Аналитика


Всероссийский смотр голосов
Общество | Свердловская область | Свердловская область | Ханты-Мансийский АО - Югра | Курганская область | Челябинская область | Ямало-Ненецкий АО | Тюменская область | Тюменская область | информационные агентства | Россия | В России

"Хотите петь в оперном театре? Не нужно ни связей, ни, помилуй бог, взяток – вообще ничего не нужно, кроме таланта. Приезжайте на "Ярмарку певцов" и показывайте ваши возможности" -  Галина  Вишневская

Ярмарки певцов и театральных артистов имеют в России давнюю традицию. Особенно популярными ярмарочные смотры были в начале прошлого века, в дореволюционной России.  Потом необходимость их проведения отпала сама собой. Но не канула в лету. В 1986 нечто подобное организовывали в Нижнем Новгороде. Эта акция имела успех, но ее продолжение уже в 90-х годах, по понятным причинам, показало отсутствие интереса как у самих исполнителей, так и среди театральных деятелей. В 2000 году традиции "Всероссийской ярмарки певцов" возродили в столице Урала – Екатеринбурге.

И вот уже четвертый год, по инициативе и желанию Союза театральных деятелей РФ и при активном финансовом участии Трубной Металлургической Компании, Екатеринбург становится кадровым центром вокалистов.

У молодых певцов с искусством складываются, оказывается, вполне рыночные отношения. И, говорят, это нормально, по крайней мере,  в духе времени. Судите сами: молодой выпускник консерватории вряд ли - первый претендент на ведущие партии в Мариинский или Большой театры. Вакантных мест в столице практически нет. А вот провинциальные подмостки задыхаютя от нехватки достойных кадров. Ярмарка певцов, по сути, та же биржа труда, только специализированная. Это место, где перспективные певцы могут выгодно продать свой голос российским театрам. /Не столичным, а провинциальным театрам – это принципиально!/

Директор ярмарки, главный эксперт музыкальных театров Союза театральных деятелей Алексей Садовский уверен: "Ярмарка позволяет выбрать то количество певцов, те типы голосов, которые требуются сегодня. Таким образом, театры могут осуществить сегодня любую художественную задачу, так как при наличии 100 или 200 певцов, можно подобрать голоса на вагнеровский, россиневский, вердивский репертуар…Но, к сожалению, мы еще не достигли такого совершенства, когда могли бы четко отслеживать, кто получает работу, где, и у кого, мы пока не контролируем результат процесса. Но по опыту 50% участников находят работу, благодаря ярмарке".

В этом году об участии заявили более 120 молодых певцов, но в итоге выступили около 90 участников. /Непременное условие для всех соискателей – диплом о высшем вокальном образовании. Он, увы, нашелся не у всех желающих./ И около 30 представителей российских театров и консерваторий пристально следили за молодыми артистами всю ярмарочную неделю. Особенно насыщенными были последние дни. Правда, контракты работодатели заключать не спешили, но контакты завязывали не отходя от сцены. Если в прошлые годы на ярмарке шли на расхват теноры и драматические сопрано, то нынче был спрос на лирические сопрано, баритоны и басы. И хотя руководители театров не спешили раскрывать секрета – кто им приглянулся, наверное, боялись сглазить,  на первом прослушивании артисты исполняли всего две арии русского и зарубежного композиторов/, точно известно, что произвели впечатление молодые певцы из Санкт-Петербурга, Перми, Красноярска и Екатеринбурга.

Неизменный председатель ярмарки певцов – звезда мировой оперы Галины Вишневская была традиционно безапелляционна в своих оценках, в отличие от лояльно настроенных работодателей. Уже в первый день заявила, что перспектив видит мало. "Слишком низок средний уровень голосов, та сердцевина на которой держатся театры", - категорично объявила прима.

На прошлогодней ярмарке Вишневской были отобраны восемь наиболее перспективных певцов, для того, чтобы представить их широкой публике и театральной общественности Москвы и всей России. А молодую екатеринбурженку, выпускницу Уральской консерватории имени Мусоргского – Наталью Боброву оперная прима даже пригласила в свой Центр оперного пения. Сегодня Наталья Боброва – надежда Галины Вишневской. В этом году Галина Павловна приглядела лишь пару исполнителей, отказавшись назвать их имена до завершения ярмарки. 

