочем, избежала участи "СИБУРа", не пожелавшего делиться. Поступившись активами, "Итера" продемонстрировала завидную гибкость и умение договариваться как с новой властью, так и с новым руководством "Газпрома".
Таким образом, разобравшись с более крупными "кусками" собственности, монополист принялся за "остатки". Весьма лакомые. К тому времени, когда "Нортгаз" попал под особое внимание "Газпрома", добыча на Северо-Уренгойском газоконденсатном месторождении выросла до 4 млрд кубов газа /а к концу прошлого года приросла еще на 1 млрд/. Стороны, как известно, давно находятся в состоянии многочисленных судебных разбирательств. "Газпром" пытается отсудить у "Нортгаза" то производственные активы, то лицензию на добычу, то признать недействительными допэмиссии акций. Однако такой же пакет встречных судебных решений есть и у "Нортгаза".
Кстати говоря, в том же 2002 году, на возврат активов "Газпром" затратил около 9,5 млрд рублей. А поэтому, вполне логично, отказался от предложения иностранных инвесторов "Нортгаза" /на 100% его контролирующих/ выкупить акции компании и продолжил судебное давление. Последовательно. Вообще "Газпром" похож на государственного чиновника, который работает с девяти до пяти. А "Нортгаз" - независимый производитель - свободный предприниматель, который вкалывает круглые сутки. Предпринятые им многочисленные реорганизации, надо отдать должное, изрядно запутали монополиста.
"Мы обжалуем каждый незаконный шаг "Нортгаза", о котором становится известно, - сообщили Накануне.RU в пресс-службе "Газпрома", – Решением от 28 января 2005 года впервые дана судебная оценка произошедшему "списанию" акций как незаконному. Однако реорганизация ЗАО "Нортгаз" в ООО не позволяет сразу вернуть пакет акций его законному владельцу – ООО "Уренгойгазпром". Дело о реорганизации ЗАО "Нортгаз" в ООО было приостановлено до вынесения решения по делу о незаконном списании акций. Эти акции являются акциями первой эмиссии. Судебные перипетии относительно второй эмиссии завершены – она признана недействительной. Подтверждением этому являются решения и постановления по трем арбитражным делам, которыми установлено, что ни одна акция второй эмиссии не была размещена".
В "Нортгазе", заметим, заявляют о давлении на суд со стороны "Газпрома": "Достаточно сказать, что один из двух присяжных заседателей, Игорь Гордиенко, как оказалось впоследствии, является юристом "Надымгазпрома" - дочернего предприятия "Газпрома"", - сообщили Накануне.RU в "Нортгазе".
В компании заверили, что решение суда не влияет на распределение акций между нынешними акционерами ОАО "Нортгаз" /реорганизация компании из ООО в ОАО произведена в декабре прошлого года/. Вопрос рассмотрен только первой инстанцией, а в соответствии с законом, решение вступает в законную силу по истечении одного месяца или по решению апелляционной инстанции /куда, собственно, намерен теперь обратиться "Нортгаз"/.
"510 акций первой эмиссии, принадлежавшие "Уренгойгазпрому", были списаны "Нортгазом" с лицевого счета "Уренгойгазпрома", так как они не были оплачены должным образом, - объясняет пресс-секретарь "Нортгаза" Ксения Боброва, -В соответствии с Постановлением ФКЦБ РФ от 30 августа 2001 г., в случае неоплаты акций эмитент имеет право списать неоплаченные акции в одностороннем порядке без согласия акционеров".
В апреле 2003 года 510 акций первой эмиссии были списаны с лицевого счета "Уренгойгазпрома" и, как уверяют в "Нортгазе", законность списания подтверждена решением суда. "В качестве вклада в уставной капитал "Нортгаза" в ходе первой эмиссии акций ПО "Уренгойгазпром" внес 12 документов, касающихся оценочных исследований на основе разведочных и оконтуривающих скважин Северо-Уренгойского месторождения. Причем из 12-ти документов "Нортгазу" фактически было передано только пять. Данный способ оплаты акций противоречит российскому законодательству и правоприменительной практике", - отмечает пресс-секретарь компании.
