Аналитика


Медицинская реформа: три удара
Портреты | Портреты | Общество | Свердловская область | Свердловская область | Челябинская область | Тюменская область | Экономика | Политика | Наука и техника | Уральский ФО | Спорт | Происшествия | Экспертное мнение | Мнения из Сети

Накануне  в Екатеринбурге врачи Межрегиональной Ассоциации "Здравоохранение Урала" в очередной раз обсуждали грядущую реформу отечественной медицины, особенно, наиболее волнующую ее часть - финансирование. В течение двух дней медики УрФО пытались понять: откуда со следующего года в больницы и поликлиники начнут поступать деньги, каким образом пациенты будут рассчитываться со своими врачами. Но главное – как сделать так, чтобы модернизация здравоохранения прошла "мягко", то есть безболезненно для населения и эффективно для системы здравоохранения.

Открывая совещание, председатель Совета Ассоциации, министр здравоохранения Свердловской области Михаил Скляр заявил: "Все изменения можно поделить на три части: одни касаются структурной организации здравоохранения, другие затронут пациентов, третьи -  врачей". 

Административное направление

Реформа здравоохранения - одна из составляющих административной реформы. В ходе нее планируется сократить число государственных служащих и создать эффективный управленческий аппарат. Однако уже на первом этапе реализации система дала “сбой”. Министр здравоохранения Челябинской области Виктор Шепелев: "В ходе реформы предполагается сократить количество сотрудников. Но Челябинской области в этом плане, я могу сказать, повезло больше всех – у нас количество служащих не уменьшится, а увеличится. Если раньше было 48 государственных служащих, которые входили в состав управления здравоохранения области и управления лекарственного обеспечения, то теперь их станет 56, плюс еще 24 не госслужащих. То есть всего 80 человек".

В ходе реструктуризации в следующем году все отечественные здравницы будут четко поделены на муниципальные и областные. Причем, городам позволят курировать лишь "Скорую помощь", поликлиники и роддома. Контроль за наркологической, онкологической, психиатрической, противотуберкулезной и другой специализированной помощью перейдет к региональным властям. "Часть медучреждений, которые сегодня находятся в ведении муниципалитетов, поступят на финансирование областного бюджета. Нам придется принять на свое содержание 37 больниц. Часть из них реструктурируем, преобразуем, а некоторые и закроем", - поведал Виктор Шепелев.

Российское министерство здравоохранения разделится на три органа исполнительной власти: непосредственно министерство, которое займется законотворческой деятельностью, службу, которая будет ведать финансовым обеспечением, лицензированием, контролем за качеством оказания медицинских услуг, и агентство по здравоохранению и социальному развитию. Ему достанутся управленческие и хозяйственные функции - будет заведовать сетью лечебных учреждений и их финансированием. Главенствующая роль сохранится за министерством. Так как по закону о разделении полномочий между федерацией, областью и муниципалитетами фармацевтическое обеспечение, безопасность и лицензирование – прерогатива федеральных структур, то с 1 января 2005 года в стране появится федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. А в каждом регионе возникнет ее территориальный орган.

У фонда обязательного медицинского страхования /ФОМС/ появятся новые функции. С нового года он будет оплачивать льготные лекарства, система распределения которых также изменится. Правда, по заверениям чиновников, больные этого не заметят: за медикаменты для инвалидов также будут платить, только уже федеральный фонд, для тружеников тыла – областные филиалы.

Население

Михаил Скляр: "Сейчас мы стараемся сделать так, чтобы население резких изменений не почувствовало. Например, в рамках реформы специализированная медицинская помощь из муниципалитетов отойдет субъектам РФ. То есть она станет финансироваться не из городского, а из областного бюджета. Но население этого преобразования не почувствует. Любой больной придет в ту же самую свою больницу и получит квалифицированную медицинскую помощь. Просто деньги за него заплатит уже не городской фонд, а областой".

При этом платные услуги никто отменять не будет. Михаил Скляр: "Есть граждане, которые напуганы ликвидацией платных услуг. У этих людей есть деньги, и они хотят за них получить больший объем качественных услуг. При этом есть категория социально незащищенных больных, для которых, наоборот, необходимо бесплатное лечение". Сию задачу разрешили следующим образом: в конце октября – начале ноября в стране появится программа соцгарантий, в которой будут четко разграничены виды и объемы медицинской помощи. Как заверяют чиновники, в государственных больницах платить придется за дополнительное сервисное обслуживание, дорогие медикаменты или высокотехнологическое лечение. Экстренная и амбулаторная помощь /консультация и лечение в поликлиниках/ будут бесплатными.

Пока государственного постановления нет, в регионах страны действуют свои "списки"  видов бесплатной медпомощи. Например, в роддомах Свердловской области деньги берут лишь за четко оговоренные сервисные услуги. То же самое в кардиохирургии, гемодиализе, онкогематологии. Как объясняют врачи, лечение этих заболеваний довольно дорого, у населения просто нет возможности заплатить, допустим, три тысячи долларов за кардиохирургическую операцию. Бесплатное лечение пытаются внедрить и в детских заведениях, женских консультациях, травмпунктах. Есть постановление, согласно которому главные врачи каждого здравпункта Среднего Урала при денежном дефиците первым делом направляют деньги на неотложную помощь, родовспоможение и педиатрию. Естественно, с другими видами медицинской помощи в таком случае возникают проблемы. Но чиновники разработали такое решение: так как виды и объемы медицинской помощи сократить нельзя, то самый разумный вариант – упорядочить систему на этапе объема диагностики и лечения. То есть необходимо для каждой болезни прописать виды необходимой диагностики и лечения. Примерно через месяц сей список уже появится в каждом медпункте страны.