В целом же общая палитра голосов нынешней ярмарки не вызвала у Вишневской удовлетворения. Впервые за четыре года Вишневская даже позволила себе прервать выступление одной из участниц ярмарки. "Многим надо просто вообще профессию менять. Ни к чему этим заниматься. Нет голосов, нет техники, нет элементарной школы…Нет оснований быть певцом!". Амбициозным молодым выпускникам консерваторий не место на сцене, и вообще в искусстве – говорит оперная звезда. Мечтающим попасть с корабля на бал, из прачек в королевы, Вишневская говорила категорическое нет. "Это легко так сказать: приехал на ярмарку и сразу звезда, и сразу – на мировой уровень. Нет. Надо работать, как лошади десяток лет. И прошибать лбом стены, идя по жизни  с этой великой целью. Вот тогда можно рассчитывать на что-то". Выдающихся талантов Вишневская не нашла, но все же присмотрела несколько перспективных соискателей. Однако, по ее словам это исключительно сырые голоса, которых недостаточно, чтобы прорваться к вершинам мирового оперного Олимпа. Необходимо, помимо неплохого вокала еще и  актерское мастерство, пластика, владение азами оперной культуры. Всему этому Вишневская учит в своем Центре оперного пения. Ежегодно Центр набирает по конкурсу 25 вокалистов. Оперная прима называет его ступенью между консерваторией и театром. Утверждая, что "консерватории артистов не готовят, в лучшем случае подготовленных певцов". В Центре оперного пения Вишневской в содружестве с лучшими дирижерами, режиссерами, преподавателями пластики, сценографии, иностранных языков и, конечно, вокала, студенты совершенствуют мастерство и работают над оперным репертуаром. Мастер-классы в центре проводят такие корифеи мировой оперы, как Плачидо Доминго, Хосе Кареррас и другие.  В этом году у Вишневской первые выпускники. Но, по словам звезды, она не намерена делать протекцию даже своим воспитанникам, так как сама этим никогда не пользовалась и считает, что лучшая протекция – это сцена и зритель.

Ярмарочная неделя была насыщена событиями. Галина Вишневская,  помимо  прослушиваний участников ярмарки, встретилась с преподавателями вокала, провела мастер-классы для студентов Екатеринбургской консерватории, оценила их дипломный спектакль, пообщалась с местной интеллигенцией и даже немного уделила внимания журналистам, чего делать безумно не любит, считая это пустой тратой времени.

Охотно Вишневская высказывалась о благородной цели ярмарки:"В России должен возникнуть цивилизованный рынок оперных певцов. Наше искусство в каком-то непонятном состоянии. На Западе все давно устроено: есть импрессарио, которые занимаются делами певцов. А у нас артисты как были, так и остаются приписаны к театрам. Никому не интересна их карьера. Нам нужны первоклассные менеджеры, такие, чтобы знали, и продвигали певцов не только Большого и Мариинки. У нас огромный творческий потенциал, громадное количество голосов и полно театров. Куда мы смотрим? Русская школа оперного пения всегда была на высоте. Ярмарка – это шанс найти друг друга. Мы уже сейчас приходим к европейской системе существования театров, то есть контрактной, когда певцов будут приглашать на работу либо на год, либо на два, либо на отдельную партию. И мы уже создали эту предконтрактную систему, когда есть рынок – спрос и предложение. На ярмарке обе части рынка присутствуют".

Несмотря на то, что общее впечатление от ярмарки у Галины Вишневской трудно назвать положительным, представители театров – работодатели, те, для кого и задуманы певческие торги все же нашли для себя то, что искали. А значит ярмарка не прошла зря и имеет право на жизнь и перспективу на будущий год.  Ведь хорошие голоса как урожай – то пусто, то густо…..

Краткая справка.Галина Павловна Вишневская, родилась в Ленинграде, певица /сопрано/, народная артистка СССР /1966/. С 1944 артистка Ленинградского областного театра оперетты, затем работала в Ленинградской филармонии. 1952-1974 солистка Большого театра СССР. В Большом театре певица явилась первой исполнительницей многих партий в премьерах - пела Купаву, Тоску, Леонору, Наташу Ростову, Катарину, Полину, а также Татьяну, Аиду, Виолетту, Марфу.
Как концертная певица выделяется проникновенной интерпретацией романсов М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, Д. Д. Шостаковича. Гастролирует во многих странах мира.Супруга Мстислава Ростроповича. С 1974 живет во Франции, выступала в оперных спектаклях, с камерным репертуаром; снималась в кино. В 1978 за правозащитную деятельность. Вишневская и ее муж были лишены гражданства, в 1990 - восстановлено.

"Всероссийская ярмарка певцов - 2004" прошла с 28 июня по 2 июля в Екатеринбурге при поддержке Трубной Металлургической Компании и Благотворительного Фонда "Синара". В этом году столица Среднего Урала стал кадровым центром вокалистов в четвертый раз. В ярмарке участвовали  директора и художественные руководители музыкальных театров, а также преподаватели вокала консерваторий России. Ярмарка призвана выявить молодых талантливых исполнителей, которые в перспективе должны составить элиту не только российской, но и международной оперной школ.