В "Газпроме" уверяют в обратном: "Доводы "Нортгаза" о том, что "Уренгойгазпром" внес "документы", являются домыслом, рассчитанным на людей, не имеющих представления о разведке и освоении месторождения". В действительности, поясняют в пресс-службе концерна, речь идет об исторических затратах ГПО "Уренгойгазпром" по освоению и разведке месторождения и составлению соответствующей документации. Это можно установить, проанализировав устав "Нортгаза" и акт приемки-передачи документов. Cтоимость комплекса работ, проведенного "Уренгойгазпромом" на месторождении на момент создания "Нортгаза", а также предоставленной документации составляет около $300 млн /при этом напоминается, что освоение месторождения /бурение и т.д./ и после учреждения новой компании осуществлялось дочерними обществами "Газпрома"/.
"Кроме того, вид и порядок произведенной оплаты взноса были согласованы Комитетом по управлению имуществом ЯНАО /письмо № 1103/07 от 10.08.1993г., письмо № 119/09 от 16.08.1993г/. Учредительные документы также были согласованы антимонопольным управлением ЯНАО, Министерством экологии и природных ресурсов РФ, Министерством топлива и энергетики. Все они не усмотрели нарушений законодательства в части оплаты ПО "Уренгойгазпром" акций ЗАО "НОРТГАЗ, ЛИМИТЕД", - подчеркивают в "Газпроме", - В течение 10 лет с момента приобретения "Уренгойгазпромом" права собственности на 510 акций ЗАО "Нортгаз", данное право, как и обстоятельство полной оплаты акций, никем не оспаривались. В адрес ООО "Уренгойгазпром" никогда не поступало никаких требований об оплате акций от Совета директоров ООО "Нортгаза". Доказательств того, что акции не были оплачены, как и решения суда, установившего такое обстоятельство, нет. Кроме того, в соответствии с законом об Акционерных обществах, в случае неоплаты ООО "Уренгойгазпром" акций ООО "Нортгаз", регистрация ЗАО "Нортгаз" была бы признана недействительной".
В период второй эмиссии, как известно, "Уренгойгазпром" в качестве оплаты своей доли /51%/ в уставном капитале "Нортгаза" внес две эксплутационные скважины. Однако в 2001 году Арбитражный суд ЯНАО признал договор мены акций на скважины недействительным, и доля "Уренгойгазпрома" составила 510 акций из 92 тысяч.
Как поясняют в "Газпроме", " акционеры ЗАО "Нортгаз" договорились произвести оплату своих долей именно таким образом /эксплуатационные скважины со стороны "Уренгойгазпром"/. Речь не шла о недостаточности средств.
Кроме того, в судебном порядке уже доказано, что доля "Уренгойгазпрома" не была снижена до 0,5%. Решениями судов были признаны ничтожными все сделки по размещению акций второй эмиссии /как с "Уренгойгазпромом", так и с "Фарго Групп"/. Судами было установлено, что все акции второй эмиссии были возвращены эмитенту, и ни одна акция второго выпуска не была размещена. Более того, суд признал недействительным и отчет о втором выпуске акций.
Вопросы по второй эмиссии до сих пор возникают в связи с тем, что в ходе реорганизации ЗАО "Нортгаз" в ООО, руководство "Нортгаза" конвертировало в доли участия в компании не только акции первой эмиссии, но и второй. Однако это ничтожная сделка, не влекущая правовых последствий. Соответствующая оценка этому будет дана в ходе рассмотрения ближайших дел", - сообщили Накануне.RU в "Газпроме".
"Газпром", надо понимать, - больше, чем предприятие. Концерн, располагающий крупнейшими запасами газа в мире, высокие цены на газ делают фигурой глобального масштаба. "Газпром" входит и в нефтяной бизнес. В случае слияния с "Роснефтью", приросшей "Юганскнефтегазом", "Газпром" попадает в "лигу чемпионов" - станет энергетической компанией мирового масштаба. Газ, нефть и электроэнергия – три кита, на которых формируется будущее концерна. Однако "Газпром" - не только мощный экономический, это еще и политический инструмент. Концерн готов финансировать любое настроение Кремля, а это значит и мощный административный ресурс. По сути, для "Нортгаза" - маленького "винтика", выпавшего из гигантского "механизма" "Газпрома" - период "смутного времени" затянулся лишь потому, что стратегически важным было первым делом вернуть утерянные крупные активы /тот же "Пургаз", к примеру, ежегодно добывал 7,5 млрд кубометров газа, "Востокгазпром" - 6,5 млрд/. А пример "СИБУРа" здесь, пожалуй, как раз наиболее показателен.