Встает вопрос: где гарантии того, что сотрудники больниц и поликлиник будут следовать этому списку или не преминут воспользоваться так называемой "системой соплатежей"? Не так давно в Курганской области грянул своеобразный бунт. Жители области открыто возмутились политикой врачей, одновременно взимающих деньги за свои услуги и с больных, и с их страховых фондов. По словам  заместителя губернатора Курганской области по гуманитарной сфере и социальной политике Александра Мазеина, значительная часть зауральцев при обращении в областные медицинские учреждения вынуждена была платить деньги и по гарантированной части медицинских услуг. В конфликт пришлось вмешаться губернатору и правительству области. Были проконтролированы действия всех больниц и поликлиник. Проверки вела прокуратура Зауралья. Как сообщил начальник управления здравоохранения Курганской области Владимир Катанаев, к нарушителям были применены репрессивные меры.

Михаил Скляр: " Система соплатежей возникла из-за недофинансирования здравоохранения. Дефицит есть и сегодня, он ведь быстро не ликвидируется. Однако сейчас предпринимаются попытки сбалансировать количество денег и объем оказанной медицинской помощи, привести их в соответствие. К 1 января 2005 года будут приняты два федеральных закона о системе ОМС и федеральный закон о государственных гарантиях. Там на уровне федерального закона будет четко оговорен перечень видов и объемов бесплатной медпомощи. Деньги, полученные государственными медицинскими учреждениями за свою работу,  будут перечисляться на лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства. Это позволит на сто процентов контролировать доходы и расходы медучреждений. Кстати, уже сегодня система соплатежей постепенно изживается. Сейчас фонд обязательного медицинского страхования переориентировал свои расходы. Если раньше значительный суммы направлялись на покупку медоборудования, то теперь все больше денег уходит на медикаменты, питание, инвентарь".

Врачи

Согласно генплану, к 2010 году отечественное здравоохранение перейдет с дорогостоящего стационарного лечения населения на более дешевое – амбулаторное. Благодаря этому "повысится структурная эффективность системы здравоохранения", исчезнут неэффективные медучреждения, сократится количество мест в стационарах.  На сэкономленные деньги реформаторы намерены поднять уровень российской медицины. Однако всякая модернизация бесполезна, если врачи не будут получать реальное, а, главное, – достаточное, финансирование.

Сейчас, как и в будущем, основные деньги медпункты получают из нескольких источников: из фондов обязательного медстрахования, из госбюджетов /отчисления за неработающее население/ и от оказания платных услуг. В ходе другой уже реформы, ставка единого социального налога в скором времени снизится. Из–за этого уменьшатся отчисления в ФОМС. Кроме того, увеличится доля, которая будет уходить в федеральную казну, а  поступления в региональные бюджеты сократятся. Все это в сумме сократит госдотации здравоохранению. Субъекты Федерации будут тратить на нужды здравоохранения  20 процентов от расходной части бюджета.

"Проблему финансирования мы попытаемся разрешить. В частности планируется, что в фонд обязательного медицинского страхования увеличатся отчисления из областного бюджета за неработающих граждан. Конечно, это не решит окончательно проблемы… Важно понять вот  что:  больницам и поликлиникам придется самим зарабатывать деньги. Поэтому уже сейчас мы начали целенаправленно готовить главных врачей – менеджеров", - говорит Михаил Скляр.

Больницы и поликлиники ищут свои способы "выжить". Сейчас им выгодно принимать как можно больше пациентов. Если раньше услуги врачей оплачивались строго по смете /за "перевыполнение плана" по приему больных деньги больница не получала/, то с введением системы ОМС за каждого "сверхбольного" здравпунктам достается определенный процент от сметы. А в скором времени "спонсорство" больниц будет осуществляться по "душевому" принципу /не за посещение, а за количество приписанных к больнице пациентов/. Существует мнение, что система "подушевого норматива" решит для медиков проблему "недополучения" зарплаты, когда нет "наплыва" пациентов. Однако, вопрос это спорный.

Представитель Федерального фонда ОМС в Уральском федеральном округе, исполнительный директор ТФОМС Свердловской области Борис Чарный: "У нас в системе здравоохранения действует бригадный подряд, общая копилка. Больница в целом пролечила  - получила. Это же экстенсивный путь. Необходимо ввести систему, по которой каждый врач будет получать вознаграждение за реальную работу, за конкретно им вылеченного пациента".

Директор Департамента здравоохранения  Тюменской области Александр Гонцов: "В Тюменской области действует сметная система финансирования. Кроме того, у  нас стоимость одной консультации в поликлинике равна одному дню в больнице. Считается, что лечение в стационаре в несколько раз дороже, чем разовое посещение врача в поликлинике. У нас иное мнение. Мы считаем свои принципы экономически разумными и отказываться от них не намерены".

Экономические принципы работы больниц и поликлиник разделили членов Ассоциации здравоохранения Урала на враждующие группировки. Они рьяно гнобили финансовые планы коллег, не предлагая при этом более эффективных решений. В заключение Михаил Скляр лишь сказал: "Цель реформы  – сделать финансирование здравоохранения эффективным. То есть достичь того, чтобы врачи начали, наконец, получали достойные деньги, а пациенты при этом – бесплатную,  доступную и качественную медицинскую помощь. Правда, для этого сейчас необходимо проработать механизмы финансового обеспечения здравоохранения, медстрахования, законодательно оформить госгарантии"