"Газпром" получит контроль над "Нортгазом", используя для этого все законные средства. "Газпром" – государственный чиновник, а государство еще в 2001-ом /когда стало известно о растрате активов/, пригрозив ему пальчиком, сказало свое "ни-зя". Тогда газпромовцы и решили доказать, что способны "завинчивать гайки". Схожую способность, кстати, продемонстрировало и государство в деле "ЮКОСа". А потому, судя по всему, тайм-аут в противостоянии с "Нортгазом", вызванный стратегическими приоритетами "Газпрома" /внутреннее реформирование, либерализация рынка акций, слияние с "Роснефтью"/, все же закончится победой последнего. И дело даже не столько в силе, сколько во времени. А торопиться монополисту некуда... Можно также предположить, что опасения "Нортгаза", вопреки оптимистичным уверениям, все же более серьезны. О том, как была распределена прибыль компании за 2003 год, мы уже писали. Эксперты сочли сей факт не иначе как "фиксацией финансовых итогов проекта, свидетельствующей о скорой смене собственника "Нортгаза". Впрочем, у любой медали, как известно, две стороны.
Другая сторона медали
Январьское решение арбитража ЯНАО "Нортгаз" однозначно будет опротестовать. Вообще, на каждый один ход "Газпрома", компания отвечает, продумывая ходы наперед. На каждый козырь монополиста независимый производитель из загашников достает козырные карты старшей масти. На сегодняшний день инвестиции "Нортгаза" в освоение Северо-Уренгойского месторождения составили более $140 млн., пробурено 36 скважин, создана современная инфраструктура по добыче и первичной переработке углеводородного сырья. Как утверждают в компании, не имеющий финансовой самостоятельности "Уренгойгазпром" не мог участвовать в финансировании проекта. "Газпром" со своей стороны неоднократно отказывал "Нортгазу" даже в поручительстве по кредитам российских и иностранных банков. В том числе и по этой причине из проекта вышла компания Bechtel, передав свои 44% акций "Нортгазу". Финансирование в полном объеме обеспечили иностранные инвесторы под залог 49% акций "Нортгаза" и активов английской Farco Group. А потому, есть такое мнение, что в принципе /но не в частностях/ судебные разбирательства бесперспективны, поскольку попытки "Газпрома" получить контроль над "Нортгазом" не основаны на экономической действительности.
Минувшим летом "Нортгазу" удалось доказать в судах свое право на разработку Северо-Уренгойского газового месторождения, которое у него оспаривал "Газпром". Эксперты полагают, что эта победа станет козырем владельца "Нортгаза" Фархада Ахмедова на случай, к примеру, продажи своего газового бизнеса. У "Газпрома" тоже были бы шансы отсудить лицензию. Если бы он не ждал 10 лет, впрочем, в концерне уверяют, что узнали о переоформлении лицензии недавно. Тем временем "Нортгаз", не теряя времени даром, уже стал партнером монополии в его "дочке" – "Ачимнефтегазе". "Итера", больше года назад предложившая "Газпрому" выкупить у нее 49% акций этой компании /разрабатывающей участок Уренгойского месторождения/, продала их "Нортгазу".
Вообще "Нортгаз" во главе с Фархадом Ахмедовым уже давно в зарубежной прессе /если, конечно же, это считать показательным/ окрестили "не столь смелым, сколь предприимчивым" в "войне с монополией". А в любой войне, как известно, главное маневры. Именно этого качества у менеджмента гиганта-монополиста, при всей его экономической и политической мощи /позади все же государево плечо/, не хватает. Слияние с "Роснефтью" затягивается, ровно как и либерализация рынка, внутренне реформирование не завершено, "в трубу" надо вкладывать и вкладывать, добычу наращивать... Не исключено, что "Газпром" может просто-напросто опоздать. К тому же, при всех особенностях нашей страны, нельзя не замечать и роль такого фактора, как наличие "нужного человека на нужном месте". У менеджмента "Нортгаза", определенно, лоббистские возможности тоже имеются. К слову сказать, в минувшем декабре Совет Федерации подтвердил полномочия Фархада Ахмедова в качестве сенатора от Краснодарского края, где владелец "Нортгаза" широко известен благотворительной деятельностью.
Наконец, война может закончиться и мирным договором. "Газпрому" уже предлагалось выкупить 99,5% акций "Нортгаза". Теперь концерн может получить половину. Если за нее заплатит. Однако переговоры были прерваны в ноябре прошлого года самим "Газпромом". "Нортгаз" все же, как и прежде, по крайней мере, на словах предпочитает взаимовыгодное, мирное урегулирование спорных вопросов.